Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Пикчуреск


Пикчуреск (англ. picturesque, от ит. pittoresco — живописный, картинный) — термин употребляется во многих значениях. Буквально — эстетическое качество живописности формы, противопоставляемое графичности или скульптурности (осязательности, тактильности) формы в разных видах искусства. Вначале в его итальянской форме термин «питтореско» означал особенность пейзажа в самой природе, настолько «удачно аранжированной, что походит на картину». Затем «это значение было перевёрнуто и термин стал обозначать, что данный вид заслуживает быть художественно запечатлённым». В популярной литературе встречается и разговорное выражение: «живописный стиль». Термин «пикчуреск» в конкретно-историческом значении стали употреблять в Англии в середине XVIII века применительно к необычной манере рисовальщика и живописца Томаса Гейнсборо. В индивидуальном стиле этого художника, портретиста и пейзажиста, соединились черты романтического мышления, сентиментализма, влияние французского рококо, но самое главное — необычная для искусства того времени живописная, беглая, почти эскизная манера живописи и рисунка. Его «пёструю» манеру мазка и штриха публика и критика окрестила словечком «пикчуреск».

Последователями Гейнсборо были английские живописцы Джон Констебл и Уильям Тёрнер. Другим представителем манеры «пикчуреск» считают английского живописца, акварелиста и гравёра Томаса Гёртина. Ещё один английский художник Александр Козенс использовал случайные пятна и подтёки краски (англ. blots) на бумаге для создания причудливых пейзажей. Пятна на бумаге при небольшой доработке образовывали облака, небо, горы и деревья. В 1785 году Козенс опубликовал трактат о том, как рисовать пейзажи из клякс, под названием «Новый метод помощи воображению в рисовании оригинальных пейзажных композиций» (A New Method of Assisting the Invention in Drawing Original Compositions of Landscape). Художник считал, что он развивает метод Леонардо да Винчи, который в своих записках упоминал о возможности видеть изображения в случайных пятнах на сырой стене. Под влиянием Козенса аналогичный метод развивал английский художник Джозеф Райт из Дерби с его пристрастием к светотени и неожиданным эффектам освещения. Спустя полвека французские импрессионисты увидели в творчестве английских живописцев своих прямых предшественников. В 1768 году английский священник, поэт, эссеист, рисовальщик, акварелист и гравёр, Уильям Гилпин опубликовал сочинение «Эссе об отпечатках», в котором он определил живописность (picturesque) как «такую красоту, которая приятна на картине» (kind of beauty which is agreeable in a picture). В разделе эссе под названием «Принципы живописной красоты» Гилпин изложил своё понимание «живописной красоты» (picturesque beauty), основанное на знании английской пейзажной живописи и опыта использования «метода пятен». В 1760-х и 1770-х Гилпин много путешествовал, воплощая свои принципы в стихийных пейзажных набросках. Идеи Гилпина и концепцию стиля «пикчуреск» развивал английский теоретик искусства Ричард Пэйн Найт в трактате «Аналитическое исследование принципов вкуса (An Analytical Inquiry into the Principles of Taste, 1805).

Искусство английского пейзажа оказало влияние на формирование «английского», или «пейзажного стиля», в садово-парковом искусстве. Первым исследованием этого направления в английском садово-парковом искусстве были «Наблюдения по современному садоводству» (1770) Томаса Уотели. В нём рассматривались английские сады, разбитые в живописном стиле. Большой вклад в развитие эстетической концепции «живописности» внëс Ювдейл Прайс (1747—1829).

Главная особенность английского стиля, в противопоставлении «французскому», или «регулярному», парку (хотя возникли они практически одновременно), свободная, живописная планировка, лужаек, аллей, групп деревьев с озёрами и каскадами, плотинами, имитацией руин, остатков старинных замков, Всё это уподоблялось живой природе и «естественной красоте». Причём в отношении садов и парков термин «пикчуреск» (уже в его английской форме) употребляли в равной степени в поэзии, эссеистике и практике садоводства. Выдающимся мастером ландшафтного искусства «пейзажного стиля» был английский архитектор Уильям Кент. В романтической архитектуре «сельского стиля» также использовали павильоны, стилизованные под природные гроты, скалы, старинные постройки, обросшие мхом, шалаши и «хижины отшельника» («эрмитажи»).

Мастером садово-парковой архитектуры стиля пикчуреск был английский архитектор Джон Нэш, автор знаменитого Королевского павильона в Брайтоне в причудливом «индо-сарацинском стиле» (1815—1822) . В этой экзотической постройке эклектика и следование модному тогда сарацинскому, или мавританскому, стилю, соединялись с конструктивными новациями технического века. Одна из замечательных идей того времени: архитектура является частью природы, а природа должна стать частью архитектуры. Джон Нэш создал первый «город-сад» и некоторые из наиболее примечательных образцов последующей эпохи. То, что важной особенностью стиля является неупорядоченность, нашло выражение в асимметричных силуэтах Кронхилла (1802) в Этчеме, графство Шропшир. Деревня Блейз-Гамлет (Дж. Нэш, 1811) стала моделью города-сада будущего, состоящего из живописно расположенных неупорядоченными секторами «простых коттеджей», крыши которых стилизованы под соломенные кровли крестьянских жилищ.

Среди создателей живописных садов "пейзажного стиля" прежде других называют английских садоводов и ландшафтных архитекторов сэра Ланселота Брауна, Реджинальда Бломфилда, Уильяма Робинсона.

В редких случаях термином «живописная манера» (фр. genre pittoresque) в середине XVIII века обозначали необычные для того времени, причудливые орнаментальные композиции художников французского рококо: Н. Пино, Ж.-О. Мейссонье, Ф. де Кювилье.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: