Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Федеральная таможенная служба


Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль), функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования, мер технического регулирования, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по проведению радиационного контроля, функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля, федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с компетенцией Федеральной таможенной службы, установленной законодательством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Военизированная организация с присущими атрибутами — табельное оружие, специальные звания, централизованная военизированная логистика и снабжение. Имеет собственные надзорные органы и органы дознания и административного расследования. Наделена функциями осуществления оперативно-розыскной деятельности для выявления и пресечения уголовных преступлений и административных правонарушений в своей и в смежных областях. Тесно сотрудничает с налоговой инспекцией при помощи синхронизации баз данных.

Функции

Функции и полномочия таможенных органов определены международными договорами (правом ЕАЭС), таможенным законодательством, валютным законодательством, законодательством в области оперативно-розыскной деятельности (ФЗ " Об ОРД"), уголовным законодательством (УПК РФ), административным законодательством (КоАП РФ) и другими видами законодательства.

Так, согласно «Положению о Федеральной таможенной службе» таможенные органы:

  • проводят таможенный контроль;
  • взимают таможенные пошлины, налоги;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС;
  • обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;
  • защищают права на объекты интеллектуальной собственности;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • осуществляют оперативно-розыскную деятельность направленную на выявление и пресечение преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
  • выявляют и пресекают административные правонарушения в области таможенного дела;
  • осуществляют дознание по преступлениям, отнесённым к компетенции таможенных органов (ст. 173, 174, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1);
  • осуществляют контроль за валютными операциями, противодействуют легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, таможенные органы:

  • содействуют развитию внешней торговли, содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала России, защищают интересы отечественных товаропроизводителей
  • содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
  • оказывают содействие участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств России в сфере таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;
  • обеспечивают доступ к информации по вопросам таможенного дела;
  • проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Структура Федеральной таможенной службы

Центральный аппарат Федеральной таможенной службы включает Главные управления (организационно-инспекторское управление; организации таможенного оформления и таможенного контроля; федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования; таможенного контроля после выпуска товаров; информационных технологий; по борьбе с контрабандой и др.) и Управления (торговых ограничений, валютного и экспортного контроля; таможенных расследований и дознания; правовое; аналитическое; государственной службы и кадров; по связям с общественностью; по противодействию коррупции; таможенного сотрудничества; медицинское; товарной номенклатуры и др.)

ФТC России подчинены региональные таможенные управления (территориальные и специализированные) и таможни непосредственного подчинения.

  • Есть восемь территориальных региональных таможенных управлений (РТУ), сфера деятельности которых совпадает с одноименным федеральным округом: Дальневосточное таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Северо-Кавказское таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Центральное таможенное управление, Южное таможенное управление. Им подчинены таможни, в состав которых входят таможенные посты.
  • Специализированные таможенные управления осуществляют деятельность на всей территории Российской Федерации: Центральное информационно-техническое таможенное управление, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры.
  • Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, можно разделить на авиационные (Внуковская таможня, Домодедовская таможня, Шереметьевская таможня), специализированные (Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная почтовая таможня), территориальные (Калининградская областная таможня, Московская областная таможня), обеспечивающие (Центральная базовая таможня, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России).

В рамках осуществления международного таможенного сотрудничества ФТС России имеет представительства и представителей в 23 странах мира.

ФТС России имеет в ведении Российскую таможенную академию, имеющую филиалы во Владивостоке, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге, а также ряд иных подведомственных организаций.

Руководство

  • Круглов Анатолий Сергеевич (25 октября 1991 — 8 мая 1998)
  • Драганов Валерий Гаврилович (8 мая 1998 — 13 марта 1999)
  • Бордюжа Николай Николаевич (15 апреля — 27 мая 1999)
  • Ванин Михаил Валентинович (27 мая 1999 — 29 июля 2004)

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу.

  • Жерихов Александр Егорович, руководитель (6 июля 2004 — 12 мая 2006)
  • Бельянинов Андрей Юрьевич, руководитель (12 мая 2006 — 28 июля 2016)
  • Булавин Владимир Иванович, руководитель (с 28 июля 2016)

История таможенных органов России

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них — Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта — предшественники таможенников, а заставы — таможен.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину — тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

После октябрьской революции 1917 г. в Советской России была объявлена государственная монополия внешней торговли. Таможенная служба перешла под контроль созданного в 1918 г. Главного управления таможенного контроля Народного комиссариата (наркомата) торговли и промышленности. В 1920 г. ведомство было преобразовано в Наркомат внешней торговли. С 1946 г. по 1988 г. входило в систему Министерства внешней торговли СССР.

12 февраля 1986 г. впервые в отечественной истории было создано самостоятельное таможенное ведомство — Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. В 1986—1989 гг. его возглавлял Владимир Базовский.

25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет РСФСР (с 25 декабря 1991 г. РФ), который функционировал вплоть до 2004 г. Пост его руководителя в 1991—1998 г. занимал Анатолий Круглов. В 1994 г. за комитетом была закреплена функция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в России.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

15 января 2016 года указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации.

Ранее ФТС России была в ведении Правительства Российской Федерации (2006—2016). В 2004—2006 годах ФТС России подчинялась Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, до 2004 года ГТК подчинялся Правительству Российской Федерации напрямую.

(Подробнее об истории российской таможни читайте на сайте Центрального музея таможенной службы ).

Служба и звания в таможенных органах

Служащие таможенных органов имеют форменную одежду с погонами, специальные звания и классные чины. На основании приказа Федеральной таможенной службы от 23.11.2020 № 1005 "Об утверждении Порядка ношения форменной одежды должностными лицами таможенных органов Российской Федерации" (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62154) и статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» установлены знаки различия по специальным званиям и классным чинам. Классные чины присваиваются по группам 1, 2 и 3 классов на основании статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Возрастные ограничения младшего состава 50 лет устанавливает статья 49 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».

Деятельность

Итоги работы ФТС России в 2020 году

В 2020 году Федеральная таможенная служба перечислила в федеральный бюджет 4751,8 млрд руб.

Создана единая сеть электронных таможен и центров электронного декларирования, которая состоит из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования.

Проведенная ФТС России работа позволила обеспечить достижение к концу 2020 года следующих значений ключевых показателей. установленных Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года :

  • доля электронных деклараций на товары (далее — ДТ), зарегистрированных в центрах электронного декларирования (далее — ЦЭД), составила 97,2 % (плановое значение — 95 %);
  • доля ЦЭД, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, от их общего количества составила 100 % (плановое значение — 100 %);
  • доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на экспортируемые товары составила 99,1 % и на импортируемые товары — 99,3 % (плановые значения — 99 и 99 % соответственно);
  • доля автоматически выпущенных электронных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД) низкого уровня риска, на экспортируемые товары составила 93,7 % и на импортируемые товары — 86 % (плановые значения — 80 и 80 % соответственно);
  • доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, от общего количества товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков, составила 50,13 % (плановое значение — не менее 50 %);
  • доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков составила 90,03 % (плановое значение — не менее 90 %);
  • доля таможенных и иных платежей, уплачиваемых с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России, составила 100 % (плановое значение — 100 %);
  • доля выявляемых оперативными подразделениями таможенных органов преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, составила 96,5 % (плановое значение — 90 %).

В 2020 году таможенными органами возбуждено 2067 уголовных дел. В отношении конкретных лиц возбуждено 1334 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 9,1 т наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих веществ.

Подробнее о результатах деятельности ФТС России за 2020 год можно посмотреть здесь

Стратегия развития ФТС России до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р.

Основными целями Стратегии 2030 являются упрощение и ускорение прохождения процедур для добросовестного бизнеса, повышение прозрачности процесса таможенного администрирования. Достигать их планируется, в том числе, за счет создания интеллектуальных пунктов пропуска, автоматизации таможенных операций, использования интегрированных цифровых платформ, внедрения в работу элементов искусственного интеллекта и развития системы управления рисками.

Стратегия развития ФТС России до 2030 года доступна здесь


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: