Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Герхард, Роберто


Роберто Герхард (имя при рождении — Роберт Хуан Рене Герхард Оттенвельдер, кат. Robert Juan René Gerhard i Ottenwaelder; 25 сентября 1896, Вальс — 5 января 1970, Кембридж) — испанский (каталонский) и британский композитор.

Биография

Отец — швейцарский немец, мать — из Эльзаса, имя Роберто взял, покидая Испанию. Рос в многоязычной, мультикультурной среде. Обучался по классу фортепиано у Гранадоса и композиции у Педреля. В 1923—1928 учился в Вене и Берлине у Шёнберга. Вернувшись в Барселону, занимался журналистикой, организаторской и концертной деятельностью, пропагандировал творчество и идеи Шёнберга, Веберна, Берга. Сблизился с Казальсом и Миро (в тридцатые годы Миро делал наброски к декорациям балетов Герхарда в постановке Леонида Мясина, но поставлены они не были). В 1931 получил место в музыкальном отделе Каталонской библиотеки, изучал старую испанскую музыку, музыкальный фольклор Каталонии. Сотрудничал с крупнейшими каталонскими поэтами (Жозеп Висенс Фойш, Жозеп Карне). Пригласил Шёнберга провести несколько месяцев в Барселоне, где композитор работал над оперой «Моисей и Аарон». В годы Республики активно участвовал в организации музыкальной жизни Испании, входил в музыкальный совет республиканского правительства Каталонии. После поражения республиканцев покинул Испанию, перебрался в Париж, затем поселился в Кембридже. Работал для Би-Би-Си, писал музыку для театра, в частности, для шекспировского «Короля Лира» в постановке Королевской Шекспировской компании (1955), а также для телевидения и кино (среди прочего — к фильму Линдсея Андерсона «Такова спортивная жизнь», 1963). Одним из первых в Великобритании обратился к электронной музыке. Преподавал в Мичиганском университете (1960), в Беркширском музыкальном центре (1961). Почётный доктор Кембриджского университета (1968).

С начала пятидесятых годов страдал сердечной недостаточностью, которая и стала причиной смерти.

Наследие и признание

В Испании вплоть до кончины Франко музыка Герхарда, опиравшаяся на каталонские песенные и танцевальные традиции, синтезируя их с музыкальным языком нововенской школы, поисками Бартока и Стравинского, не исполнялась, зато её играли и записывали в Великобритании, в числе исполнителей — Тревор Пиннок. В 1992 опера «Дуэнья» была поставлена в Мадриде и Барселоне, музыка Герхарда вернулась на родину. В настоящее время он считается одним из наиболее оригинальных и глубоких испанских композиторов XX в.

Сочинения

Балеты

  • Ariel, либретто автора и Ж. В. Фойша по мотивам шекспировской «Бури» (1934, концертная версия — 1936)
  • Soirées de Barcelone (1937—1939)
  • Don Quixote (1940—1941, 1947—1949, пост.1950)
  • Alegrías, дивертисмент в стиле фламенко (1942)
  • Pandora (1942—1943, пост.1944)

Опера

  • La Dueña, по комической опере Шеридана (1945—1947)

Оркестровые произведения

  • Sardana I (1928)
  • Sardana II (1928)
  • Концертино для струнного оркестра (1929)
  • Albada, Interludi i Dansa (1936)
  • Сюита для оркестра № 2
  • Концерт для скрипки с оркестром (1942—1943)
  • Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1951)
  • Концерт для клавесина, струнного оркестра и перкуссии (1955—1956)
  • Концерт для оркестра (1965)
  • Эпиталамион для оркестра (1965—1966)

Симфонии

  • Homenaje a Pedrell (Симфония, 1940—1941)
  • Симфония № 1 (1952—1953)
  • Метаморфозы (Симфония № 2, 1967—1968, не завершена)
  • Симфония № 3, Коллажи, для оркестра и магнитофона (1960)
  • Симфония № 4, Нью-Йорк (1957—1959)
  • Симфония № 5 (1969, не завершена)

Камерная музыка

  • Trio in B major для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
  • Trio № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
  • Соната для кларнета и фортепиано (1928)
  • Квинтет для духовых (1928)
  • Соната для альта и фортепиано (1948)
  • Каприччо для флейты соло (1949)
  • Струнный квартет № 1 (1950—1955)
  • Нонет (1956—1957)
  • Фантазия для гитары (1957)
  • Чакона для скрипки соло (1959)
  • Струнный квартет № 2 (1961—1962)
  • Concerto for 8 (1962)
  • Гимнодия для ансамбля духовых, двух фортепиано и перкуссии (1963)
  • Gemini, дуэт для скрипки и фортепиано (1966)
  • Libra, секстет (1968)
  • Leo, камерная симфония (1969)

Фортепианные произведения

  • Сонатина для Карлоса (1914)
  • Dos Apunts (1921—1922)
  • Soirées de Barcelona
  • 3 Impromptus (1950)
  • Alegrías для двух фортепиано
  • Pandora для двух фортепиано и перкуссии

Вокальные произведения

  • L’infantament meravellos de Schahrazada, op.1 (1916—1918)
  • Verger de les galanies (1917—1918)
  • 7 Haiku для голоса и ансамбля (1922, ред. 1958)
  • 14 Cancons populars catalanes (1928—1931)
  • L′Alta Naixença del Rei En Jaume (1932, на стихи Ж. Карне)
  • Cancionero de Pedrell (1941)
  • 3 Canciones Toreras для голоса и оркестра (около 1943)
  • 6 Chansons populaires françaises для голоса и фортепиано (1944)
  • The Akond of Swat для голоса и перкуссии (1954)
  • Cantares для голоса и гитары (1962)
  • The Plague, оратория для чтеца, смешанного хора и оркестра, по роману Камю (1963—1964)

Электронная музыка

  • Audiomobiles I—IV (1958—1959)
  • Lament for the death of Bullfighter для чтеца и магнитофона (1959)
  • 10 Pieces для магнитофона (около.1961)
  • Sculptures I—V (1963)
  • DNA in Reflection (1963)

Герхард о музыке

  • Gerhard on music: selected writings // Meirion Bowen, ed. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2000

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: