Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Функциональная автономия мотивов

Дата: 31-12-2022, 03:00 » Раздел: Статьи  » 

Функциональная автономия мотивов — это принцип функциональной автономии мотивов, разработанный Гордоном Олпортом, — представителем гуманистической психологии, состоит в том, что мотивы рассматриваются «как бесконечно разнообразные и самоподдерживающиеся функциональные системы. Они вырастают из предшествующих систем, но функционально независимы от них.»

Функциональная автономия мотивов позволяет рассматривать конкретные, жизнеспособные мотивы психики людей.

Два уровня функциональной автономии

  • Персеверативная функциональная автономия. Персеверативная функциональная автономия продлённого действия основывается на простых неврологических принципах, — механизмах обратной связи в нервной системе человека. Людям, по мнению психолога, свойственно удовлетворять свои потребности уже сложившимся, привычным образом.
  • Проприативная функциональная автономия. Проприативная функциональная автономия присуща только человеку. На этом уровне мотивы являются самодостаточными, входят в проприум. Проприативная функциональная автономия тем самым становится руководящей системой мотивации, придающей личности единство.

Возможные пути развития мотивов

  • Круговая реакция, — повторяемое поведение, которое проявляется в ранней вокализации и в других различных ранних формах игры. Действие самоподдерживается до появления новой активности или утомления.
  • Мотивационная персеверация, — действия человека продолжается, пока не будет завершено до конца, — пока не спадёт созданное напряжение. Осуществление действия само по себе является квазипотребностью.
  • Условные рефлексы, не требующие подкрепления, — поведение, действия человека могут периодически повторяться как рефлекс на прошлый тяжёлый опыт, связанный с утратой, военным сражением, несчастным случаем.
  • Корреляты в поведении животных, — животные склонны вести себя заученным ранее способом даже в ситуациях, когда возможно более рациональное поведение.
  • Ритм, — усвоенный ритм деятельности продолжает действовать вне зависимости от исходной стимуляции.
  • Неврозы, — вступают как независимые мотивационные системы.
  • Отношение между способностями и интересом, — хорошо усвоенный ранее навык по какой-либо внешней причине в процессе повторения превращается в интерес человека и становится самодвижущим, даже если исходная причина исчезает.
  • Приобретённые побуждения в противопоставлении инстинктам, — инстинкты, на первый взгляд кажущиеся врождёнными, на самом деле свидетельствуют в пользу функциональной автономии.
  • Динамический характер личных ценностей, — поведение определяется и направляется твёрдо установившимся интересом человека.

Следствия функциональной автономии мотивов

Принцип функциональной автономии мотивов объясняет конкретные импульсы, которые лежат в основе поведения.

Характерные преимущества функциональной автономии

  • Прояснение личностных черт, интересов, чувств, — они могут рассматриваться как конечные, самостоятельные черты зрелой личности.
  • В жизни появляются новые системы интересов, на любой стадии жизни эти интересы самостоятельно актуальны.
  • Мотив перестаёт рассматриваться, как простой механический ответ на стимулирование.
  • Функциональная автономия мотивов позволяет объяснить силу различный маний, фобий и неадаптивного поведения.
  • Функциональная автономия мотивов способна объяснить социализированное, зрелое поведение, благодаря объяснению механизма изменения мотивов.
  • Функциональная автономия мотивов позволяет объяснить «гениальное» поведение, а также автономность в занятия хобби, художественными и интеллектуальными интересами людей.

Границы функциональной автономии мотивов

Оллпорт выделяет восемь процессов, которые не входят в число функционально автономных:

1) биологические побуждения;

2) мотивы, непосредственно связанные с основными побуждениями;

3) рефлекторные действия;

4) врождённые свойства — телосложение, интеллектуальные способности и темперамент;

5) привычки в процессе их формирования;

6) шаблоны поведения, требующие первичного подкрепления;

7) непродуктивное поведение, как, например, вынужденные действия, фиксация и регрессия;

8) сублимация, которая может быть порождена детскими сексуальными желаниями.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: