Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Железнодорожный транспорт в Москве


Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал (Савёловский) обслуживает только пригородные перевозки), Московской окружной железной дорогой (малым кольцом), частью Большого кольца МЖД, несколькими соединительными ветвями и рядом ответвлений, в основном однопутных, относительно небольшой длины, основная часть из которых полностью находится в черте города.

Все железные дороги Москвы относятся к Московской железной дороге, кроме Ленинградского направления, относящегося к бывшему Московскому региону Октябрьской железной дороги, которое тоже входит в Московский железнодорожный узел, имеет при этом ССВ с некоторыми направлениями Московской железной дороги. При этом цены и правила оплаты проезда в пригородных электричках одинаковы на всех направлениях без исключения, согласно правилам Московской железной дороги.

Также на территории новой Москвы расположена одна из крупнейших в России железнодорожная сортировочная станция Бекасово-Сортировочное.

В 1990-е — 2000-е годы ряд железнодорожных веток, обслуживавших промышленные предприятия, был закрыт в связи с выводом этих предприятий из города или серьёзным сокращением объёмов производства.

Инфраструктура

Основные линии

  • Малое кольцо Московской железной дороги (Московское центральное кольцо) — 54 км в черте города, 31 остановочный пункт.
  • Смоленское (Белорусское) направление Московской железной дороги — 16 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Смоленская (Белорусский вокзал), Москва-Товарная-Смоленская, Фили, Кунцево-1 и четырьмя остановочными пунктами.
  • Курское направление Московской железной дороги — 35 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Курская (Курский вокзал), Москва-Товарная-Курская, Люблино-Сортировочное, Царицыно, Красный Строитель, Бутово и Щербинка, а также шестью остановочными пунктами.
  • Горьковское направление Московской железной дороги — 14 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Курская (Курский вокзал) (общая с Курским направлением) и Кусково, а также четырьмя остановочными пунктами.
  • Казанское направление Московской железной дороги — 18 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Казанская (Казанский вокзал), Москва-Товарная-Рязанская, Москва-Сортировочная-Рязанская и Перово, а также восемью остановочными пунктами.
  • Киевское направление Московской железной дороги — 51 км в черте города (включая участки в черте Внуково и Новой Москвы) со станциями Москва-Пассажирская-Киевская (Киевский вокзал), Москва-Сортировочная-Киевская, Очаково, Солнечная, Внуково, Толстопальцево, Крёкшино, Бекасово-1, Аэропорт Внуково и восемью остановочными пунктами.
  • Павелецкое направление Московской железной дороги — 21 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Павелецкая (Павелецкий вокзал), Москва-Товарная-Павелецкая, Коломенское, Чертаново, Бирюлёво-Товарное и тремя остановочными пунктами. До 1992 года весьма эффективно выполняла функцию метрополитена, так как в черте Москвы поезда шли с минимальными интервалами.
  • Рижское направление Московской железной дороги — 25 км в черте города (через станцию Подмосковная 21 км) со станциями Москва-Рижская (Рижский вокзал) и Тушино, остановочным пунктом Красный Балтиец на территории станции Подмосковная, бывшая станция Покровское-Стрешнево, а также четырьмя остановочными пунктами.
  • Савёловское направление Московской железной дороги — 19 км в черте города (из них 5 км по границе Москвы) со станциями Москва-Бутырская (Савёловский вокзал), Бескудниково и Марк, а также шестью остановочными пунктами. По остановочным пунктам Новодачная и Долгопрудная проходит граница Москвы (посёлок Северный) и Области.
  • Ярославское направление Московской железной дороги — 14 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Ярославская (Ярославский вокзал), Москва-3, Москва-Товарная-Ярославская и Лосиноостровская, а также четырьмя остановочными пунктами.
  • Ленинградское направление Октябрьской железной дороги — 28 км в черте города (включая 8 км на территории Зеленограда) со станциями Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), Ховрино и Крюково, а также десятью остановочными пунктами. Условно городским считается весь участок Москва — Крюково, хотя Алабушево также относится к территории Москвы, а городской тариф действует только до станции Ховрино.
  • Большое кольцо МЖД — 49 км в черте города (все в черте Новой Москвы) со станциями Пожитково, Бекасово-1, Бекасово-Сортировочное, Кресты, а также 11 остановочными пунктами.

Соединительные ветви

  • Алексеевская соединительная ветвь — 11 км от Курского до Белорусского вокзала с промежуточной станцией Каланчёвская и тремя остановочными пунктами. Имеет соединение с путями Рижского и Савёловского направлений. По ветви есть пассажирское движение.
  • Митьковская соединительная ветвь — 4 км от Москвы-Товарной-Рязанской до Москвы-3 с промежуточной станцией Москва-2-Митьково. Существует ответвление на станцию Николаевка.
  • Бирюлёвская соединительная ветвь (Курского и Павелецкого направлений) — 4 км от Царицыно до Бирюлёва-Товарного. Используется пассажирскими поездами, следующими с юга (Ростов — Воронеж — Мичуринск) на главный ход Октябрьской ж.д. (Санкт-Петербург, Мурманск) и обратно транзитом через Москву.
  • Соединительная ветвь Казанского и Горьковского направлений — 2 км между станциями Перово и Кусково, частично демонтирована.

Малое кольцо МЖД имеет соединительные ветви со всеми направлениями.

Прочие действующие ветви

  • Сортировочная станция Бекасово-Сортировочное с множеством соединительных ветвей, ведущих в парки станции.
  • Щербинское испытательное кольцо и ответвление на него.
  • Ветви на станцию Бойня от станции Перово Казанского направления и станции Угрешская Малого кольца МЖД.
  • Симоновская ветка ППЖТ от станции Бойня до завода «Динамо».
  • Ветви на станцию Москва-Южный порт от станции Люблино Курского направления и станции Угрешская Малого кольца МЖД.
  • Электрозаводская ветка — 3,8 км от станции Черкизово Малого кольца до Электрозавода (МЭЛЗ, АТЭ). До конца 1980-х годов была электрифицирована по трамвайному типу.
  • Подъездной путь ТЭЦ-23 — 3,1 км от станции Черкизово Малого кольца. Есть ответвления, в том числе на Черкизовский завод Метростроя.
  • Подъездной путь к Московскому коксогазовому заводу («Москокс») в городе Видное, с промышленной станцией Обменная на территории Москвы.
  • Путь к поселку Грибки.
  • Подъездной путь станции Медведково ППЖТ «Промжелдортранс».
  • Ховринская ветка с промышленной станцией Бусиново (в том числе подъездной путь ТЭЦ-21 и ТЭЦ-28).
  • Очаковская ветка (в том числе подъездной путь ТЭЦ-25).
  • Тушинская ветка (подъездной путь ММПО им. Чернышева).
  • Усовская ветка (с 1926 года), начинается от станции Кунцево-1 Белорусского направления (отделяясь от основного хода у платформы Рабочий Посёлок). На территории Москвы находится 2,3 км этой ветки со станцией Кунцево-2 (пассажирское движение), а также 0,9 км ответвления пути на территории Рублёва с одноимённой грузовой станцией.
  • Подъездной путь завода «Серп и Молот».
  • Подъездной путь Курчатовского института.
  • Подъездной путь ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
  • Подъездной путь Московского трубного завода и Хладокомбината № 8.
  • Перовский куст путей.
  • Подъездной путь Алексеевской соединительной ветви к Вагонному участку центрального направления (Правительственному спецвокзалу).

Закрытые железные дороги

  • Линия Нижегородского вокзала (1861—1950-е годы). В 1861—1896 годы использовалась для отправления поездов на Владимир и Нижний Новгород, с 1896 — товарная станция. Ликвидирована в 1950-х годах в результате застройки района.
  • Шереметьевская соединительная ветвь (другое название — Передаточная ветвь Виндавской железной дороги), соединяла Николаевскую железную дорогу с Виндавским направлением через мост вблизи современного Останкинского путепровода.
  • Ветка к Свердловскому плодоовощному объединению, проходила между Бескудниково и Дегунино.
  • Бескудниковская ветка (1900—1987) длиной 8,5 км соединяла станции Бескудниково Савёловского направления и Лосиноостровская Ярославского направления, закрыта летом 1987 года.
  • Брянская соединительная ветвь (1907—1998) полной длиной 7,2 км соединяла пути Белорусского и Киевского направлений между станциями Москва-Товарная-Смоленская (первоначально от Брянского поста) и Москва-Пассажирская-Киевская. От неё существовало ответвление к пивоваренному заводу имени Бадаева (1,7 км) вдоль набережной Тараса Шевченко.
  • Ветка Очаково — Очаково-2 (1949—2006) имела длину 5,4 км (почти половина параллельно основным путям Киевского направления вплоть до платформы Матвеевская). Существовало ответвление к МГУ со станцией Ленгоры (использовалось при строительстве высотки университета в 1949—1953 годах, позже предприятиями, закрыто в 2002 году) длиной 3,2 км (считая от горловины станции Очаково-2). Закрыта в связи с выводом обслуживаемых веткой предприятий и строительством новых корпусов МГУ и жилых зданий.
  • Лизинская ветка (1915—1950-е годы). Грузовая станция Лизино использовалась несколькими предприятиями Симоновской слободы (сейчас — Даниловский район), в том числе заводом «Динамо» и ЗИЛ.
  • Краснобогатырская ветка (построена, вероятно, в 1910-х, закрыта в 2006 году) — первоначально имела длину около 5 км и заканчивалась на территории завода «Изолит», проходя по мосту через реку Яузу и пересекая улицу Богородский Вал напротив современного здания Мосгорсуда. Участок от завода «Красный богатырь» до завода «Изолит» был разобран в конце 1960-х годов. Оставшийся участок ветки длиной 2,7 км соединял завод «Красный богатырь» со станцией МК МЖД Белокаменная. На начало 2007 года недействующий путь сохранялся примерно на половине длины ветки.
  • Канатчиковская ветка (1918—1998), отходила от станции «Канатчиково» Окружной железной дороги к заводам «Красный пролетарий», ЭНИМС и другим. Часть путей была ликвидирована при застройке района улицы Вавилова в 1950-х, использование оставшихся было прекращено в 1998 году, вскоре они были демонтированы.
  • Октябрьская ветка до станции Октябрьские Казармы, ответвление — подъездной путь ММЗ «Знамя труда» (построена в начале XX века, в основном демонтирована в 2004—2006 годах, оставшийся участок на 2-м Хорошёвском проезде демонтирован в апреле 2013 года).
  • Подъездной путь ситценабивной фабрики в Кожевниках (закрыт в 2002). Ответвление в начале Павелецкой железной дороги, не использовался с конца 1990-х.
  • Подъездной путь совхоза «Коммунарка» (построен, вероятно, в конце 1950-х, не использовался с конца 1970-х, окончательно заброшен в конце 1980-х).
  • Подъездной путь от станции Белокаменная к объекту «Арсенал-59». Пролегает по национальному парку «Лосиный остров». Не используется с 2014 года.

Закрытые дороги в Московской области

В середине 1990-х были закрыты следующие участки пригородного сообщения:

  • 1996. Нахабино — Павловская Слобода. Движение прекращено, к 2008 году полностью демонтирована в связи со строительством коттеджных поселков.
  • 1997. Люберцы — Дзержинский, прекращено пассажирское движение.
  • 1997. Мытищи — Пирогово (берег Пироговского водохранилища, ответвление Ярославского направления). Ветка разобрана к 2001 году.

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: