Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Энвер-паша


Исмаил Энвер, известный также как Энвер-паша или (первоначально) как Энвер-бей (осман. اسماعیل انور پاشا‎, тур. İsmail Enver Paşa; 22 ноября 1881 — 4 августа 1922) — османский военный и политический деятель. Военный министр Османской империи во время Первой мировой войны.

Один из османских военных деятелей, преобразовавших архаическую империю в современную Турцию.

Один из руководителей басмаческого движения в Центральной Азии, идеолог и практик пантюркизма.

Активный участник Младотурецкой революции 1908 года, один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс».

Один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году, осуждён за военные преступления турецким военным трибуналом 1919—1920 годов.

Биография

Ранние годы

Энвер-паша во время Итало-турецкой войны 1911—1912 годов

Исмаил Энвер родился 22 ноября 1881 года в Стамбуле в семье железнодорожного работника Хаджи Ахмед-бея и его жены Айши Диляры.

Отец Энвера по этнической принадлежности был турком, а мать — албанкой (бабушка Энвера была черкешенкой).

Отец работал служащим в ведомстве общественных работ. Кроме Энвера в семье были ещё трое детей: брат Нури, тоже ставший военным, брат Кямиль и сестра.

После окончания начальной и средней школы Энвер поступил в военный лицей в городе Монастир.

Учился он весьма средне и по завершении учёбы получил звание лейтенанта.

Военное образование завершил в Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1903 году в звании капитана.

В 1906 году уже в чине майора Энвер вступил в связанное с организацией «Единение и прогресс» тайное общество «Ватан ве хюрриет» («Родина и свобода»).

Принимал участие в террористических акциях против присылавшихся Абдул-Хамидом в Македонию пашей.

В июне 1908 года среди офицеров османской армии распространилось известие о подписании в Ревеле соглашения между Николаем II и английским королём Эдуардом VII о реформах в Македонии.

3 июля в македонском городе Ресен произошло восстание под руководством майора Ахмеда Ниязи-бея.

6 июля к восстанию присоединился Энвер.

В течение нескольких дней отряд Энвера вырос до нескольких тысяч человек.

10 июля 1908 года на митинге, после трёхкратного залпа орудий, Энвер провозгласил восстановление конституции в Османской империи.

После этого началось братание мусульман с христианами.

Энергичные действия и успех Энвера сделали его необычайно популярным.

Он стал титуловаться Героем свободы, его даже сравнивали с Наполеоном I. Революционная эйфория и внезапно свалившаяся известность породили в Энвере веру в свою «особую судьбу» и «божественное предназначение».

После победы революции и восстановления конституции 1876 года Энвер отправился с дипломатической миссией в Берлин.

В 1909 году он был назначен военным атташе в Берлине и пробыл там ещё 2 года.

Время, проведённое в Германии, сделало Энвера убеждённым германофилом.

Особенно его восхищала немецкая армия: её дисциплинированность, уровень подготовки и вооружение.

Поражение Османской империи в ходе Итало-турецкой войны 1911—1912 гг. привело к падению популярности младотурок.

В июле 1912 года в стране произошёл переворот, который возглавила партия «Хюрриет ве итиляф» («Свобода и согласие»).

Её представители встали во главе правительства, а в августе был распущен меджлис (парламент), в котором доминировали младотурки.

Приход к вершинам власти

Правление младотурок

Энвер-паша принимает иностранных представителей после переворота 1913 года.

В январе 1913 года Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства Кямиля-паши.

После переворота установил военную диктатуру «трёх пашей» — вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой образовал неофициальный триумвират, фактически захвативший всю власть в Турции.

Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма.

Был сторонником искоренения христианского населения (в частности, армян и ливанцев) на территории Оттоманской империи.

В 1914 году Энвер выступил за военный союз Турции с Германией и содействовал вовлечению Турции в Первую мировую войну.

Во время войны занимал высший военный пост заместителя главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан).

Первая мировая война

В 1914—1917 годах большевики (в полном соответствии с лозунгом «Поражения своего правительства в войне») негласно поддерживали пантюркистский политический проект «Туран Йолу» (Дорога в Туран) — проект Энвер-паши, Талаат-паши, Назым-бея и Ахмед-бека Агаева. Конечной целью пантюркистов было убедить тюркоязычное население Кавказа, Ирана, Крыма, Поволжья и Туркестана отделиться от России или Ирана и присоединиться к новой мега-державе «Туран».

Одним из живых препятствий к реализации данного проекта оказался армянский народ.

Военный министр

Сарыкамышское сражение

Геноциды на территории Османской империи

Энвер-паша вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой был одним из главных организаторов геноцида армян, геноцида греков и геноцида ассирийцев в Османской империи во время Первой мировой войны.

Бегство в Германию

После подписания Турцией Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию на немецкой подводной лодке, где жил под псевдонимом Али-бей.

В его отсутствие послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни.

В 1919 году Энвер встретился в Германии с коммунистом Карлом Радеком, представлявшим Советскую Россию.

Он решил вступить в прямой, официальный контакт с российскими большевиками и использовать каналы связей между немецкими военными кругами и большевиками с целью организовать и возглавить в Средней Азии борьбу против Великобритании.

Деятельность в Москве

В начале сентября 1920 года Энвер-паша прибыл со своими сподвижниками-пантюркистами в Москву.

Большевики в то время поддерживали обе ведущие турецкие партии: Националистическую Мустафы Кемаля и Юнионисткую Энвер-паши, боровшиеся за власть в стране.

Энвер базировался в Москве около 1,5 лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом (ОЕРИ).

Въезд в Турцию ему был запрещён Великим Турецким Национальным собранием, выпустившим приказ от 12 марта 1921 года.

Запрет был наложен на Энвер-пашу и Халил-пашу за «возможное ухудшение внутренней политики в стране и внешних отношений правительства Анкары».

Правительство Советской России надеялось использовать ОЕРИ для защиты своих интересов в Средней Азии и на Кавказе, и Энвер-паша согласился на определённую программу взаимодействия, при этом стратегической целью было противодействие англичанам.

Энвер-паша в Батуме в 1918 году

Ахмед Джемаль-паша взял на себя миссию использования отрядов басмачей для операций против англичан и прибыл в Ташкент с полномочиями от советского правительства вместе с группой турецких офицеров.

Однако операция ни к чему не привела, он вернулся в Москву для следующей серии переговоров.

В это время Энвер-паша вернулся на короткое время в Берлин, затем по приглашению РСФСР принял участие в Конференции Народов Востока в Баку. Во время конференции его появление было встречено протестами со стороны турецкой делегации и ряда представителей Азербайджана.

Выступление Энвера-паши также не понравилось участникам-немусульманам, не понимавшим его идеологии объединения большевизма и ислама.

30 июля 1921 года, после конференции, Энвер-паша поехал в Батум навестить родственников, и попытался проникнуть в Анатолию, но попал в бурю и вернулся назад в Батум.

В батумский период он стал объединять оппозиционные Мустафе Кемалю силы, апеллируя к тому, что в борьбе за независимость против Греции Турция должна быть едина.

Однако победа Анкарского режима в битве при Сакарии (2—13 сентября) против греков кардинально изменили расстановку сил в борьбе за власть в Турции.

Москва в этой борьбе выбрала Мустафу Кемаля.

Г. В. Чичерин посчитал, что популярность идей пантюркизма Энвера-паши поможет Советской власти в Туркестане в борьбе с басмачеством, куда он и был послан в ноябре 1921 года.

Бухара

Энвер-паша имел крайне поверхностное знание о ситуации в Туркестане, полученное в основном во время Бакинского конгресса от мусульманских делегаций из Туркестана.

Один из делегатов, активный участник проекта «Туран Йолу» Хаджи Сами (Kushji Bashi Zade Sami Beg), восторженно рассказывал паше:

«В 1916 я, простой и скромный турок, поднял весь Киргизстан против русских. Перед твоей славой и популярностью в Туркестане не устоит никто!».

В то же время Энвер-паша стал чувствовать потерю интереса к себе со стороны Советской власти.

Это чувство резко усилилось после того, как полпред в Бухаре К. К. Юренёв не разрешил возвращавшемуся из Афганистана Джемаль-паше остановиться в Бухаре, чтобы встретиться с Энвер-пашой.

Юренёв, не вдаваясь в детали, заявил паше, что знает о его планах.

Советские власти в середине 1921 года отправили Энвер-пашу в Бухару, где он должен был представлять интересы Советской России в переговорах с членами правительства Бухарской народной советской республики (БНСР), так как он сам предложил себя в качестве советника Красной армии по формированию национальных частей в её составе и взаимодействию с басмачами против эмира.

После консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной армии с территории Бухары.

Уже в это время он стал вынашивать планы перехода на сторону басмачей, поделившись ими во время тайных встреч с Председателем Центрального комитета Совета Национального Единства Туркестана, башкиром Ахметзаки Валиди, который предостерегал его от прямой конфронтации с большевиками.

Через 23 дня после приезда под предлогом поездки на охоту Энвер-паша выехал за пределы города и сдался басмачам.

Оттуда он послал письмо экс-эмиру Бухары в Афганистан о своём желании воевать на его стороне.

Одновременно он также договорился о встрече с человеком эмира Ибрагим-беком, одним из лидеров басмачества.

Однако встретили басмачи Энвер-пашу совсем не как союзника.

Как бывшие большевики, он и его люди были разоружены и 3 месяца находились в положении пленников.

За это время он понял, что на самом деле происходит в Туркестане, убедился в недружелюбии басмачей, считавших джадидизм младо-бухарцев даже большей угрозой, чем непосредственно русских большевиков.

Униженный и ограбленный, Энвер-паша вынужден был уничтожить все свои книги и фотографии, боясь консерватизма своих пленителей.

Ибрагим-бек отпустил пашу только после получения приказа от экс-эмира поддержать зятя бывшего турецкого султана.

Руководство басмаческим движением

В конце октября 1921 года, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной армии на территории БНСР, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от большевиков, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и перешёл в восточную часть бухарского государства, где возглавил басмаческие силы в этом регионе.

Этому способствовал и созданный ещё ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента Садретдином-ходжой Шарифходжаевым.

Энвер-паша с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару, переговариваясь с лидерами басмаческих отрядов.

Службу басмачам паша начал в отряде Ишон-Султана.

После этого он развернул активную деятельность по координации басмаческого движения и был признан эмиром Сеид Алим-ханом главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана.

В феврале 1922 года руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата.

Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода советских войск из всего Туркестана.

В мае 1922 года Красная армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью, Пяндж и Вахш для переброски войск.

Обладающий большим авторитетом Ибрагим-бек, который так и не признал окончательного главенства Энвер-паши, не пришёл ему на помощь.

Энвер-паша, потерпев несколько тяжёлых поражений, оставил Душанбе.

При попытке передислокации войск Энвер-паши в Локайской долине Ибрагим-бек напал на его отряды с двух сторон и нанёс ему значительный урон.

Энвер-паша переместился в окрестности Бальджуана, где был выслежен бойцами 16-го кавалерийского полка Красной армии и проиграл большую битву.

Смерть

Энвер-паша был убит 4 августа 1922 года в бою с частями Красной армии в кишлаке Чагана в 25 км. от города Бальджуан на территории бухарского государства (ныне территория Республики Таджикистан).

Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах описывает операцию по обнаружению местонахождения Энвер-паши (Агабеков с напарником под видом торговцев внедрились в местное население и с помощью подкупа выяснили дислокацию штаба Энвер-паши) и цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши:

«Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран».

По одной из версий Энвер-паша был убит армянином Яковом Мелькумовым, специально искавшим встречи с одним из виновников геноцида армян.

За уничтожение Энвер-паши и разгром его армии, командующий кавалерийским полком Мелькумов был повторно награждён орденом Красного Знамени.

По другой версии, Энвер-паша был убит в перестрелке в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуан (Таджикистан).

В своих мемуарах помощник Энвера-паши Явер Суфи-бей заявил, что Энвер-паша скончался от пулевого ранения, полученного во время кавалерийской атаки.

Могила Энвер-паши была местом паломничества до середины 1930-х годов, потом советскими властями холм был срыт, но могила продолжала посещаться местными жителями.

Эта могила получила название мазора Хазрати-шох (мавзолея Святого Шаха).

Прах Энвер-паши был торжественно передан президенту Турции Сулейману Демирелю таджикским лидером из Бальджуана Изатулло Хаёевым 4 августа 1996 года.

Оценки и комментарии

До сих пор довольно трудно разобраться во всех аспектах политики Энвер-паши, лавировавшего между эмиром, басмачами, Красной армией, и поочерёдно вступавшим в союзы и конфликты то с теми, то другими силами, однако при всём этом он старался проводить свою линию, пытаясь создать в Средней Азии пантюркское государство.

В частности, он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооружёнными силами ислама и наместника эмира Бухарского».

На личной печати Энвер-паши была выгравирована надпись:

«Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».

В одно время Энвер выпускал прокламации, в которых провозглашал себя сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда.

Имеются, однако, реальные сведения о том, что предок Энвера по мужской линии был гагаузом православного вероисповедания, служил крымским ханам, принял ислам, женился на одной из придворных в Бахчисарае, а после завоевания Крыма Россией переселился в Дунайские княжества.

Так что никакого отношения к потомкам пророка Энвер не имел.

Он лишь использовал самозванно свой тезис для собственного возвеличения.

Во время суда над Тейлиряном, который расстрелял Талаата-пашу, немецкий адвокат Тейлиряна, в частности, сказал:

Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности были атеистами!

Награды

Османская империя:

  • Орден Меджидие 1-й степени
  • Орден Меджидие 3-й степени
  • Орден Османие 1-й степени (24 марта 1915)
  • Орден Османие 3-й степени
  • Военная медаль (лето 1915)

Германская империя (Королевство Пруссия):

  • Орден «Pour le Mérite» (23 августа 1915)
  • Дубовые листья к ордену «Pour le Mérite» (10 января 1915)
  • Железный крест 1-го класса (26 февраля 1915)
  • Железный крест 2-го класса
  • Шеф Гвардейского фузилёрного полка (13 сентября 1916)

Австро-Венгрия:

  • Крест «За военные заслуги» 1-й степени с военными украшениями
  • Большая Военная медаль «За заслуги»

Фотогалерея

  • Энвер-паша посещает Купол Скалы

  • Энвер-паша на германской открытке времён войны


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: