Рабочая производительность верблюдов

17.11.2014

Мировую славу верблюды заслужили как вьючные, транспортные животные. С развитием торговых связей между государствами сухопутная перевозка большинства товаров осуществлялась на верблюдах. Многочисленные длинные караваны шли в Индию за бесценными пряностями через пески Аравии и Туркестана в Малую Азию, Закавказье, Китай. На караванных тропах вырастали торговые города. Благосостояние целых народов зависело от близости караванных путей.
Все это происходило благодаря удивительной способности верблюда проходить по зыбучим пескам, где не могут быть использованы ни лошади, ни ослы, ни мулы. Лишь благодаря верблюдам, человек смог не только проникнуть в сердце великих пустынь Азии и Африки, но и поселиться в них.
Вьючный верблюжий транспорт отличается не только высокой проходимостью по барханам и пескам пустынь и полупустынь, но и исключительной дешевизной перевозок, так как кормятся верблюды по пути следования каравана подножным кормом - полынью, солянками и прочими растениями, мало пригодными для других животных. В условиях пустынь и сухих степей верблюд наиболее мощное вьючное и упряжное животное. Среднее тяговое усилие верблюда 10-12% от их живой массы. Для лошади, ежедневно используемой в работе в течение 8-9 часов, сила тяги равна примерно 15% её веса, для мула - 18-20%.
При дальних переходах верблюд проходит по 30-40 км в день и несет на себе вьюки до 250-300 кг, т.е. почти половину собственного веса, а самые сильные - столько же, сколько весят сами - 700 кг. Под всадником верблюды могут проходить иноходью около 100 км в день со скоростью 10-12 км\час.
Кроме тяжелых вьючных пород есть легкие и быстроногие породы дромедаров для верховой езды. Жаль только, что они иноходцы и на бегу сильно раскачиваются, бросая всадника из стороны в сторону.
Нагрузка на верблюда в значительной степени зависит от длины пути. Нормальным весом вьюка для него при длине перехода 30-35 км за 8-10 часовой рабочий день можно считать массу вьюка, равную половине живой массы животного (И.И. Лакоза и др.).
Нормальной скоростью движения с такой нагрузкой и при протяженности перехода в 30-35 км можно считать 4-4,5 км\ч. Нормальной скоростью движения верблюда, идущего в караване без груза можно считать 4,5-5,5 км\ч.
Длина дневного перехода нагруженного каравана без отдыха и без разгрузки животных в пути может достигать 30-35 км. Если длина пути больше 30-35 км, то нагрузку на верблюда необходимо уменьшить. Далее И.И. Лакоза приводит ориентировочные нормы нагрузки вьючных верблюдов. (Таблица 11).

Рабочая производительность верблюдов

Приведенные данные рассчитаны на перевозку грузов, удобных для навьючивания, например, тюки с хлопком или мешки с сыпучим содержимым. При перевозке твердых громоздких грузов величина нагрузки должна быть уменьшена на 25%. Особое внимание уделяется правильному креплению вьюка и тщательному распределению веса груза равномерно на обе стороны. Верблюды очень утомляются, если груз хотя бы немного перевешивается на одну сторону, слабо закреплен или качается при движении. Животные могут терять работоспособность из - за образования нагнетов на спине, в области горбов.
Груз должен быть хорошо уравновешен и плотно укреплен с помощью стягивающих веревок как можно ближе к середине спины. Нужно следить за тем, чтобы он не свешивался ниже локтевого сустава.
Как правило, верблюд отдыхает с вьюком на спине и опускаясь на землю тяжело опирается на свои мозоли. Если это происходит на каменистом и неровном месте, то животное может поранить запястья и грудную мозоль. Очень опасно для них вставать и подниматься с грузом на скользком месте, так как при этом может произойти вывих конечности и разрыв связок. Зимой нужно следить затем, чтобы верблюды не ложились отдыхать прямо на снег - необходимо подстилать под них камыш или сено. Если этого не сделать верблюды могут простудиться.
При движении каравана по твердому каменистому грунту, на ноги верблюда необходимо надевать специальные башмаки из сыромятной кожи, с прокладкой внутри по подошве слоя кожи. Башмак стягивают собирающим ремешком. Это особенно необходимо делать для верблюдов, поранивших подошвы лап.
Вьючные седла для бактрианов и гибридов, используемые в нашей республике, состоят из двух сшитых вместе подушек и трех потников. Подушки изготавливают из грубой и толстой шерстяной мешковины, набивая их камышом и соломой. Их располагают вокруг верхней части спины, закрывая горбы. По их верхнему и нижнему краю пропускают бечевки, которыми можно стягивать и распускать подушки.
Рабочая производительность верблюдов

Длина подушки 105-110 см , ширина 35-40 см. С боков к ней крепятся два деревянных бруска, длиной 120-125 см, с помощью которых подушки стягивают и крепко фиксируют на теле животного. К брускам прикрепляют подпруги и подбрюшник из широкой шерстяной тесьмы.
Один потник используют как прокладку между горбами, двумя другими обертывают горбы. При креплении седла на одногорбого верблюда, под него подкладывают потник, сшитый в виде колпака, который должен закрывать горб. Чтобы лучше защитить горб дромедара при таком седле сверху подушки иногда накладывают деревянную рамку - кеджве, состоящую из четырех скрепленных попарно брусьев, образующих две дуги, соединенных вместе боковыми перекладинами в виде лестницы.
Караван обычно состоит из звеньев по 3-7 верблюдов в каждом. Соединяют верблюдов друг с другом с помощью повода, длиной 2-3 метра. Повод каждого последующего верблюда прикреплен к седлу предыдущего. На звено полагается один погонщик.
Используя одногорбых верблюдов для работы под вьюком, туркмены применяют седла, состоящие из двух сшитых подушек, которые сзади, в форме рога 35-40 см высотой образуют мягкую луку. Подушки целиком закрывают горб. Спереди, в виде передней луки крепят деревянную дугу, которая плотно ложится на подушку. Переднюю и заднюю деревянные луки соединяют двумя проходящими горизонтально палками, имеющими то же назначение, что и в казахском седле. Для лучшего крепления задней луки, по обеим её сторонам нашивают две вертикально проходящие палки.
Рабочая производительность верблюдов

Для управления работой верблюда используют обычный недоуздок с прикрепленным к нему поводом. Используют также колокольчики, которые позволяют при движении каравана, особенно ночью, опытному погонщику следить за состоянием верблюдов, вовремя заметить отставших и утомленных животных.
Нежелательно использование верблюдов в работе каравана в самое жаркое время, когда температура воздуха в тени превышает 35°С. Лучше отправлять караван в путь до рассвета - в 3 часа ночи. Дневной отдых животных длится с 9 часов утра до 4 часов дня, а затем караван проходит остальную часть пути. Когда он прибывает на место стоянки, верблюдов необходимо положить на землю, разгрузить и выпустить на пастбище. Сразу поить разгоряченных верблюдов нельзя.
При движении каравана в ночное время погонщики используют систему колокольчиков, по звуку которых они могут заметить неправильный ход привязанного сзади верблюда, или отставание утомленного животного.
Рабочая производительность верблюдов

Без груза караван верблюдов может проходить достаточно длинные расстояния - до 45-50 км и более в сутки. Ho при этом, как и при движении с грузом следует в течение дня давать 6-8 часов для пастьбы и 6-8 часов для отдыха и пережевывания жвачки. В целом, продолжительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.
Главный контингент рабочих верблюдов - это кастраты. В этом качестве им мало уступают верблюдицы. Необходимо помнить, что кормящие верблюдоматки могут быть использованы на работах средней тяжести и не раньше, чем через два месяца после выжеребки. Верблюжат при этом необходимо содержать на пастбище поблизости и каждые 3 часа подпускать к маткам для кормления. За месяц до выжеребки маток от работы освобождают.
Закрепившееся во многих европейских языках слово «дромадер» восходит к греческому «дромейос» - «быстро бегающий». И в самом деле, высокие ноги и относительно легкое телосложение делают одногорбого верблюда скороходом, но только среди верблюдов. Обычная рабочая скорость дромедара - около 10 км\час. Максимальная - немногим более 23 км\час, что не так уж мало, но, конечно, даже очень средний конь - рысак легко обгонит его. Впрочем это не мешает любителям устраивать масштабные состязания беговых верблюдов.
В ряде традиционных «верблюжьих» стран эти бега не менее популярны, чем лошадиные, что подтверждают ставки на тотализаторе и цены на «скакунов».
На крупнейшей в мире верблюжьей ярмарке, проходящей в августе-сентябре на юге Марокко, за чистокровного махари (специальная беговая порода верблюдов, распространенная, в основном, в Северной Африке) дают до 160 тысяч евро. Обычный караванный дромедар стоит в 100-200 раз дешевле.
На скачках, устраиваемых в столице Омана, присутствует вся местная знать, с энтузиазмом поддерживая наездников. Призы победителям скачек раздает сам президент.
Рабочая производительность верблюдов

Известно, что игра в поло - это излюбленное развлечение аристократов, но с недавних пор она начала приживаться у степных кочевников.
В частности на юге Монголии ежегодно проходят турниры, где участники этого вида спорта гоняют мяч верхом на верблюдах. Смуглые лица, красочные одежды спортсменов, воинственные выкрики наездников и разгоряченных болельщиков собирают огромную массу поклонников этого вида спорта. В программе игры в поло присутствуют также скачки на верблюдах и верблюжий парад.
Победители пользуются огромным почетом и уважением, получают переходящий кубок и денежный приз в размере около полутора миллионов тугриков (примерно 1300 долларов). География участников постоянно расширяется, и прежде всего благодаря спортсменам из сопредельных областей Китая
В заключение данного раздела хочется привести еще одно немаловажное использование верблюда, как транспортное средство.
Эта необычная библиотека была создана в 1996 году по распоряжению Кенийской национальной библиотечной службы и заслужила хорошие отзывы местной печати. Неприхотливые «корабли пустыни» - наиболее подходящий вид транспорта в этом засушливом районе, где дороги постоянно заносит песком, и даже вездеход не всегда доберется до цели.
Передвижная библиотека располагает девятью верблюдами - по три в каждом караване, что позволяет обслуживать по 12 стоянок кочевников. Уровень образования среди детей кочевников, благодаря передвижной библиотеке заметно вырос. Многие уже успешно сдали экзамен на аттестат зрелости. Спрос на книги постоянно растет.
Рабочая производительность верблюдов

Кочевникам очень нравится, что именно верблюды, которых они считают священными животными и совершенными в своей красоте творениями Всевышнего, привозят их детям «умных и добрых печатных учителей».