Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Болгарская, Гульсум Мусеевна


Гульсум Мусеевна Болгарская (Азимова-Кульмамет-Мустафина) (15 октября 1891, Казань — 10 января 1968, там же), (тат. Өммегөлсем Муса кызы Әҗимова-Колмәмәт-Мостафина) — татарская актриса, Народная артистка Татарской АССР, Заслуженная артистка РСФСР.

Биография

  • Родилась в Казани 15 октября 1891 года.
    • Отец - Муса Мостафин.
    • Сестры: Зәйнәп, Оркыя, Нәфисә.
    • Первый муж - Барый Болгарский (1884-1927, Габделбарый Фәтхулла улы Фәйзуллин), драматический актёр.
    • Второй муж - Хәмит Колмәмәт (1895-1942, Габделхәмит Мөхәммәт улы Әҗимов), драматический актёр.
  • С 1910 года начала работать в труппе «САЙАР (Странствующий)». Вступив в труппу, она начинает играть очень много — иногда в одном спектакле выходила на сцену в нескольких ролях.

Исключительно большую роль в формировании творческой индивидуальности и росте актёрского мастерства сыграли революционно-демократические и просветительские идеи, ярко воплощённые в татарской литературе Габдуллой Тукаем, Галиаскаром Камалом, Фатыхом Амирханом, Гафуром Кулахметовым и Шарифом Камалом. Вступив в труппу «САЙАР (Странствующий)», она самоотверженно несла все тяготы и трудности дореволюционного татарского театра.

«С наступлением весны мы, голодающие артисты, разместившись на бочках в четвёртом классе парохода, отправлялись на гастроли в поволжские города. Приехав в какой-нибудь город, мы обыкновенно искали самые дешёвые номера и всей труппой занимали одну маленькую комнату. В те времена получить разрешение на постановку спектаклей было чрезвычайно трудно. Поэтому приходилось прибегать к самым различным уловкам и хитростям. Частенько из-за плохих сборов оказывались в затруднительном положении. Куда бы мы ни ехали, всюду нас ожидало безнадежье и голод».

— воспоминания Гульсум Болгарской

Её творчество сформировалось до Октябрьской революции. С первых дней Советской власти актриса стала работать в драматической труппе, созданной Центральной Мусульманской военной коллегией при Народном комиссариате по военным делам РСФСР. В годы Гражданской войны 1917-22 годов она выступала в военных клубах перед красноармейцами, рабочими. Затем она становится актрисой Первой татарской советской драматической труппы.

  • В 1917 году в журнале «АНГ (Мысль)» видный театральный критик Габдрахман Карам писал, что «татарский театр в своей бытности по-настоящему воспитал двух актрис. Одна из них — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, вторая — это Гульсум Болгарская. И если в будущем напишут историю театра, то на самом почетном месте, на первом месте, несомненно, поставят имя Болгарской».
  • С 1922 по 1968 годы — артистка Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала.
  • С 1946 года - член КПСС.
  • В последние годы жизни актриса играла в основном разноплановых старух в спектаклях, поставленных по национальной драматургии.
  • Неоднократно избиралась депутатом районного Совета, была постоянным членом художественного совета Академического театра.
  • В 1934—1966 годах проживала в доме на улице Кави Наджми, 10.
  • В ночь с 9 на 10 января 1968 года в 3 часа 15 минут на улице Большая Красная в доме 14 сердце актрисы остановилось.

Похоронена на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани рядом с Зайни Султановым, Бари Болгарским, Габдуллой Тукаем и другими выдающимися деятелями татарской национальной культуры.

Роли

  • В пьесах Галиаскара Камала:
    • Хамида — «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)»
    • служанка, Гайша, Гайна, позже Җәмилә (Джамиля) - «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)»
    • Сарбижамал — «РАЗВРАТ»
    • Гафифа — «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)»
    • Гюльжиган — «БАНКРОТ»
  • В пьесах Карима Тинчурина:
    • Одна из жен Ишана «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)»
    • Мәхмүдә (Махмуда) «АЛАР ӨЧӘҮ ИДЕ (Их было трое)»
    • Зөһрәбикә (Зухра бика) «БЕРЕНЧЕ ЧӘЧӘКЛӘР (Первые цветы)»
    • Бикә «ИЛ (Страна)»
  • Шафика — «ЖАЛКОЕ ДИТЯ» Намика Кемаля
  • Магисылу - «ГОЛОД ЗАСТАВИЛ» Яруллы Валеева
  • Салима — «ТИГЕЗСЕЗЛӘР (Неравные)» Фатиха Амирхана
  • Луиза — «МӘКЕР ҺӘМ МӘХӘББӘТ (Коварство и любовь)» Фридриха Шиллера (перевод Фатиха Амирхана)
  • Раневская — «ВИШНЕВЫЙ САД» Антона Павловича Чехова
  • Татьяна - «МЕЩАНЕ» Алексея Максимовича Горького
  • Зулейха — «Молодая жизнь» Гафура Кулахметова
  • в пьесах Александра Николаевича Островского:
    • Катерина, позже Марфа Игнатовна Кабанова (Кабаниха) — «ЯШЕНЛЕ ЯҢГЫР (Грозе)»
    • Полина — «ДОХОДНОЕ МЕСТО»
    • Кручинина — «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ»
    • Няня Арина - «ЯРЛЫЛЫК ГАЕП ТҮГЕЛ (Бедность не порок)»
  • Гертруда - «ГАМЛЕТЕ» Вильяма Шекспира
Гюльжамал — «НАДИРШАҺ (Надир-шах)» Наримана Нариманова

Награды и звания

  • Народная артистка Татарской АССР (1923)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1926).

«Наркомпрос по соглашению с ЦК Всерабисом в ознаменование долголетней работы на сцене Татарского театра Гульсум Болгарской присваивает ей звание Заслуженной артистки Советских театров».

— распоряжение Луначарского А.В.
  • Орден «Знак Почёта» (1940)
  • орден Трудового Красного Знамени (1957)

Память

  • Могила Гульсум Мусеевны Болгарской на татарском кладбище в Казани.
  • В Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина хранятся фотопортреты Гульсум Болгарской, снятые в ролях.

Интересные факты

Стать актрисой ей помогла счастливая случайность. Однажды, придя со своей подругой Зайнаб (сестрой одной из актрис Фахрии Кудашевой-Арской) смотреть спектакль труппы «Сайяр», её пригласили за кулисы, попросили «выручить их из беды» — выйти на сцену и произнести одну лишь фразу. Естественно, Гульсум испугалась, отговаривалась. Но её уговорили. После окончания спектакля руководитель труппы Габдулла Кариев горячо поздравил её и предложил ей стать актрисой.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: