Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Ненадёжный рассказчик

Дата: 24-03-2022, 15:00 » Раздел: Статьи  » 

Ненадёжный повествователь — герой-повествователь, сообщающий заведомо недостоверную информацию. При этом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться достоверно.

Термин введён Уэйном Бутом в книге «Риторика художественной литературы» (1961). По мнению исследователей, существует множество возможностей участия ненадёжного рассказчика в повествовании и его влияния на сюжет.

Проблема терминологии и классификации

По замечанию Джеймса Фрея («Как написать гениальный роман»), любой автор, приступая к сочинению нового произведения, заключает с читателем негласный договор, что события будут развиваться последовательно, а рассказчик — «играть по правилам». Однако в некоторых случаях возможны отступления от принятых в литературе стандартов. В качестве примера Фрей приводит ситуацию, когда герой-повествователь, действующий в фантастическом произведении, делится своими впечатлениями о встрече с немыслимой красавицей. Позже выясняется, что речь идёт о ящерице. Подобный приём способен увлечь читателя, однако злоупотреблять им не стоит, предостерегает Фрей.

Причиной ненадёжности повествователя могут быть проблемы с психикой (как у Патрика Бейтмена из романа Брета Истона Эллиса «Американский психопат») или изначальная пристрастность по отношению к людям и событиям:

Несмотря на то, что высказывания такого персонажа отличаются крайней предвзятостью, читатель понимает, как обстоит дело в действительности. Договор не нарушен, поскольку ни единое слово рассказчика не заслуживает доверия, и читатель обязательно поймёт это, пусть и не сразу.

Некоторые англоязычные литературоведы используют термин неоправданно широко, применяя его не только к повествовательной прозе, но и к драме (где нет повествования и, соответственно, повествователя). Например, Уильям Ригган, исследуя архетипы ненадёжных повествователей, находит их в комедии Плавта «Хвастливый воин», поскольку её главный герой обладает способностью преувеличивать свои заслуги и гиперболизировать собственные достижения. К «ненадёжным повествователям» Ригган причисляет и таких рассказчиков, как Гекльберри Финн из «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и Холден Колфилд из романа Селинджера «Над пропастью во ржи»: на том основании, что их восприятие бывает неточным или ограниченным из-за возраста или общей незрелости. Исходя из подобной логики, «ненадежными» можно назвать едва ли не всех героев, от чьего лица ведется рассказ, поскольку их восприятие событий всегда субъективно — ведь «возможность раскрыть субъективность взгляда на мир является… важнейшей семантической особенностью перволичного повестования».

В строгом смысле слова к типу «ненадёжного повествователя» относятся:

  • герои-повествователи, страдающие тяжёлым душевным недугом и неспособные адекватно воспринимать действительность (например, протагонист рассказа Эдгара Аллана По «Сердце-обличитель», Поприщин из «Записок сумасшедшего» Гоголя, Чарльз Кинбот из «Бледного огня» Владимира Набокова);
  • хвастливые выдумщики, вроде знаменитого героя Р. Э. Распе барона Мюнхгаузена, и лжецы, осознанно утаивающие или искажающие информацию (например, чтобы скрыть своё преступление или оправдать неблаговидные поступки). К этой группе принадлежат и явные преступники (Иван Петрович Камышев из ранней повести А. П. Чехова «Драма на охоте», Джеймс Шеппард из романа Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда»), и плуты, вроде главного героя романа Томаса Манна «Признания авантюриста Феликса Круля» (1954).
  • Недостоверный рассказчик в русской литературе

    Более близкой литературной формой к недостоверному рассказу является быличка, где рассказ о встрече с нечистой силой ведётся с упором на личное свидетельство рассказчика.

    Одним из первых использовал ненадёжного повествователя Н. В. Гоголь (безумный Поприщин из повести «Записки сумасшедшего»).

    По мнению филолога Галины Жиличевой, в русской литературе 1920—1930-х годов есть немало примеров присутствия ненадёжных повествователей. Так, в романе Юрия Олеши «Зависть» история ареста Ивана Бабичева представлена в двух версиях: сначала о ней повествует Николай Кавалеров, позже — автор-повествователь. Каждый из них преподносит собственный взгляд на событие: в одном случае персонаж «пострадал» в ресторане, в другом — на улице.

    Герой романа Ильи Эренбурга «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (являющийся «карнавальным двойником автора») оказывается ненадёжным рассказчиком из-за собственной некомпетентности; его попытки пафосно поведать об учении и деяниях своего наставника — Великого Провокатора — оборачиваются чередой курьёзов.

    В книге Леонида Добычина «Город Эн» ненадёжность повествователя связана с близорукостью; проблемы со зрением, выявляющиеся у рассказчика в конце произведения, «заставляют усомниться в его „дневнике наблюдений“»:

    Его текст должен, таким образом, читаться заново как недостаточно резко наведённый на действительность.

    Среди хрестоматийных ненадёжных повествователей есть некоторые персонажи произведений Владимира Набокова: Смуров из повести «Соглядатай», Герман Карлович из романа «Отчаяние».

    Примеры использования в литературе

    • Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы» (конец XIV века)
    • Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)
    • Уилки Коллинз «Лунный камень» (1866)
    • Генри Джеймс «Поворот винта» (1898)
    • Рюноскэ Акутагава «В чаще» (1922)
    • Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда» (1926)
    • Гюнтер Грасс «Жестяной барабан» (1959)
    • Айрис Мёрдок «Чёрный принц» (1973)
    • Уильям Хьёртсберг «Сердце ангела» (1978)
    • Чак Паланик «Бойцовский клуб» (1996)
    • Йен Пирс «Перст указующий» (1997)
    • Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» (2012)

    Примеры использования в кино и телесериалах

    • «Кабинет доктора Калигари» (1920)
    • «Гражданин Кейн» (1941)
    • «Расёмон» (1950)
    • «Сердце Ангела» (1987)
    • «Подозрительные лица» (1995)
    • «Пи» (1998)
    • «Помни» (2000)
    • «Паук» (2002)
    • «Идентификация» (2003)
    • «Остров проклятых» (2010)
    • «Любовники» (The Affair, 2013—2019)
    • «Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)
    • «Мистер Робот» (2015—2019)
    • «Жаркие летние ночи» (2017)
    • «Джокер» (2019)

    Примеры использования в видеоиграх

    • The Black Mirror (2003)
    • Hitman: Blood Money (2006)
    • Umineko no Naku Koro ni (2007)
    • Hotline Miami (2012)
    • Call of Juarez: Gunslinger (2013)
    • Tales from the Borderlands (2014)
    • Hellblade: Senua’s Sacrifice (2017)

    (голосов:0)

    Пожожие новости
    Комментарии

    Ваше Имя:   

    Ваш E-Mail: