Павел Васильевич Бетаки (3 (15) ноября 1888 — 22 января 1942, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский художник-постановщик.
Биография
Павел Бетаки родился 15 ноября 1888 года в Ростове-на-Дону. После окончания гимназии уехал в Москву и поступил в Строгановское училище, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
С 1914 года и по 1916 год работал в фирмах Александра Ханжонкова и Дмитрия Харитонова. После революции некоторое время работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА). Затем переехал в Ленинград и в 1925 году поступил на работу художником на фабрику «Ленинградкино» (после 1936 года преобразованную в киностудию «Ленфильм»), за годы работы на которой, как художник-постановщик, оформил более трёх десятков кинокартин.
Погиб 22 января 1942 года в блокадном Ленинграде.
Семья
- Жена — пианистка Сабина Борисовна Маркус, выпускница Киевской консерватории, дочь купца первой гильдии, двоюродная сестра С. Я. Маршака.
- Сын Василий Павлович Бетаки (1930—2013), поэт и переводчик, в 1973 г. эмигрировал во Францию.
Фильмография
1925 — Коммунит (Режиссёр-постановщик: Яков Морин) 1925 — Наводнение (короткометражный) (Режиссёр-постановщик: Борис Светлов) 1926 — Катерина Измайлова (Режиссёр-постановщик: Чеслав Сабинский) 1926 — Песнь тундры (Режиссёр-постановщик: Александр Пантелеев) 1926 — Чужие (Режиссёр-постановщик: Борис Светлов) 1927 — Из-под сводов мечети (Режиссёр-постановщик: Казимир Гертель) 1927 — На рельсах (Режиссёры-постановщики: Иван Худолеев, Александр Иванов) 1927 — Чадра (Режиссёр-постановщик: Михаил Авербах) 1928 — Прокажённая (совместно с Б. Челли) (Режиссёр-постановщик: Олег Фрелих) 1929 — Гюль и Толмаз (картина не была закончена) (Режиссёр-постановщик: Владимир Барский) 1929 — Зелимхан (Режиссёр-постановщик: Олег Фрелих) 1930 — Две силы (среднеметражный) (Режиссёр-постановщик: Ной Галкин) 1930 — Кто виноват? (Режиссёр-постановщик: Ной Галкин) 1930 — Мёртвая душа (совместно с Семёном Мейнкиным, К. Ладогиной) (Режиссёр-постановщик: Владимир Фейнберг) 1930 — Наши девушки (Режиссёр-постановщик: Владимир Браун) 1930 — Фриц Бауэр (совместно с Николаем Суворовым) (Режиссёр-постановщик: Владимир Петров) 1930 — Чужой берег (Режиссёр-постановщик: Марк Донской) 1931 — Запах великой империи (Режиссёр-постановщик: Сергей Глаголин) 1931 — Конец Нахаловки (Режиссёр-постановщик: Мануэль Большинцов) 1932 — Блестящая карьера (Режиссёр-постановщик: Владимир Браун) 1932 — Ошибка героя (Режиссёр-постановщик: Эдуард Иогансон) 1931 — Парень с берегов Миссури (Режиссёр-постановщик: Владимир Браун) 1932 — Родная кровь (совместно с Николаем Суворовым) (Режиссёр-постановщик: Рафаил Музыкант) 1932 — Утирайте слёзы (Режиссёр-постановщик: Пётр Кириллов) 1934 — Королевские матросы (Режиссёр-постановщик: Владимир Браун, соРежиссёр Исаак Менакер) 1934 — Наследный принц Республики (Режиссёр-постановщик: Эдуард Иогансон) 1937 — Большие крылья (совместно с Эдуардом Криммером) (Режиссёр-постановщик: Михаил Дубсон, соРежиссёр Карл Гаккель) 1938 — Маска (короткометражный) (Режиссёр-постановщик: Сергей Сплошнов) 1938 — Профессор Мамлок (Режиссёры-постановщики: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин) 1939 — Гость (Режиссёр-постановщик: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин) 1941 — Киноконцерт 1941 г. (совместно с Семёном Манделем) (Режиссёры-постановщики: Исаак Менакер, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт, Семён Тимошенко, Михаил Шапиро, Михаил Цехановский)