Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Гипербол


Гипербол (др.-греч. Ὑπέρβολoς) — афинский политик второй половины V века до н. э. Происходил из незнатной семьи. В молодости стал профессиональным доносчиком сикофантом, что принесло ему большое состояние. После гибели вождя радикальных демократов Клеона занял его место на политической арене. В многочисленных сохранившихся исторических и литературных произведениях современники охарактеризовали Гипербола «проходимцем», «человеком гнусным» и другими нелицеприятными эпитетами.

В промежутке между 417 и 415 годами до н. э. стал инициатором проведения остракофории. На ней афинянам следовало сделать выбор между умеренной политикой Никия и/или Фаякса и экспансионизмом Алкивиада. Изгнание любого из конкурентов на политической арене было выгодным Гиперболу. Потенциальные претенденты на изгнание не были уверены в положительном результате. Дальновидный Алкивиад связался с оппонентами. Они договорились подговорить своих сторонников проголосовать против Гипербола. В результате тот и стал жертвой остракофории. Данный результат одновременно и позабавил, и возмутил афинян. После остракизма Гипербола возобладало мнение, что данная процедура изгнания неугодных обществу лиц перестала выполнять возлагавшиеся на неё функции. Данная остракофория стала последней в истории Афин.

Гипербол уехал на остров Самос, где был убит олигархами во время бунта против демократии в 411 году до н. э.

Происхождение. Карьера. Участие в политической жизни Древних Афин

Гипербол был сыном Антифана из дема Перифеды аттической филы Энеида. Утверждение Феопомпа о том, что отцом Гипербола был Хремет противоречит данным эпиграфики и считается историками ошибочным. О матери Гипербола Доксо известно исключительно из высмеивающих Гипербола комедий Платона, Гермиппа и др. В них её представляют пристрастившейся к выпивке, занимающейся ростовщичеством, варваркой низкого происхождения.

В молодости Гипербол занимался продажей масляных ламп. Кроме торговли лампами зарабатывал сикофантией. В Древних Афинах каждый гражданин мог подать в суд на кого-либо за нарушение закона. Успешное обвинение предполагало выплату обвинителю части штрафа. Если обвинение поддержало менее пятой части членов суда присяжных, то штрафу подвергался уже сам обвинитель. Такое положение вещей сделало судебные тяжбы одним из основных источников доходов некоторых афинян, которых называли сикофантами. Эти граждане ставили целью не поддержание общественного порядка и соблюдение другими законов, а личное обогащение. Зачастую было достаточно одной угрозы, чтобы сикофанту заплатили отступное. В этой роли Гипербол достиг определённых «успехов», что обеспечило ему безбедную жизнь. Аристофан в «Облаках» так охарактеризовал заработки Гипербола:

Гипербол не ограничивался бездумным накоплением денег. Выходец из незнатной семьи смог получить образование у софистов и достиг определённых успехов в ораторском искусстве:

Также он стал триерархом, то есть человеком, который за собственный счёт построил и оснастил военный корабль, а после содержал его в исправном состоянии. Данная литургия была самой обременительной из всех общественных повинностей, которые государство накладывало на состоятельных граждан.

Начало политической деятельности Гипербола историки датируют 20-ми годами V века до н. э. Первое упоминание персонажа в античных источниках содержится в одном из уцелевших фрагментов комедии Кратина др.-греч. Ωραί («Часы») 428—426 годов до н. э. В разные годы он занимал должности члена Совета Пятисот булевта, гиеромнемона — секретаря «священного посольства», который отвечал за отношения Афин с Дельфами (на этой должности согласно Аристофану он потерял венок) и возможно стратега. Из сохранившихся надписей можно сделать вывод о том, что именно Гипербол выдвинул предложение относительно порядка проведения празднеств Гефестий в честь бога огня и кузнечного мастерства. Античные комедиографы высмеивали влияние на политика его необразованной и недостойной матери.

Гипербол примкнул к партии радикальных демократов, руководимой на то время Клеоном. Политики этой набирающей влияние силы, которая опиралась на афинскую чернь, в своих выступлениях использовали приёмы демагогии, популизм, военную риторику. Аристофан во «Всадниках» высмеял план Гипербола по завоеванию Карфагена. В том же произведении Гипербол представлен ближайшим сподвижником Клеона. После гибели последнего в 422 году до н. э. во время битвы при Амфиполе Гипербол занял его место предводителя партии радикальных демократов. В 421 году до н. э. Гипербол потерпел поражение, когда уставший от войны демос поддержал перемирие со Спартой, которое вошло в историю под названием «Никиева мира».

Остракизм

Изгнание Гипербола из Афин после проведения остракофории историки датируют промежутком между 417 и 415 годами до н. э.

Согласно наиболее распространённой версии, описанной у Плутарха, Народное собрание приняло решение о проведении остракофории, так как афинскому демосу было необходимо сделать выбор между умеренной политикой Никия и экспансионистской политикой Алкивиада. Возможно именно Гипербол и был инициатором её проведения. И в том и в другом случае политик оказывался в выигрыше. В случае устранения с политической сцены Алкивиада он оказывался главным выразителем мнения «партии войны», также Гипербол ничего не терял при изгнании Никия. Однако предводитель «радикальных демократов» не учёл политической дальновидности Алкивиада. Между решением о проведении и непосредственно самой остракофорией проходило несколько недель или месяцев. Алкивиад в это время связался со своим оппонентом. Оба политика, не уверенные в результате процедуры остракизма, договорились призвать своих сторонников голосовать против третьего лица — Гипербола. Существуют и альтернативные версии, согласно которым Алкивиад противостоял не Никию, а другому политику Фаяксу, либо союзу Никия и Фаякса.

В результате именно Гипербол и стал жертвой остракизма. Данная остракофория стала последней в истории Древних Афин. До этого процедуру изгнания применяли против достойных людей, когда общество выбирало между двумя различными политическими линиями. В данном случае этот принцип дал сбой, вместо выразителей мнения различных групп в изгнание отправили «третью» фигуру. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол был недостоин такого наказания. До этого остракизму подвергались люди исключительно знатные и достойные, как к примеру Аристид, Кимон, Ксантипп и др., которых афиняне по какой-то причине посчитали угрозой для демократии и/или нежелательными для развития города. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться. Комедиограф Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал:

После остракизма Гипербола среди афинян возобладало мнение, что данная процедура изгнания неугодных обществу лиц перестала выполнять возлагавшиеся на неё функции. Также в данном случае остракизм оказался ненадёжным методом политической борьбы, «ударив бумерангом» по её инициатору. В дальнейшем это стало вызывать опаску у других политиков. Впоследствии ухудшение внешней и внутренней политической обстановки в Древних Афинах, отсутствие биполярного противостояния политических партий привело к отказу от остракизма, который активно применяли с начала V века до н. э.

Смерть

После изгнания из Афин Гипербол отправился на остров Самос. Свидетельство о его смерти содержится в «Истории» Фукидида. Согласно данному историку в 411 году до н. э. во время «переворота четырёхсот», когда к власти в Афинах пришли олигархи, на Самосе также произошёл бунт против демократии. Во время беспорядков Гипербол был убит. Возможно убийство Гипербола инициировал афинский стратег Хармин, у которого были какие-то личные счёты к опальному политику.

Оценки личности

Историк Фукидид охарактеризовал Гипербола как «человека гнусного, изгнанного остракизмом не из страха перед его могуществом и влиянием, но за порочность и за то, что он позорил государство». Негативно о Гиперболе отзывался Аристофан. В комедии «Мир» 421 года до н. э. он назван «проходимцем», «Всадники» — «злополучным полководцем, кислым уксусом», «Женщины на празднике Фесмофорий» — «уродом». Из 11 дошедших до наших дней комедий Аристофана Гипербол по имени упоминается в семи. Кроме «отца комедии» Аристофана Гипербола высмеивали в своих комедиях Фриних, Гермипп, Платон, Евполид, Кратин, Левкон и Полизел, и это только в сохранившихся фрагментах. Оратор Андокид также дал негативную характеристику политика. Для современников Гипербол был вождём демоса, политическим наследником Клеона, к которому большинство вышеуказанных авторов также испытывали негативные чувства.

В эпоху поздней Античности Гипербола в негативном ключе изобразили Плутарх, Лукиан, Клавдий Элиан и Гимерий.

По мнению историка С. Г. Карпюка, Гипербол, хоть и обладал популярностью и влиянием среди политиков Древних Афин, оставался «вечным вторым». Сначала он находился «в тени» Клеона, а после — Алкивиада. В тот короткий период между смертью Клеона и изгнанием, когда политик был руководителем партии радикальных демократов, его агрессивная внешняя политика не пользовалась поддержкой афинян. Гипербол внёс новшество в политическую жизнь государства. Он стал первым общепризнанным «негодным человеком», который мог одновременно совмещать роль сикофанта и священного посла, не скрывая своего незнатного положения.

В культуре

Смерть Гипербола во время бунта на Самосе описана в книге Мэри Рено «Последние капли вина».


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: