Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Московская паника 1941 года


Московская паника 1941 года — события, происходившие в столице Советского Союза Москве во время ожесточённых боёв с наступающими на город немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны, когда 15, 16 и 17 октября 1941 года (после принятия Государственным комитетом обороны СССР секретного постановления от 15 октября 1941 года № 801 «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», предусматривавшего отъезд из Москвы советского правительства во главе с И. В. Сталиным) по столице распространились панические слухи, что её сдают немцам.

Хроника событий 15-17 октября 1941 года в Москве

В эти дни десятки тысяч человек пытались выехать из города. Промышленные предприятия закрывались, работникам выдавали месячную зарплату. Из московских и подмосковных тюрем начался вывоз заключённых, председателем ГКО И. В. Сталиным был отдан приказ расстрелять содержащихся в Лубянке «врагов народа». Перед закрытием из продовольственных магазинов стали раздавать прохожим продукты. Отмечались случаи нападения на эшелоны. Обстановку дополнительно дестабилизировали действия немецких диверсантов.

В Москве в это время появилась выпущенная подпольной организацией «Союз спасения Родины и революции» брошюра «Как охранить себя от холода» под авторством некоего И. С. Коровина, которая призывала к свержению «жидомасонской клики» Сталина и в целом была написана в пораженческих тонах.

Утром 16 октября Московское метро не открылось (единственный раз за всю его историю), так как велась подготовка к его уничтожению в соответствии с поступившим накануне указанием Л. М. Кагановича: «Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом», но уже днём 16 октября начались работы по его восстановлению, вечером прошёл первый поезд. В случае разрушения метрополитена москвичи лишились бы не столько транспортного сообщения, сколько защиты — возможности использовать станции и тоннели в качестве бомбо- и газоубежища. До отмены ГКО приказа о ликвидации метро рабочие успели полностью демонтировать эскалаторы на нескольких станциях, в частности, на станции «Динамо». Эвакуация граждан осуществлялась в том числе в составах, собранных из метровагонов.

В ожидании сдачи города немецким войскам был исполнен приказ об уничтожении вышки радиостанции имени Коминтерна, находившейся в 50 километрах восточнее Москвы.

Паника в столице прекратилась на четвёртый день, когда был издан приказ применять к трусам, паникёрам, мародёрам любые меры вплоть до расстрела.

По оценке ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Елены Сенявской, в значительной степени ситуацию переломило выступление по радио председателя Моссовета В. П. Пронина, после которого на следующий день паническое бегство прекратилось, город изменился, на улицах появились военные и милицейские патрули, заработали такси. Также 17 октября по радио с опровержением слухов о планируемой капитуляции столицы выступал глава городской парторганизации А. С. Щербаков.

В культуре

В художественной литературе

  • Русский поэт Наум Коржавин посвятил московской панике 1941 года стихотворение «16 октября».
  • Советский писатель Константин Симонов в романе «Живые и мёртвые» упоминал события 16 октября:

Десятки и сотни тысяч людей, спасаясь от немцев, поднялись и бросились в этот день вон из Москвы, залили её улицы и площади сплошным потоком, нёсшимся к вокзалам и уходившим на восток шоссе».

Однако он предостерегал читателей от однозначной оценки поведения всех жителей города:

В самой Москве было достаточно людей, делавших всё, что было в их силах, чтобы не сдать её. И именно поэтому она и не была сдана. Но положение на фронте под Москвой и впрямь, казалось, складывалось самым роковым образом за всю войну, и многие в Москве в этот день были в отчаянии готовы поверить, что завтра в неё войдут немцы. Как всегда в такие трагические минуты, твёрдая вера и незаметная работа первых ещё не была для всех очевидна, ещё только обещала принести свои плоды, а растерянность, и горе, и ужас, и отчаяние вторых били в глаза.

В кинематографе

  • В фильме «Брызги шампанского» (1989) (режиссёр Станислав Говорухин, в основе картины — повесть писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению») происходит разговор, затрагивающий события 16 октября (54-я минута фильма):

- Выпьем, чтобы октябрь 41-го больше не повторился.

- Вот это верно.

- Про октябрь я что-то не понял.

- О, вы не были тут 16 октября.

- Так что ж тут такого было 16 октября?

- Кошмар! Паника!

- Ужас! Вспомнить страшно.

- Грабили магазины. По сути, город был открыт. Счастье, что немцы не поняли этого. Да, чудо нас спасло. Чудо.

  • В киноэпопее «Битва за Москву» (1985) (режиссёр Юрий Озеров) паника обозначена несколькими кадрами эвакуации Генштаба, на фоне которой изображены москвичи, отчаянно пытающиеся уехать из столицы.
  • В многосерийном фильме «Рожденная революцией» (1974—1977) (режиссёр Григорий Кохан), посвящённом работе милиции, 7-я серия — «В ночь на 20-е» начинается вечером 19 октября 1941 года в Москве. Таким образом, действие происходит в Москве во время наступления немцев в октябре 1941 года. Главный герой фильма — сотрудник угро Николай Кондратьев занимается поиском мародёров, паникёров и вражеских диверсантов в Москве. Он руководит милицейским отрядом, имея приказ — расстреливать без суда и следствия застигнутых на месте преступления грабителей, мародеров и провокаторов.

Засекречивание

Как и многие другие связанные с войной темы, тема московской паники в октябре 1941 года была табуирована в советской историографии. Текст постановления Государственного Комитета Обороны от 15 октября 1941 года (решение об эвакуации из Москвы) не публиковался полностью до конца 1980-х годов.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: