Порт Азов
Морской порт Азов — порт, расположенный в Ростовской области на берегу рек Дон и Азовка (приток Дона). Один из старейших портов на Юге России.
Азовский морской порт расположен в пятнадцати км от устья реки Дон, он располагается на линии 9-го интермодального коридора, который предназначен для перемещения грузов с севера на юг. Порт Азова является «главными воротами», которые соединяют Средиземное море с внутренними водами России и Каспием. Существуют проекты углубления подходного канала к порту до 8,5 метров, а также проект канала «Евразия», соединяющий Каспийский с Азовским бассейнами.
Также Порт является воротами во Внутреннюю Водную Транспортную Систему (ВВТС). ВВТС проходит через Волго-Донской канал далее к Каспийскому морю и через реку Волгу и систему северных рек, Волго-Балтийский и Беломорканал соединяется с Балтийским и Белым морями. Это весьма удобный водный путь к промышленным центрам, которые расположены в европейской части России, для судов грузоподъемностью 3000т ― 5200т типа «река-море» (с осадкой до 4-х метров), связывающий внутренние водные пути России через Азовское море с Чёрным и Средиземным морями.
Первые упоминания о нём относятся к началу XVIII века, когда крепость Азов была освобождена от турок Петром Великим.
В 1865 был углублен Азовский рукав, а в 1888 году ― отстроена каменная набережная.
В 1904 была назначена администрация порта.
Основу грузооборота порта в то время составляли зерно, вяленая рыба и икра. Позже через азовский порт стали проходить лес и навалочные грузы такие, как песок, гравий и другие строительные материалы для нужд города и региона.
До 1992 г. Азовский порт входил в состав Волго-Донского Пароходства.
С 1992 г. Порт приобрел статус самостоятельного предприятия.
В 1993 г. Порт преобразован в акционерное общество «Азовский морской порт».
В декабре 1994 г. согласно Распоряжению Правительства РФ порт получил статус международного и открыт для захода судов других государств.
Обрабатываемые в порту суда работают в акваториях Чёрного и Средиземного морей, по Дунаю могут доходить до стран Центральной Европы. Через порт переваливаются грузы из Южной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. В порту имеются пограничная, таможенная, санитарная, ветеринарная и карантинная службы.
Перегрузочный комплекс Азовского порта включает 11 причалов.
Специализируется на перевалке генеральных и насыпных грузов: угля, металла, леса, зерна, удобрений, строительных материалов, тарно-штучных грузов. Имеется оборудование для перевалки контейнеров.
В последнее время освоены новые грузопотоки, в частности глинозем, цемент.
Помимо перевалки грузов порт принимает пассажирские морские и речные суда.
Общая площадь территории Азовского морского порта составляет более 24 га.;
- центральный грузовой район — 5,9 га
- новые грузовые причалы (территория «нового» порта) — 17 га
- грузовой участок «Лоцпост» ― 1,2 га
- Отведен участок под строительство терминала сжиженного углеводородного газа (СУГ) ― 36 га
Причалы
- Терминал для перевалки сельскохозяйственной продукции «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток»
- Зерновой терминал ООО «Промэкспедиция»
- Зерновой терминал ООО «Азовский портовой элеватор»
- Нефтеналивной терминал ЗАО «Азовпродукт»
- Нефтеналивной терминал ООО «ДонТерминал»
- Азовский рыбозавод
- Азовский морской порт
Грузооборот порта
- 2009: 4,684 млн.т
- 2010: 4,273 млн.т
- 2011: 4,8 млн.т
- 2012: 5,1 млн.т (+6,2 %)
- 2014: 6,3 млн.т (+13,4 %)
- 2015: 7,1 млн.т (+5,2 %)
- 2016: 6,6 млн.т (-6,3 %)
- 2017: 8,5 млн.т (+28.2 %) (общий 11 млн.т, +14,6 %)
- 2018: 10,6 млн.т (+24,7 %) (общий, с учётом транзита, 12,91 млн тонн)
- 2019: 8,3 млн.т (-21.7%) (общий, с учётом транзита, 10,38 млн тонн)
- 2020: 8,4 млн.т (+2,3%) (общий, с учётом транзита, 10,08 млн тонн), через порта проследовали 18 тыс. 57 судов (+7,5%)