Военно-воздушные силы Северного флота
Военно-воздушные силы Северного флота — бывший род сил регионального командования ВС СССР/России.
Выполняли задачи по обеспечению безопасности страны в Северо-западном и Арктическом регионах СССР/России самостоятельно или совместно с силами флота, а также постоянно работали в интересах Северного флота и др. ведомств в составе оперативных группировок в различных районах мирового океана. После 2015 года ВВС и ПВО Северного флота переформированы в 45-ю армию ВВС и ПВО. Помимо лётных частей, в структуру 45-й армии вошли зенитно-ракетные и радиотехнические части по территориальному признаку.
Для выполнения поставленных задач силами авиации имеется сеть аэродромов берегового базирования с необходимой аэродромной инфраструктурой, летательные аппараты различных типов и классов, личный состав. Из всех флотов ВМФ России только авиация СФ имеет самолёты корабельного базирования, приписанные к ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
История военно-воздушных сил Северного флота
Становление в предвоенные годы
Советско-финская война
Великая Отечественная война
Первые послевоенные годы
Авиация Северного флота в испытаниях ядерного оружия
Холодная война
В постсоветское время
Аэродромы ВВС Северного флота в период с 1941 по 1945 гг.
- аэродром Амдерма (69°45’50"С 61°33’1"В) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
- аэродром Большая Муксалма (65°1’43"С 35°44’20"В) — использовался ВВС БВФ;
- аэродром Ваенга-1 (69°2’42"С 33°23’55"В) — использовался ВВС СФ как основной;
- аэродром Ваенга-2 (69°0’57"С 33°17’33.48"В) — использовался ВВС СФ как основной;
- аэродром Ваенга-3 (Челнопушка, Чалмпушка) (69°3’4"С 33°14’16"В) — после войны закрыт, вместо него открыт Североморск-3;
- аэродром Губа Белушья (71°31’53"С 52°18’58"В — координаты могут быть не точными) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
- аэродром Губа Грязная (69°3’57"С 33°16’54"В) — использовался ВВС СФ как основной для гидроавиации (44-й САП, 118-й МРАП, 3-я МРАЭ 53-го САП(?), 2-я МРАЭ 54-го САП);
- аэродром Диксон (73°31’2"С 80°22’31"В) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
- аэродром Зубовка (69.774027,32.69032 — координаты могут быть не точными) — использовался ВВС СФ как запасной;
- аэродром Иоканьга (67.986798,39.835196) — использовался ВВС БВФ как сухопутный;
- аэродром Иоканьга (67.961159,39.619163) — использовался ВВС БВФ как гидроаэродром;
- аэродром Кехта (64.31239,41.206083) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ в 1943 году;
- аэродром Кильдин (69°18’58"С 34°9’59"В) — использовался ВВС СФ с 1943 года;
- аэродром Малые Кармакулы (N72.373333 E52.716667 — координаты взяты по полярной гидрометеостанции — старейшей в России) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ в 1943 году;
- аэродром Мезень (65.878689,44.214206) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ в 1943 году;
- аэродром Моржовец (66°46’4"С 42°30’2"В) — использовался ВВС БВФ;
- аэродром Мурмаши (68°46’0"С 32°44’00"В) — кроме армейских ВВС использовался как запасной ВВС СФ (46-й ШАП);
- аэродром Мыс Великий (69.086352,33.277983) — вспомогательный к аэродрому Губа Грязная, постоянный гидроаэродром. Имел один спуск (в отличие от аэродрома Губа Грязная, имевшего два спуска). Оперативная емкость — до одной отдельной АЭ. Использовался в 1943 году;
- аэродром Нарьян-Мар (67°37’47"С 53°5’24"В) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
- аэродром Новая Земля (71.61673,52.481174) — использовался ВВС БВФ (44-й САП);
- аэродром Обозерская (63°26’28"С 40°17’15"В) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ (учебно-тренировочный?) (46-й ШАП);
- аэродром Поной (67°6’26"С 41°6’40"В) — использовался ВВС БВФ;
- аэродром Пумманки (69°47’16"С 31°56’14"В) — использовался ВВС СФ (78-й ИАП, 46-й ШАП);
- аэродром Роста (Совхоз Арктика) (68°59’39"С 33°7’27"В) — использовался ВВС СФ с 1943 года;
- аэродром Русская Гавань (N76.188333 E62.588889) — использовался ВВС БВФ в 1941 году группой полковника И. П. Мазурука (2-я АГ ГУСМП), самолёты ДБ-3;
- аэродром Северодвинск (Молотовск) (N64.615232 E39.817801) — использовался ВВС БВФ в 1942 году 16-м ОТАО 3-ей АГ;
- аэродром Североморск-3 (68.869211,33.7183);
- аэродром Соловки (65.027488,35.89497) — использовался ВВС БВФ как гидро и как сухопутный;
- аэродром Средне-Ваенгское (69.009857,33.497901) — использовался ВВС СФ в 1943 году исключительно в зимний период в зависимости от состояния льда (в основном, толщины) и метеоусловий. Полоса укатывалась. Взлет-посадка производились только на лыжах.;
- аэродром Териберка (69.14883,35.091491) — использовался ВВС СФ с 1943 года;
- аэродром Тоендо (озеро Тоин То) (коодинаты) — использовался ВВС БВФ в 1941 году группой полковника И. П. Мазурука (2-я АГ ГУСМП), самолёты ГСТ;
- аэродром Ура-Губа (69°12’37"С 32°42’31"В) — использовался ВВС СФ с августа 1943 года;
- аэродром Усть-Цильна (N65.433889 E52.150833) — использовался ВВС БВФ в 1941 году группой полковника И. П. Мазурука (2-я АГ ГУСМП), самолёты И-153, СБ, ДБ-3;
- аэродром Холмовское озеро (Лахта) (64°22’15"С 40°41’37"В) — использовался ВВС БВФ для гидроавиации;
- аэродром Холмогоры (64.2437994,41.674686) — использовался ВВС СФ (46-й ШАП);
- аэродром Шойна (67.834257,44.248466) — использовался ВВС СФ как запасная полоса;
- аэродром Шонгуй (68°44’35"С 33°7’41"В) — кроме армейских ВВС использовался как запасной ВВС СФ (46-й ШАП);
- аэродром Ягодник (64°24’1"С 40°53’20"В) — использовался ВВС СФ и ВВС БВФ (учебно-тренировочный?) (3-й УАП, 46-й ШАП);
- аэродром Кегостров (64.5393333,40.4510333);
- аэродром Васьково (64.441583,40.422416);
- аэродром Бакарица (64.460924,40.606266);
- аэродром Талаги (64.60025,40.7165).
- аэродром Луостари (Petsamo) (69°24’4"N 30°59’23"E) — использовался частями 5-го Воздушного флота Люфтваффе. После захвата в октябре 1944 года использовался ВВС СФ (46-й ШАП)