Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Гетеротопия (пространство)

Дата: 4-11-2020, 04:49 » Раздел: Статьи  » 

Гетеротопия (от греч. ἕτερος (héteros), «разные», «другие», «отличающиеся» и греч. τόπος «место») — понятие, представленное Мишелем Фуко в работах «Другие пространства» и «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) и раскрытое в радиовыступлении, посвященном теме «Утопия и литература». Гетеротопия представляет собой пространство внутри пространства, Фуко предлагает примеры корабля, кладбища, сада, ярмарки и др. Самым известным объяснением Фуко гетеротопии стало рассуждение о понятии в беседе с группой архитекторов

Общая характеристика

Гетеротопия граничит с понятиями утопии и антиутопии. Фуко предлагал для лучшего понимания отличия гетеротопии представлять образ зеркала, который схож с утопией, «…поскольку это место без места. В зеркале я себя вижу там, где меня нет — в несуществующем пространстве, которое виртуально открывается за плоскостью. Но равно это и гетеротопия, поскольку зеркало реально существует и по отношению к месту, которое я я занимаю, имеет своего рода возвратный эффект; именно благодаря зеркалу я начинаю воспринимать себя отсутствующим в месте, где я есть, ибо вижу себя там».

Утопия — это идея или образ, которые, не являясь реальными, представляют собой усовершенствованную версию мира (например, «Утопия» Томаса Мора или рисунки Ле Корбюзье. Уолтер Рассел Мид писал: «утопия — это место, где все хорошо; антиутопия — это место, где все плохо; гетеротопия — это место, где все по-другому, части которого слабо связаны или вовсе не связаны между собой»

«Фуко признавался, что планировал написать „целую историю различных пространств (которая одновременно была бы историей различных видов власти), начиная с больших геополитических стратегий и заканчивая мельчайшими тактиками по условиям расселения историю архитектуры учреждений, классной комнаты или больницы, проходя через способы хозяйственно-политической дифференциации“ (Фуко М. Око власти, с. 224). Позже в интервью Полу Рабинову по теме „Пространство, знание и власть“ Фуко вновь обращается к гетеротопии, отмечая, что именно через одержимость пространством он пришел к пониманию фундаментальных отношений, возможных между властью и знанием (Фуко М. Пространство, знание и власть)».

Принципы геторотопии

Фуко ввел понятие «гетеротопия» (фр. hétérotopie), чтобы иметь возможность отобразить смысловую многогранность, т.е. представить все смыслы, вложенные в понимание того или иного пространства. Таким образом гетеротопия может быть как реальным местом, так и местом приближенным к утопии, параллельным реальному, пространством (например, тюрьма), наполненность и содержательность которого позволяет приблизить реальное место к виртуальному.

В определении гетеротопии Фуко выделяет несколько принципов.

Во-первых, «в мире нет ни одной культуры, которая не создавала бы гетеротопий. Это константа для всего человечества» («Другие пространства», с. 197).

Во-вторых, «каждая конкретная гетеротопия может начать функционировать по-иному при изменении общей синхронии культуры, в которой она находится» («Другие пространства», с. 198).

В-третьих, «гетеротопия может помещать в одном реальном месте несколько пространств, несколько местоположений, которые сами по себе несовместимы» («Другие пространства», с. 199).

В-четвертых, «гетеротопии чаще всего связаны с „раскроем“ времени, то есть они открыты в сторону того, что — из чистой симметрии — можно было бы назвать гетерохронией; гетеротопия начинает функционировать в полной мере, когда люди оказываются в своего рода абсолютном разрыве с их традиционным временем» («Другие пространства», с. 199).

В-пятых, «гетеротопии всегда предполагают некую систему открытости и замкнутости, которая одновременно и изолирует их, и делает их проницаемыми» («Другие пространства», с. 201).

В-шестых, «роль гетеротопии состоит в том, чтобы создать иллюзорное пространство, которое изобличает все реальное пространство, все местоположения, по которым разгораживается человеческая жизнь, как еще более иллюзорные» («Другие пространства», с. 202).

Рассуждения Мишеля Фуко о гетеротопиях, опубликованные в статье «Des espaces autres» (О других пространствах), представляют собой не только предложения философа рассмотреть пространство с разных точек зрения, но и возможность увидеть в гетеротопии убежище от авторитаризма и репрессий, проиллюстрированную метафорой корабля (как абсолютной гетеротопии), что, фактически, является ссылкой на сталинизм

Гетеротопия в зарубежных исследованиях

Географы-гуманитарии, связанные с постмодернистской школой, используют этот термин (и предложения Фуко) для трактовки и объяснения зарождения и развития (культурных, социальных, политических, экономических) сходств и различий современных мультикультурных мегаполисов. Идея места (с точки зрения этнической или гендарной принадлежности, иногда - с социальной) как гетеротопии привлекает внимание участников постмодернистской и постструктуралистской (и политической) теоретической дискуссии в социальных науках.

Имена таких ученых как Дэвид Харви, Эдвард Соджа, Мари Франклин-Браун связаны с разными толкованиями гетеротопии.

Хе Жан Чанг описывает гетеротопическое восприятие цифровых медиа, которое, по мнению Чанг, состоит в том, чтобы охватить бесформенную структуру многонационального капитализма.

Книги Мишеля Фуко по теме

  • Des espaces autres. Hétérotopies Texte intégral de Michel Foucault sur les hétérotopies (фр.)
  • L’art de penser, conférence de Foucault, audio mp3 (фр.)
  • Foucault, Michel (1971). The Order of Things. New York: Vintage Books. ISBN 978-0-679-75335-3. (англ.)
  • Foucault, Michel (October 1984). «Des Espace Autres». Architecture, Mouvement, Continuité. 5: 46-49.
  • Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191—204.
  • Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 1. С. 224.
  • Фуко М. Пространство, знание и власть // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006.Ч. 3. С. 215—236.
  • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М.: Гуманитарная академия, 2006. 416 с.

Гетеротопия в литературе

Понятие гетеротопии оказала влияние и на литературу, особенно на жанры научной фантастики и фэнтези. Многие читатели считают миры Чайна Мьевиль и других фантастов гетеротопиями, поскольку они представляют собой весьма специфические пространства. У романа Сэмюэля Дилэниу «Тритон» (1976) даже есть подзаголовок — «неоднозначная гетеротопия», который контрастирует с подзаголовком научно-фантастического романа «Обделённые» Урсулы К. Ле Гуин — «неоднозначная утопия».

Отечественные исследования

Помимо большого научного интереса к понятию «гетеротопия» в Российской академии наук также было проведено междисциплинарное исследование «Гетеротопия: Цивилизационный контекст​», участники которого рассмотрели понятие в политологическом, философском, лингвистическом и литературоведческом ракурсе.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: