Биотермическая дегельминтизация навоза

13.06.2015

Плодовитость паразитических червей, как известно, чрезвычайно велика. Так, например, каждый экземпляр самки свиной аскариды выделяет за сутки до 200 тысяч яиц; лента Teania solium содержит свыше 100 миллионов яиц и т. д. Равным образом известно, как широко распространено в природе очервление животных: лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, верблюды почти поголовно инвазированы паразитическими червями. Известно также и то, что подавляющее большинство гельминтологических элементов выделяется из организма инвазированных животных наружу с испражнениями; другими словами, фекалии животных насыщены яйцами иди личинками паразитических червей. Если с этими- данными сопоставить другой факт, что в России сельскохозяйственные животные продуцируют каждый год около 500 млн. тонн навоза и что ваши обычные способы хранения навоза с санитарной точки зрения всё ещё недостаточно удовлетворительны, то роль фекалий в распространении разнообразнейших гельминтозов животных и людей предстанет перед нами во всём своём грандиозном масштабе.
Taковы показатели санитарно-гельминтологического порядка к дегельминтизации навоза. Можно сказать, не впадая в преувеличение, что проблема борьбы с гельминтозами упирается в огромной степени в вопрос дегельминтизации навоза, его обезвреживания от глистных элементов.
С другой стороны, навоз сельскохозяйственных животных представляет собой драгоценнейший удобрительный материал, содержащий все вещества, необходимые для пышного произрастания: растительных культур. Навозное удобрение имеет большое значение в поднятии урожайности нолей. Навоз должен быть использован агротехникой в максимальном масштабе и с наибольшей продуктивностью; этого властно требуют интересы социалистического земледелия.
Таковы показатели хозяйственно-экономического порядка к дегельминтизации навоза.
Из сопоставления фактов серьёзнейшего значения навоза и сельскохозяйственном производстве и его чрезвычайно интенсивного очервления вытекает необходимость изыскать такой способ санитарно-гельминтологической обработки навоза, при котором можно было бы достичь полной дегельминтизации без понижения его агротехнических качеств. Этим удалось бы целиком сочетать интересы санитарии и экономики, добившись резкого снижения потерь в животноводстве от гельминтозов, с одной стороны, при одновременном повышении урожая зерновых культур — с другой.
Вопрос обезвреживания навоза в отношении яиц и личинок гельминтов в издавна интересовал гельминтологов.
Попытки практического разрешения этого вопроса шли в направлении использования: 1) химических средств, 2) физических факторов (тетю, холод) и 3) биологического принципа.
Изучая действие различных химических препаратов на гельминтологические элементы, ряд авторов установили чрезвычайную стойкость этих элементов к самым разнообразным соединениям. Так, например, Завадовский, работавший с яйцами лошадиной-аскариды, указывает, что эти яйца способны нормально развиваться в концентрированных растворах сулемы, медного купороса, в средней крепости растворах соляной, серной и азотной кислоты.
К.И. Скрябин наблюдал сохранение жизнеспособности яиц Toxascaris leonina собаки, содержавшихся в течение 11 лет в 3% растворе формалина.
Лосев и др. отмечали, что яйца лошадиной аскариды, помещённые в 20% раствор формалина, продолжали развиваться, и через 8 дней в этих яйцах наблюдались вполне развившиеся живые и подвижные личинки. Продолжая работы по вопросу резистентности яиц, Лосев установил, что 3% серная кислота, раствор сулемы 1 : 3000 и 2% раствор настойки иода не оказывают никакого влияния на развитие яиц аскарид лошади.
Анализ литературных данных по вопросу о стойкости яиц и личинок гельминтов к различным химическим дезинфицирующим средствам заставил гельминтологов притти к заключению, что практическое разрешение проблемы обезвреживания навоза в отношении яиц и личинок гельминтов надо искать не по линии химической дегельминтизации.
Изучение воздействия на яйца и личинок гельминтов физических факторов — высокой и низкой температуры, солнечных лучей, высыхания — привело исследователей к следующим выводам.
1. Хотя прямое облучение солнечным светом и может вызывать гибель гельминтологических элементов, однако применительно к дегельминтизации навоза этот фактор не имеет большого практического значения, так как основная масса яиц или личинок паразитических червей обычно находится в толще каловых масс и защищена от солнца слоем хотя бы в несколько миллиметров толщины. Личинки гельминтов, которые находятся на поверхности земли, всегда в большей или меньшей степени защищены от действия прямых солнечных лучей травяным покровом.
2. Высушивание навоза не является надёжным методом дегельминтизации, так как яйца и личинки гельминтов, особенно достигшие инвазионной стадии, обладают к высыханию весьма значительной устойчивостью, впадая в анабиоз.
3. Замораживание навоза не даёт гарантии его обезвреживания, вследствие чего использование низких температур не разрешает практически вопроса дегельминтизации навоза.
4. Из физических факторов оказалась наиболее губительной для гельминтологических элементов высокая температура. Трудами многочисленных исследователей выяснено, что температура выше 45° сильно влияет на личинок и яйца паразитических червей, причём с повышением температуры время, необходимое для их обезвреживания, значительно сокращается, и уже при +65° для этого требуется всего лишь 1/2—1 минута.
Таким образом, был сделан вывод, что обезвреживание навоза должно производиться путем термической обработки фекалий.
Этот вывод позволил Всесоюзному институту гельминтологии имени академика К.И. Скрябина выдвинуть вопрос об использовании для целей дегельминтизации явления «самовозгорания навоза» в результате жизнедеятельности бактерий, т. е. метода биологического порядка. Этот метод, называемый способом биогермической дегельминтизации навоза, апробирован опытами Горшкова, Шумаковича и Антипина на различных сортах навоза и должен быть широко использован в нашем социалистическом хозяйстве. Сущность его заключается в следующем.
Навоз, вывезенный в навозохранилище, складывают первоначально небольшими (объёмом около 1 м3) кучками, причём стремятся укладывать его возможно рыхлее, чтобы воздух имел более полный доступ к навозу. При этих условиях микробы начинают энергично развивать свою деятельность. Температура навоза начинает быстро повышаться и через 3—7 дней достигает 55—70°. Иод влиянием высокой температуры большинство микробов гибнет. В этот момент кучу максимально уплотняют, утаптывают и достигают того, что в навозе остаётся минимальное количество микробов. Он уже является до некоторой степени стерильным. Сторонники этого метода считают, что в таком навозе содержится в 10 раз меньше микробов, чем в навозе, хранимом обычным порядком.
По наблюдениям Горшкова и Шумаковича, в конском, свином, овечьем и кроличьем навозе, заложенном по указанному выше способу при температуре воздуха от -5° до +3,5°, развивается сравнительно быстрое повышение температуры, вполне достаточное для уничтожения всех яиц и личинок гельминтов; через 25 дней все они погибают. Значительно хуже обстоит дело с коровьим навозом, так как температура в нём поднимается максимально лишь до +19°. Однако в «холодном» коровьем навозе, смешанном с конским, на 25-й день развивается температура +56°. Таким образом, смешивая коровий навоз в равных дозах с «горячим» навозом, можно добиться его дегельминтизации.
Необходимо отметить, что при открытом хранении нужная температура в верхних и боковых слоях куч, вследствие теплоотдачи, не достигается, и инвазионное начало здесь может сохраниться. Поэтому эти слои надо считать необезвреженными; при вывозке навоза в поле их необходимо снимать и оставлять для закладки в другие кучи.
С целью максимального сохранения в навозе основных веществ, обладающих удобрительными свойствами (азотистые соединения, сухие вещества), Антипин предлагает добавлять в навоз перед его укладкой в штабеля суперфосфат. Ho данным этого исследователя, добавление к конскому навозу суперфосфата из расчёта 2% к общей массе (или 20 кг на тонну навоза) резко снижает потерю азота и сухих веществ. Если без применения суперфосфата азота в навозе теряется до 21,3%, а сухих веществ до 34,6%, то при использовании суперфосфата потери азота снижаются до 7,5%, а сухих веществ — до 21,1%.
Наилучшим методом дегельминтизации коровьего навоза Антипин считает закладку его но горячему способу в комбинации с конским навозом (в соотношении 4:1). Сюда же добавляют соломенную подстилку и 2% суперфосфата (20 кг на тонну навоза). При такой обработке навоз полностью обезвреживается от гельминтозных элементов и сохраняет свойства высококачественного удобрения.
По Горшкову и Шумаковичу, в тех хозяйствах, где имеются специальные навозохранилища и бродильники, не требуется никаких дополнительных построек: нужно лишь закладывать навоз по указанному выше способу. Чтобы предотвратить распространение инвазий навозом во время его транспортировки, желательно иметь для вывозки навоза особые телеги или сани, которые нельзя употреблять для других целей, особенно для перевозки фуража. Вo время транспортировки нельзя допускать разбрасывания и потери навоза в пути. Указанные телеги и сани подвергают по возможности чаще очистке, а в тёплое время года их обваривают кипятком.
При отсутствии навозохранилищ отводят для хранения навоза по открытому способу специальную площадку, расположенную на ровном месте, не на склоне. Площадку огораживают, чтобы исключить доступ к ней животных. Внутри, вдоль изгороди, устраивают кругом канаву глубиной 40—50 см для задержки стока ручейков (во время дождя, таяния снега). Размер площадки зависит от количества животных в хозяйстве. Навоз укладывают в большие штабеля, поэтому много площади для него не требуется. Место укладки штабелей огораживают небольшой канавкой.
Необходимо соблюдать следующую систему укладки. На землю предварительно кладут слой сухих веток или соломы. Первую кучу навоза, в 1 м высотой и не более 1,5 м длиной и шириной, укладывают по возможности рыхлее. Через несколько дней можно уложить рядом с ней такую же кучу. Когда температура в первой куче поднимется, навоз плотно утрамбовывают. После этого можно приступить к укладке второго слоя куч таких же размеров, а после повышения в нём температуры — третьего слоя и т. д. В результате такой систематической укладки навоза получится один большой штабель. Над штабелями желательно устраивать крыши, чтобы не допустить вымывания (выщелачивания) из навоза ценных органических и минеральных соединений.
Дегельминтизация навоза происходит во время повышения температуры в течение первых же недель. Вывозка навоза нa поле, согласно агрономическим правилам, производится через 3—4 месяца. Верхние и боковые слои штабеля, толщиной 18—22 см, при этом снимают, слегка увлажняют и снопа укладывают в кучи.
Хозяйства, не заинтересованные в навозе как удобрении, могут применять обычный (рыхлый) способ хранения, не уплотняя куч в дальнейшем. Ho это вряд ли можно признать более выгодным, так как для храпения навоза потребуется гораздо большая площадь.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: