Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Расшива

Дата: 11-12-2020, 21:55 » Раздел: Статьи  » 

Расшива — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.

Описание конструкции

Строились расшивы преимущественно в Астрахани из соснового и елового пиленого леса, в XIX веке цена одного судна составляла от 800 до 1000 рублей серебром, а срок службы — 7—8 лет.

Грузоподъёмность судов составляла от 114 до 197 тонн, длина — 17—23 метра, ширина — 3—4 метра, осадка — 1,2—1,5 метра. Экипаж расшивы состоял из 5—8 человек.

Конструкция расшив была схожа с конструкцией шкоутов и бакинок, однако из парусного вооружения в отличие от них несли только кливер. На днище в трюме этих судов отсутствовали продольные брусья и брештуксы, которые заменяла внутренняя обшивка, крепившаяся непосредственно к офлотинам и достигавшая подбалочного пояса.

На расшивах использовались 2 якоря: большой назывался бабаем и мог весть до 573 килограммов, вес второго малого якоря мог достигать 246 килограммов. Якорные канаты изготавливались из пеньки и их длина достигала 213 метров. При расшивах обычно держали одно небольшое гребное судно.

Этимология

Слово Расшива происходит от слова Шить или Расшивать. В Вологодской и Астраханской губерниях существовало выражение «расшить стружёк в посуду», то есть из стружка или челнока сделать грузовое речное судно.

Применение

Большемерные расшивы использовались по большей части на торговых путях между Мангышлаком, Астраханью и туркменскими портами. Маломерные расшивы в основном использовались для доставки хлеба и леса в порты на западном берегу Каспийского моря, для дальнейшей их транспортировки на Кавказ.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: