Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Площадь Ермака


Площадь Ермака — площадь в центре Новочеркасска. От неё лучами расходятся Ермаковский и Платовский проспекты и улица Красный Спуск. В центре площади расположен памятник истории и культуры федерального значения Вознесенский кафедральный собор — усыпальница героев Отечественной войны 1812 года: М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова. Собор окружают памятники Ермаку, Я. П. Бакланову, М. И. Платову и монумент примирения и согласия. Площадь занимает территорию 7,5 га.

История

Второй Вознесенский собор на площади Ермака незадолго до обрушения

Площадь Ермака ведёт свою историю с самого зарождения города в 1805 году. История Новочеркасска началась с торжественного заложения Вознесенского собора. Город рос от Соборной площади. Плугами были проложены борозды, отмечавшие первые проспекты, улицы и переулки.

Вначале на площади была возведена деревянная часовня. Строительство каменного храма продолжалось до 1846 года. Первый проект собора в классическом стиле разработал архитектор А. И. Руска. Здание храма имело кубическое основание, украшенное с трех сторон шестиколонными портиками коринфского ордера, отмечающими входные проемы, алтарный выступ обработан полуколоннами того же ордера. Изящный по форме главный купол с высокой кровлей, фонарём, пластически поддерживался боковыми главками. Фасад собора был рассчитан на главную точку восприятия его с западной стороны Платовского проспекта, откуда начинается широкий разбег площади. На завершающей стадии строительства произошло обрушение части храма при сведении главного купола из-за малой прочности известнякового фундамента.

Второй храм на этом же месте, но теперь из кирпича, проектировал академик И. О. Вальпреде. Строительство этого собора (1852-1863) также не было завершено, так как снова обрушился главный купол. По заключению специальной комиссии причиной тому послужила поспешная кладка подпружных арок и барабана главного купола, которая велась без достаточной просушки известкового раствора.

Третий проект храма в нововизантийском стиле войсковое правление поручило составить А. А. Ященко, хорошо зарекомендовавшему себя в предыдущих постройках. Недостроенный собор был разобран до основания и для нового храма значительно углублен котлован. Бутовая кладка фундамента была окончена в 1892 году. В 1893 году А. А. Ященко скоропостижно скончался и руководителем строительства был назначен его помощник - епархиальный архитектор И. П. Злобин, а завершил возведение собора военный инженер К. X. Лимаренко. Он же внес и конструктивные изменения в проект, заменив с целью уменьшения нагрузки на основание обычный кирпич на пустотелый, кирпичные своды - железобетонными, по «системе Монье». Помощниками его были архитекторы С. И. Болдырев и Г. М. Сальников. Работы по возведению и оформлению собора завершились в 1904 году. В 1905 году храм был освящён.

Идея поставить памятник Ермаку в Новочеркасске зародилась в 1870 году. Вначале статуя была заказана скульптору М. М. Антокольскому, который изваял её в 1888 году. При всех достоинствах этого произведения скульптору все же не удалось добиться монументального образа, и по этой причине его проект был отклонен (скульптура ныне хранится в Русском музее). В том же году к работе приступил скульптор М. О. Микешин, а после его смерти (1896) работу продолжил В. А, Беклемишев, который и завершил многолетний труд по созданию монумента. Торжественное открытие памятника Ермаку состоялось 6 мая 1904 года.

Окончательное завершение исторического облика соборной площади связано с сооружением на противоположной её стороне памятника Якову Петровичу Бакланову. В 1911 году почти без изменения памятник Я. П. Бакланову был перевезен из Петербурга в Новочеркасск и установлен на соборной площади.

В 2005 году в честь 200-летней годовщины города, на площади был открыт Памятник Примирения и Согласия, символизирующий память о трагических событиях Гражданской войны.

Ансамбль площади

Вознесенский собор

Собор представляет собой крестчатое в плане сооружение с граненой апсидой, поэтажным архитектурным членениям, гармонично найденным пропорциям главного купола и боковых глав. Главный купол, венчающий собор, облегчен венцом больших и малых окон. Колокольня, так же как и барабаны малых главок, имеет широкие проемы звона. Уникально и внутреннее устройство собора. Он состоит из трех основных частей: главной церкви и двух подвалов — верхнего и нижнего. Обширное подкупольное пространство наполненно светом (диаметр барабана — 17 м).

Памятник Ермаку

Бронзовая четырехметровая фигура Ермака отлита на литейной фабрике А. Марана в Петербурге, поставлена на гранитной скале, служащей ей ступенчатым пьедесталом. В левой руке Ермак держит боевое знамя, в правой — корону покоренного им Сибирского царства (Сибирскую шапку). Поверх одежды кольчуга с золотой гривной, по преданию — дар царя Ивана Грозного. Памятник включён в перечень объектов культурного наследия России.

Памятник Я. П. Бакланову

Памятник Я. П. Бакланову

Памятник Я. П. Бакланову представляет собой скалу из неполированного красного гранита, отделанного внизу «путиловской плитой». На скалу была наброшена бурка, из-под которой видна шашка боевого генерала и значок на сломанном древке склоненного знамени. Сверху бурки лежит папаха. Бурка, папаха, значок и шашка были сделаны из темно-зеленой бронзы, детали - позолочены. С передней стороны врезан бронзовый медальон с надписью: «Войска Донского генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов, родился в 1809 г., умер в 1873 г., окт. 18-го».

Памятник Примирения и Согласия

Скульптурная композиция состоит из большого православного креста, около которого полукругом расположились 12 камней, на каждом из которых высечено название прославленного казачьего войска. Справа от креста лежат казачья фуражка, башлык и шашка, а слева – винтовка и будёновка красноармейца. Напротив креста расположена фигура казачки, протянувшей в мольбе руки, а перед ней – скульптура казачонка. По замыслу скульптора А. А. Синарина и архитектора И. А. Жукова памятник должен символизировать единение всех казаков мира и их примирение с врагами — красногвардейцами.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: