Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Зия Гёкальп


Зия Гёкальп (тур. Ziya Gökalp, 23 марта 1876, Чермик — 25 октября 1924, Константинополь) — псевдоним Мехмед Зия (тур. Mehmed Ziya) — турецкий писатель, поэт, социолог и политический деятель туркменского происхождения. После революции младотурок в 1908 году Мехмед Зия принимает имя Гёкальп ("небесный герой").

Биография

Зия Гёкальп родился в семье этнических туркоман. Некоторые исследователи (Э. Ю. Гасанова и др.) говорят о его курдских корнях, однако сам он подчёркивал своё чисто тюркское происхождение.

После смерти отца образованием Мехмеда занялся его дядя Хасиб-эффенди, давший ему представление о нормах ислама и выучивший арабскому и персидскому языкам. Мехмед ходил в школу в Диярбекире, откуда в 1896 г. переехал в Константинополь. Столкновение мистики и современной науки в его сознании и нежелание дяди поддержать его намерение получить высшее образование подвигли его к попытке самоубийства, от которого Зию отговорил его друг Абдулла Джевдет. В итоге, Зия стал учиться в ветеринарной школе и, будучи вовлечён в подпольный младотурецкий кружок, в 1899 г. был арестован, на 10 месяцев попал в тюрьму. Затем был выслан из Константинополя в Диярбекир. В то время младотурки представлялись борцами против абдул-гамидовской тирании и мало кто мог предвидеть их кровавую будущность.

Познакомившись со многими участниками младотурецкого движения, Мехмед Зия вступил в партию «Единение и прогресс». После младотурецкого переворота 1908 года Мехмед Зия принимает громкое имя Гёкальп ("небесный герой"). В том же году возглавил Диярбекирское отделение партии «Единение и прогресс», а в 1909 г., переехав в Салоники, был выбран в Центральный комитет партии. Издавал в Салониках журналы Genç Kalemler (Молодые писатели) и Yeni Felsefe Mecmuası (Сборник новой философии). Дал путевку в жизнь известному впоследствии журналисту и социологу Ахмету Эмину.

В 1912 г. Зия Гёкальп вернулся в Стамбул, где стал первым профессором социологии университета Дар-уль-Фунун. В это время он познакомился с интеллектуалами из Казани, Закавказья и Крыма - и стал ведущим идеологом пантюркизма, пытался обосновать необходимость объединения под эгидой Турции всех тюркоязычных народов и даже народов всей угро-финской группы в единую мега-державу «Туран». К тому времени шовинистические и мегаломанские установки младотурок стали очевидными для всех (или почти для всех).

В 1913 году Зия Гёкальп стал заместителем министра внутренних дел Талаат-паши. В 1914 году Зия Гёкальп заявил, что именно турок является тем «сверхчеловеком», о котором мечтал Ницше. В отношении ислама Зия Гёкальп высказывался в том смысле, что его догмы препятствуют прогрессу турецкого общества. Однако официально никогда не позиционировал себя атеистом. В области геополитики, имея далеко идущие замыслы по Кавказу, Крыму и Туркестану, Талаат и Гёкальп участвовали в разработке военно-политического проекта «Туран Йолу» (Дорога в Туран). Зия Гёкальп разделяет с Талаат-пашой ответственность за депортацию и геноцид армянского населения. Зия Гёкальп находил полезным, чтобы имущество уничтоженных армянских предпринимателей перешло к туркам. По свидетельству немецкого чиновника, которого Первая мировая война застала в анатолийской области Муш,

Установка на геноцид была дана в шифрованной телеграмме Энвер-паши от 27 февраля 1915 г., конкретные же меры по «окончательной ликвидации» армян были прописаны в секретной директиве Талаат-паши и Энвер-паши от 15 апреля 1915 г. Геноцид армянского населения начался в анатолийском городе Зайтун 24 апреля 1915 года.

В 1919 г. Зия Гёкальп был выслан британскими оккупационными властями из Стамбула на Мальту, где провёл два года. После возвращения в Турцию примкнул к кемалистам.

С 1923 г. — депутат турецкого парламента от Диярбакыра. Входил в Великое национальное собрание Турции.

Политические идеи

Гёкальп выступал за тюркизацию Османской империи путём распространения турецкого языка и культуры на этнические меньшинства, а также благодаря идеям пантюркизма и туранизма, которые трактовались как «культ национализма и модернизации».. После Первой мировой войны Гёкальп пришёл к отрицанию османизма и исламизма, будучи убеждённым в неизбежности победы турецких националистов. Поздние работы Гёкальпа легли в основу кемализма, реформ, проводившихся Кемалем Ататюрком. Его наследие определило идеи современного турецкого национализма.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: