Натье, Жан-Марк
Жан-Марк Натье, Наттье (фр. Jean-Marc Nattier; 17 марта 1685, Париж — 7 ноября 1766, там же) — французский живописец, академик (с 1718; ассоциированный член с 1713) и профессор (с 1752) Королевской академии живописи и скульптуры; один из самых талантливых и плодовитых мастеров эпохи царствования Людовика XV, крупнейший портретист середины XVIII века.
Биография
Родился в семье художников: его отец Марк Натье (1642—1705) был портретистом, мать Мари Куртюа (1655—1703) писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.
Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. По заказу короля Людовика XIV молодой художник писал репродукции картин Рубенса из серии «Истории Марии Медичи» картинной галереи Люксембургского дворца.
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и по его заказу написал портреты царя и российской императрицы Екатерины (оба — 1717 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пётр предложил Натье должность придворного художника в России, но тот, ссылаясь на свою любовь к родине, отклонил предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже. По заказу Петра художником были написаны картины «Битва при Лесной», отобразившие два знаменательных события Северной войны. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.
После возвращения в Париж художник написал картину на мифологический сюжет «Персей, обращающий в камень Финея» (музей изящных искусств Тура), которая была признана удачной, и автору присвоили звание академика. С начала 30-х годов XVIII века Натье являлся семейным художником Орлеанского дома, а в следующем десятилетии был назначен главным портретистом королевского дома.
Творчество
Жан-Марк Натье является создателем нового стиля живописи — исторического портрета (фр. portrait historié). Картины Натье обожествляют и идеализируют образ женщин, которых мастер изображал на своих в холстах облачёнными в одеяния мифических персонажей.
Картины Жан-Марка Натье хранятся в Лувре, Версале, Эрмитаже, Пушкинском музее Москвы, Дрезденской картинной галерее и в других многочисленных художественных музеях мира. Многие картины художника находятся в частных коллекциях.
Галерея
- Некоторые работы
-
«Битва при Лесной»
(1717)
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина -
«Екатерина I»
(1717)
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж -
«Царь Пётр I»
(1717)
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж -
«Князь
А.Б. Куракин»
(1728)
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж -
«Княгиня
Е.Д. Голицына»
(1757)
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина -
«Мадам де Помпадур в образе Дианы-охотницы»
(1746)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов -
«Мария Лещинская, королева Франции, за чтением Библии»
(1748)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов -
«Графиня де Тильер»
(1750)
Лондон, Собрание Уоллеса -
«Мадам Аделаида Французская, плетущая узлы»
(1756)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов