Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Пирс, Чарльз Сандерс


Чарльз Сандерс Пирс (англ. Charles Sanders Peirce; 10 сентября 1839, Кембридж, Массачусетс — 19 апреля 1914, Милфорд, Пенсильвания) — американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики.

Ввёл в философию термин фанерон, предложил концепции тихизма, синехизма, прагматицизма. В логику — абдукцию, стрелку Пирса, в картографию — проекцию Пирса. Немецкий философ Апель назвал Пирса «Кантом американской философии». Предвосхитил некоторые из основных идей Поппера.

Значительная часть творческого наследия Пирса существует в виде неопубликованных при его жизни рукописей, интерес к систематическому изучению которых пробудился ближе к середине 20 века — особенно со стороны исследователей-«пирсоведов» из США, где он известен прежде всего как один из «отцов прагматизма».

Биография

Родился в Кэмбридже (Массачусетс), сын Бенджамина Пирса, профессора астрономии и математики в Гарвардском университете.

В 1863 получил степень магистра по химии.

В октябре 1862 года женился на Зине Фэй (Melusina Fay), известной американской феминистке. Вскоре после официального развода с ней в 1883 году женился на Джульетте Фруасси, женщине неясного происхождения, предположительно уроженке Франции, с которой и жил до самой смерти.

Всю жизнь страдал от лицевой невралгии, негативно влиявшей на уравновешенность характера и общительность, однако со времени обучения в Гарварде в круг его друзей входили Фрэнсис Эббот, Уильям Джемс и Чонси Райт. Вместе они составили так называемый Метафизический клуб.

С 1867 года — член Американской академии искусств и наук, с 1877 — член Национальной академии наук США.

Работал в астрономической лаборатории на должности ассистента, в 1877 году предложил определить эталон метра кратно длине волны светового излучения определенной частоты

В 1879 назначен преподавателем логики в университете Джонса Хопкинса. Это был единственный академический пост в жизни учёного.

Умер в нищете.

Творческое наследие

Концепция синехизма

Концепция синехизма является частью творческого наследия Пирса, относящейся к философии. Пирс предложил термин синехизм (англ. synechism), ставший итогом его философских размышлений на тему непрерывности, являющейся основополагающим понятием для современной математики и физики. По Пирсу, синехизм предполагает существование некого способа градации по степени непрерывности.

Эти философские рассуждения стали продолжением его математических исследований, результаты которых он изложил в работе «Порядки бесконечного», датированной 1860 годом. В ней он самостоятельно сформулировал базовую идею для определения кардинальных чисел, сделав это раньше, чем Георг Кантор, опубликовавший аналогичное исследование на тему иерархии алефов лишь в 1895 году. Идея о том, что можно хотя бы на качественном уровне, но всё же различать, оценивать, иерархически упорядочивать «непрерывное» (по аналогии с тем, как математики проделывают это с «бесконечным») настолько воодушевила Пирса, что он назвал ее «мастер-ключом, открывающим двери философии».

Пирс полагал, что с философской точки зрения подлинной непрерывностью обладают лишь пространство, время, законы природы, логики и прочие фундаментальные закономерности бытия Понятие синехизма понадобилось Пирсу, чтобы выразить свою идею о том, что («сильная») непрерывность Времени, Пространства и Законов заведомо превосходит любую другую («слабую») непрерывность: все прочее тоже можно называть непрерывным, но лишь условно, упрощая, с некоторой натяжкой, находясь при этом в рамках тех или иных (философских, математических и пр.) спекуляций.

Философское различение Пирсом градаций непрерывности имеет также и теологический аспект. Так, в рукописях 1893 года «Бессмертие в свете синехизма» и других Пирс утвердительно отвечает на вопрос о бессмертии души с позиций синехизма. Согласно синехизму Пирса, душа не исчезает, не прерывает свое бытие после смерти, продолжая свое существование в духовном и общественном сознании человечества, а также, — что самое главное, — в силу ее принадлежности, общности с некими фундаментальными, «архетипическими» идеями, истинами и законами устройства Вселенной, обладающими свойством Непрерывности в высшем ее проявлении.

Сходные (на качественном уровне) мысли и формулировки можно найти, например, у Фомы Аквинского, который утверждал, что оmnе ens est unum («все сущее едино»), подразумевая, что степень («градус») единства нарастает по мере приближения к единому источнику Бытия, то есть к Богу.

Публикации сочинений

  • Collected Papers of Charles Sanders Peirce / Eds. C. Hartshorne, P. Weiss (Vol. 1-6); A. Burks (Vol. 7-8). — Harvard: Harvard University Press, 1931—1958.
  • Writings of Charles S. Peirce: A Chronological Edition: Vol. 1-8 / Peirce Edition Project (eds.). — Bloomington: Indiana University Press, 1982—2010.

Сочинения, изданные в русском переводе

  • Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения. — М.: Логос, 2000. — 412 с. — ISBN 5-8163-0014-8.
  • Пирс, Ч. С. Принципы философии. — СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. — 541 с. — ISBN 5-93597-016-3.
  • Пирс, Ч. С. Рассуждение и логика вещей: Лекции для Кембриджских конференций 1898 года / с «Введением» К. Л. Кетнера и Х. Патнема и «Комментариями к лекциям» Х. Патнема; науч. ред. Д. Г. Лахути и В. К. Финна; пер. с англ. Д. Г. Лахути и др. — М.: РГГУ, 2005. — 376 с. — ISBN 978-5-7281-0597-8
  • Пирс, Ч. С. Что такое знак? // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. — 2009. — № 3 (7). — С. 88-95 / пер. с англ. А. А. Аргамаковой; с предисл. к публ. С. 86-87.

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: