Биологическая самодегельминтизация пастбищ

13.06.2015

Гельминтологические элементы — яйца и личинки — рассеиваются животными главным образом с фекалиями; следовательно, все места, куда эти фекалии попадают, опасны в смысле заражения и подлежат обезвреживанию. Однако химическую дезинфекцию можно проводить в большей или меньшей степени только на крайне ограниченных площадях — и базах, стойлах, клетках для животных, самые же опасные по заражению места — пастбища — такой обработке подвергаться не могут. В 1907 году было предложено для борьбы с гемонхозом овец менять пастбища, чтобы при этом происходила биологическим путём их самодегельминтизация. Практически это предложение было использовано впервые в совхозах Орловым и в колхозах Пуховым.
Как известно, биология большинства стронгилят овец (и других животных), в частности диктиокаулюсов и гемонхуса, сводится в главных чертах к следующему.
Животные выделяют с калом яйца или личинок этих червей, которые, попав во внешнюю среду, дозревают здесь при благоприятных условиях в течение 5—6 дней до инвазионной стадии, проходя при атом через ряд линек. Свежёвыделенными яйцами и недозревшими личинками стронгилят животные заразиться не могут. Условиями, необходимыми для развития яиц и личинок, являются температура от 8 до 30° и наличие влажности, хотя бы небольшой. Оптимальной же оказывается температура 20—25°: при такой температуре личинки вызревают в течение 5—6 дней. Таким образом, каждый участок пастбища, загрязнённый фекалиями гельминтозных животных, становится опасным в смысле заражения также через 5—б дней. Следовательно, с целью профилактики необходимо регулярно, через каждые 5—6 дней, менять выпасы, т. е. перегонять животных через указанные интервалы на новые участки, чтобы они но могли заглатывать с травой инвазионных личинок стронгилят.
С течением времени, а также при неблагоприятных условиях (засуха, холод) зрелые личинки замирают, впадают в анабиоз и в таком состоянии способны сохранять жизнеспособность до года. Если за годовой период личинки не попадают в организм соответственного хозяина, они погибают. Отсюда вывод: через год пастбище, загрязнённое инвазионными личинками стронгилят. подвергается биологической самодегельминтизации и становится вновь безопасным для выпасаемых на нём животных.
Регулируя содержание овец на пастбищах таким образом, чтобы они оставались на одном месте не долее 5—6 дней, а затем возвращались на это место не раньше чем через год, Орлов и Пухов добились полного предохранения овец от заражения стронгилятозами.
Чёткость проведения этой меры считается непременным условием успеха. Достигается же это таким образом. Прежде всего, всю территорию пастбищ хозяйства наносят на план. Далее, учитывая урожайность трав и зная норму пастбища на одну голову, делят всю территорию на количество голов в хозяйстве и определяют таким образом, достаточно ли пастбищ. Если окажется, что площади для выпаса достаточно, делят пастбищную территорию на число стад, отводя для каждого стада особую территорию. Затем делят площадь, отведённую для стада, на столько частей, сколько в данном районе выпасных пятидневок. Последнее размежевание либо ведёт к выделению равных площадей на каждую пятидневку, либо деление вначале производят по числу периодов, так как в каждом периоде травостой различен. В овцеводческих хозяйствах сезон выпаса каждого стада делится на три периода; май—июнь, июль—август, сентябрь—октябрь, в некоторых районах включая и ноябрь. На первый и третий период отводят большую площадь, чем на второй. Площадь, используемую в каждый период, делят, в свою очередь, на загоны по числу пятидневок в периоде. Всё это заносят на план, после чего ведут учёт и контроль правильности использования территорий.
Если земли для выпаса животных в течение всего года на регулярно сменяемых пастбищах нехватает, то одни и те же выпасы допускают к повторному использованию в том же году,, но не ранее чем через 3 месяца после первого использования. Опыт показал, что значительно целесообразнее использовать один и тот же выпас через 3 месяца, чем, скажем, пасти на одном и том же месте, ради экономии территории, не 6, а большее число (например, 10—12) дней. Дело в том, что на седьмой, восьмой, девятый и десятый день животные подвергаются большей опасности инвазии, чем через 3 месяца после первоначальной пастьбы. Чем дальше во времени будет отстоять срок повторной пастьбы на одной и той же территории, тем эффективнее и надёжнее эта профилактическая мера в отношении диктиокаулёза и гемонхоза. Равным образом, в период жары нет нужды менять пастбища через 5—6 дней, так как при высокой температуре личинки погибают в первой стадии развития.
Организуя смену пастбищ для борьбы со стронгилятозами любого вида животных, хозяйство может если не полностью устранить, то довести до минимума заражение животных на одних и тех же выпасах. Регулярная смена пастбищ может привести к тому, что заражённые животные будут постепенно терять гельминтологические элементы, так как черви в организме животных также живут определённые сроки; вновь же заразиться на пастбищах животные не смогут. Проще говоря, смена пастбищ имеет целью создать для животных такие условия, при которых заражение этими гельмиитозами должно постепенно свестись на нет. Смена пастбищ приходит к очищению территории от глистных инвазий, к получению животными здорового корма.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: