Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Пояс безопасности Нагорного Карабаха


«Пояс безопасности» («Зона безопасности», «Буферная зона») Нагорно-Карабахской Республики (Нагорного Карабаха) — условное наименование ряда территорий, расположенных за пределами заявленной в 1991 году территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), но перешедших под её контроль в ходе Карабахской войны, в которой НКР также была поддержана Арменией. Данные действия были квалифицированы Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана местными армянскими силами. Впоследствии эти территории были включены де-факто властями НКР в её административно-территориальную структуру. В результате второй Карабахской войны все эти районы были возвращены под контроль Азербайджана, за исключением Лачинского коридора, перешедшего под контроль российских миротворческих сил.

В азербайджанских и международных источниках наиболее распространены наименования «семь оккупированных районов Азербайджана» и «оккупированные территории» Азербайджана, в армянских источниках также используется термин «освобождённые (реинтегрированные) территории (Нагорного Карабаха)». Используются и термины «территории вокруг Нагорного Карабаха» и «прилегающие (к Нагорному Карабаху) районы Азербайджана».

Описание до эскалации 2020 года

«Зона безопасности» НКР охватывала территорию следующих районов Азербайджанской ССР:

  • территорию Кельбаджарского района — 1936 км² — полностью;
  • территорию Лачинского района — 1835 км² — полностью;
  • территорию Кубатлинского района — 802 км² — полностью;
  • территорию Джебраильского района — 1050 км² — полностью, кроме села Чоджук Марджанлы;
  • территорию Зангеланского района — 707 км² — полностью;
  • территорию Агдамского района — 1094 км² — 77 % — 842 км²;
  • территорию Физулинского района — 1386 км² — приблизительно 33 % — 462 км².

Общая площадь — 7634 км². По внешнему периметру пояса проходила линия непосредственного соприкосновения вооружённых сил НКР и Азербайджана (в официальных документах ООН — линия соприкосновения сторон — ЛСС). Протяжённость линии соприкосновения — 216 километров.

История

В начале Карабахского конфликта территория НКАО и Шаумяновского района АзССР, на которой позднее была провозглашена НКР, была практически со всех сторон окружена территориями с преобладанием азербайджанского населения, что, в частности, позволило руководству АзССР ещё в 1989 г. установить экономическую блокаду НКАО.

  • 18 мая 1992 г. Армией обороны Нагорного Карабаха был взят Лачын, что позволило открыть «Лачинский коридор» для сообщения НКР с Арменией. Коридор, однако, находился под постоянной угрозой со стороны азербайджанских сил, не раз предпринимавших попытки перерезать его.
  • Решительное наступление армянских вооружённых формирований произошло в 1993 г., когда и был создан «пояс безопасности»:
  • 27 марта армянские силы начали наступление в Кельбаджаре и к 5 апреля полностью овладели Кельбаджарским районом к северу от «Лачинского коридора».
  • 23 июля после 40-дневных боев, официально именовавшихся в НКР «подавлением огневых точек противника», был взят Агдам. Затем последовало наступление на южном направлении:
  • 22 августа был взят Физули,
  • 25 августа — Джебраил,
  • 31 августа — Губадлы,
  • 1 ноября — Зангелан.

В результате вся территория между бывшей НКАО и Ираном, с одной стороны, и бывшей НКАО и Арменией, с другой, а также часть равнины на восточных подступах оказались под контролем армянских вооружённых формирований. На севере же НКР была защищена Муровдагским хребтом, который с лета 1992 г. контролируется азербайджанскими силами.

2 декабря 1993 года постановлением Президиума Верховного совета НКР на территории долины реки Акера (Лачинский, Губадлинский, Зангеланский районы Азербайджана) был образован Кашатагский район НКР с центром в Лачыне, переименованном властями НКР в Бердзор.

Начиная с 1994 года между руководством Армении и Азербайджана (НКР с 1999 в переговорах не участвует, так как Азербайджан не признаёт существование такой стороны конфликта) неоднократно велись переговоры о будущем территорий «зоны безопасности».

Армянская сторона, в частности, предлагала действовать по формуле «территории в обмен на статус» (территории «пояса безопасности», кроме «Лачинского коридора», возвращаются под контроль Азербайджана в обмен на признание последним независимости НКР и предоставление гарантий безопасности НКР и «Лачинского коридора»), азербайджанская — по формуле «территории в обмен на мир» (территории «пояса безопасности» возвращаются под контроль Азербайджана в обмен на гарантии безопасности остающихся под контролем НКР территорий бывшей НКАО). Посредниками предлагался, в частности, и вариант «территории в обмен на отложенный статус» (территории «пояса безопасности» (кроме «Лачинского коридора») возвращаются под контроль Азербайджана в обмен на гарантии Азербайджана провести когда-либо в будущем референдум о статусе НКР).

2 ноября 2008 года было заключено первое юридически обязывающее письменное соглашение непосредственно между сторонами переговоров — президенты Азербайджана и Армении при участии президента России подписали декларацию о мирном урегулировании Карабахского конфликта. В Декларации, однако, отсутствовали конкретные положения о статусе «пояса безопасности».

Вторая карабахская война и последующие события

27 сентября — 9 ноября в ходе вооружённого конфликта Азербайджанские ВС вернули контроль над Физулинским, Джебраильским, Зангеланским и Губадлинским районами и некоторыми другими территориями.

Вечером 9 ноября Азербайджан и Армения, при посредничестве России, подписали заявление о прекращении огня. По условиям данного документа Армения 25 ноября вернула Азербайджану Кельбаджарский, 20 ноября — Агдамский и 1 декабря — Лачинский районы. В рамках этого урегулирования Азербайджан гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору (шириной 5 км), обеспечивающему связь между Нагорным Карабахом и Арменией. Коридор остался под контролем российских миротворцев, которые развёрнуты вдоль линии соприкосновения. В течение трёх лет будет определён план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута.

Правовой статус

  • С точки зрения Азербайджана, «пояс безопасности» являлся территорией, оккупированной Арменией. В документах международных организаций (ООН, ПАСЕ) эти территории рассматривались как оккупированные не Арменией, а «местными армянскими силами» , при этом в некоторых из них признавались два субъекта конфликта с армянской стороны: Республика Армения и «армяне нагорно-карабахского региона Азербайджана» (в терминологии ПАСЕ — «силы сепаратистов»).
  • С точки зрения руководства НКР, «пояс безопасности» являлся частью территории Нагорно-Карабахской Республики, включённой в её состав после перехода под контроль Армией Обороны Нагорного Карабаха до «получения гарантий безопасности НКР» и до «установления контроля НКР над всей её территорией» (с 1994 до 2020 года Азербайджан контролировал 750 км² заявленной территории НКР — Шаумяновский (630 км²) и небольшие части Мартунинского и Мартакертского районов, что составляло 14,85 % общей площади НКР); исключение составлял Лачинский коридор, связывающий НКР с Арменией, который НКР была категорически не намерена возвращать ввиду его стратегического значения для республики. Согласно ст. 142 конституции НКР, «до восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики», то есть в том числе и на территориях, расположенных за пределами бывшей НКАО и Шаумяновского района, в границах которых НКР была провозглашена. На картах Нагорно-Карабахской Республики территории пояса безопасности не отделяли от других территорий НКР. В качестве площади Нагорно-Карабахской Республики указывалась суммарная площадь всех заявленных и контролируемых территорий.

Мнения

По мнению британского специалиста по международному праву Тима Потье, армянская сторона рассматривала данные территории как козырь в переговорах с Азербайджаном: несмотря на согласие вернуть эти территории Азербайджану (за исключением Лачинского района), возврат, по их мнению, должен был произойти только после определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.

Бывший заместитель министра иностранных дел Армении Жирайр Липаритян отмечает эволюцию отношения армянского руководства к статусу семи районов. По его мнению, изначально контроль над ними устанавливался в оборонительных целях; районы подлежали возврату когда армянам Нагорного Карабаха будут предоставлены гарантии безопасности. Затем эти районы стали предметами переговоров, а ещё позже были объявлены «историческими армянскими землями» и, следовательно, не подлежащими возврату. Согласно Липаритяну, отказ возвращать семь районов под контроль Азербайджана на протяжении 26 лет превратил армянское руководство в глазах политических элит мира в сторонников территориальной экспансии, а не борьбы за право на самоопределение.

Американский философ и писатель Маркар Мелконян, брат армянского полевого командира Монте Мелконяна, считает проигрыш Армении во Второй Карабахской войне следствием отказа армянских «ультранационалистов» идти на компромиссы в вопросе возвращения семи районов в обмен на самоопредение армян Нагорного Карабаха.

Шведский исследователь Сванте Корнелл называет риторику «освобождённых территорий» в отношении районов, окружающих Нагорный Карабах, сознательной попыткой армянского руководства воспользоваться ослаблением международного права и международных институтов с целью установления бессрочного контроля над этими районами. Эта риторика, по его мнению, стала одним из главных просчётов Армении, приведших к её поражению во Второй Карабахской войне.

Население

В 1992—1993 годах в ходе Карабахской войны азербайджанское население этих районов было вынуждено покинуть свои дома.

Миссия ОБСЕ по установлению фактов посетила оккупированные территории в 2005 году, чтобы изучить поселенческую деятельность в этом регионе и сообщить о своих выводах сопредседателям Минской группы ОБСЕ. По данным Миссии по установлению фактов, на тот момент количество армянских поселенцев в Кельбаджарском районе составляло примерно 1500 человек, в Агдамском районе от 800 до 1000 человек, в Физулинском районе до 10 человек; в Джебраильском районе до 100 человек, в Зангеланском районе от 700 до 1000 человек, в Кубатлинском районе от 1000 до 1500 человек, в Лачинском районе около 8000 человек. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые провели полевую оценочную миссию на оккупированных территориях Азербайджана в октябре 2010 года, сообщили, что с 2005 года не произошло значительного роста численности населения, а общая численность населения оценивалась примерно в 14000 человек. Они также сообщили, что города и села, существовавшие до конфликта, были заброшены и почти полностью лежали в руинах, а армянские поселенцы жили «в тяжелых условиях, с плохой инфраструктурой, небольшой экономической активностью и ограниченным доступом к государственным услугам».

По некоторым данным 2006 года, в «поясе безопасности» проживало примерно 9—12 тысяч армян; в том числе переселенцы из Ливана и Сирии, а также беженцы из Баку и из других регионов Азербайджана.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: