Механизация транспортировки и раздачи кормов

15.04.2015

Одна из наиболее трудоемких операций на звероводческой ферме — доставка и раздача кормов. Затраты труда на кормление зверей составляют 11—36% (в зависимости от биологического периода и вида зверей) к общим затратам времени на уход за животными.
Для доставки кормов из кормоцеха и загрузки их в бункера кормораздатчиков или ручных тележек служат специальные корморазвозящие машины. Наиболее широко используют корморазвозящие агрегаты КА-20 и КА-30 на базе автомобиля ГАЗ-САЗ-53Б. На раме автомобиля установлен конический (в поперечном сечении) бункер, в нижней части которого расположен винтовой конвейер и разгрузочный лопастной насос. Механизм выгрузки бункера приводится во вращение от BOM автомобиля через карданный вал и клиноременную передачу. Выгрузной патрубок поднимается и опускается гидроцилиндром, высоту патрубка регулирует водитель из кабины машины. Корм загружается сверху через люки бункера, которые в транспортном положении прикрыты крышками. Для обогрева корма бункер оборудован рубашкой, по которой пропускаются выхлопные газы двигателя. Применяют также полунавесную кормовозную тележку ЦС-217, агрегатируемую с трактором Т-40 или МТЗ. Ее бункер утеплен минеральной ватой, механизм выгрузки корма аналогичен этому механизму на КА-30, привод — от BOM трактора (табл. 45).

Механизация транспортировки и раздачи кормов

Для доставки корма на ферму используют также прицепной кормораздатчик КУТ-3А, агрегатируемый с тракторами МТЗ. Кормораздатчик состоит из бункера вместимостью 3 м3, скребкового конвейера, выгрузного устройства, позволяющего выдавать корм по обеим сторонам шеда. Возможны также и другие способы доставки корма. Так, в зверосовхозах «Майский» и «Сосновский» (Ленинградская обл.) для этой цели применяют самоходные шасси Т-16М. В некоторых хозяйствах, где кормоцехи расположены рядом с фермой, корм из фаршмешалок выгружается непосредственно в бункера кормораздатчиков.
Для раздачи корма в шедах используют мобильные кормораздатчики с двигателями внутреннего сгорания или с электродвигателями, работающими от аккумуляторных батарей.
В зверохозяйстрах страны находят применение кормораздатчики «Минкоматик» и «Гигантик» зарубежных фирм с двигателями внутреннего сгорания и с механическими и гидравлическими коробками передач, а также кормораздаточные электротележки ЭТ-151 с полуавтоматической системой регулирования выдаваемой дозы. Вместимость бункеров кормораздатчиков 350—650 л, мощность двигателя 3—10 кВт, скорость движения (регулируется бесступенчато) у кормораздатчиков с гидравлической коробкой передач 1—15 км/ч.
Производительность кормораздатчиков зависит от навыков рабочего и составляет 5—8 тыс. порций в час. Опытные рабочие раздают корм при постоянно включенном насосе и осуществляют дозирование только движением кормового шланга вверх — вниз. Такой прием позволяет повысить производительность труда не менее чем на 15% и облегчить процесс раздачи.
Поскольку все кормораздатчики могут с одинаковой скоростью раздавать корм как при движении вперед, так и при движении назад, целесообразно при движении вперед раздавать корм на одну сторону шеда, а при движении назад — на другую. Это повышает производительность труда на 15—25% (в зависимости от длины шеда), так как нет необходимости выезжать из шеда и делать разворот.
Кормораздатчики с двигателями внутреннего сгорания имеют высокую проходимость и легко управляемы. Последние модели оборудованы роторными насосами (вместо ранее применявшихся шестеренчатых), которые менее требовательны к степени измельчения корма.
Для раздачи корма на зверофермах используют подвесные дороги. Наиболее широкое распространение получили подвесные дороги из стального равнобокого уголка 50x50x5 мм. К вершине уголка с шагом, равным или кратным шагу ригелей шеда, приваривают подвески из прутка или полосы, которыми уголок крепится к ригелям. По уголку перемещается каретка, опирающаяся четырьмя шарикоподшипниками на его грани. К каретке подвешивают ванну из оцинкованной стали или алюминия, вмещающую до 150 кг корма.
Широкое применение находят ручные тележки на мопедных колесах.