Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Белозёров, Иван Павлович


Иван Павлович Белозёров (1 сентября 1918, Харьковская губерния — 14 февраля 2006, Симферополь) — советский лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны, гвардии старший лейтенант.

Герой Советского Союза (16.05.1944), подполковник запаса (с 1964 года).

Биография

Родился 1 сентября 1918 года в селе Малые Проходы ныне Дергачёвского района Харьковской области Украины в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу и школу фабрично заводского ученичества в Харькове. Работал токарем на паровозостроительном заводе, инструктором в аэроклубе.

В 1939 году призван в ряды Красной армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Почти с первого до последнего дня героической обороны Севастополя лётчик-истребитель И. П. Белозёров защищал небо главной базы Черноморского флота. С учётом сокращения площадок базирования до Херсонесского аэродрома, авиация базы находилась в Тактика многих немецких пилотов не отличалась новизной: они подкарауливали возвращающиеся с боевого задания наши самолёты и старались сбить их при заходе на посадку — боезапас кончился, истребитель беззащитен. Вот тут-то и приходили на помощь авиаторам зенитчики. Они отгоняли противника от наших садящихся самолётов. Немало немецких машин нашли свою могилу в море недалеко от места базирования плавучей батареи Не тронь меня.

Командир звена И. П. Белозёров и его боевые друзья часто вылетали на поиски врага, встречались лицом к лицу с немецкими асами, почти всегда выходя победителями из жарких воздушных боёв. Днём и ночью, при любой погоде поднимались они в небо, изучая расположение коммуникаций, выявляя скрытые хитроумной маскировкой живую силу и технику врага. Часто сами наводили на обнаруженные цели ударные авиагруппы.

Много летал И. П. Белозёров на разведку и всегда находил наиболее разумное решение при определении маршрута полёта, направления выхода на объект противника. Такая предусмотрительность помогала ему добывать ценные разведывательные сведения о противнике и избегать встреч с истребителями врага.

Однажды И. П. Белозёров возвращался с очередного боевого задания. Ему удалось обнаружить скопление немецких войск. Об этом срочно следовало не только доложить, а указать точные подходы к цели, наиболее вероятные пункты поражения. Над линией фронта его самолёт подвергся атаке двух немецких истребителей. И. П. Белозёров сделал попытку оторваться от них, но это ему не удалось. Тогда он вступил в бой. Видя, что один из «Мессеров» заходит ему в хвост, И. П. Белозёров быстро изменил направление полёта своей машины и ударил по проскочившему вперёд Ме-109 из пулемётов. «Мессер» качнулся, сорвался в штопор, из которого так и не вышел. Напарник погибшего пилота вышел из боя.

С уменьшением обводов осады летать становилось всё труднее. Сравнительно недалеко немцы установили тяжёлую артиллерию и периодически обстреливали Херсонесский аэродром. Огонь открывался во время взлёта истребителей. Установить этот момент было не трудно, при запуске двигателей, как над аэродромом поднимались огромные клубы красноватой херсонесской пыли. Перехитрить врага помогли наземные специалисты. Они привязывали к автомашинам большие охапки веток и на предельной скорости мчались по взлётной полосе. И почти в ту же секунду начинали рваться тяжёлые снаряды. Отстреляв положенное время, немецкая батарея замолкала. Воспользовавшись этим, истребители прямо из капониров шли на взлёт, чтобы выполнить очередное боевое задание.

В воздушных боях над Севастополем в дни его обороны И. П. Белозёров сбил, как он шутил, пять с половиной немецких самолётов: пять уничтожил лично и один — в паре со своим ведомым.

В те дни, лейтенант И. П. Белозёров командовал разведывательным звеном. На истребителя устанавливались импровизированные самодельные фотоаппараты. Механизм соединял аппарат с кнопкой. Лётчик нажимал её, производился снимок и автоматическая перемотка плёнки. На таком самолёте, И. П. Белозёрову приходилось неоднократно летать на воздушную разведку. Такие задания поручалось самым смелым и подготовленным пилотам. Лететь приходилось вдоль линии фронта, а зениток у врага в то время хватало с избытком.

Однажды на Херсонес пришла группа крымских партизан. Они рассказали о сложной обстановке и попросили оказать помощь. Было принято решение установить с ними связь, забросить в лес опытного радиста. Но кто и на чём должен лететь в этот труднодоступный район? Выбор пал на И. П. Белозёрова и Ф. Ф. Герасимова. До мельчайших подробностей был разработан план операции, продумана каждая деталь. Лейтенант Ф. Ф. Герасимов на По-2 доставляет радиста, а И. П. Белозёров на истребителе прикрывает его самолёт. В районе Балаклавы — плотная стена огня. Немецкие зенитки пытаются уничтожить наши самолёты, но это им не удаётся. Задание выполнено отлично! Правда, самолёт Ф. Ф. Герасимова при посадке получил повреждение и лётчику пришлось пробираться в Севастополь партизанскими тропами.

Однажды под Севастополем И. П. Белозёров сопровождал группу бомбардировщиков, которые действовали в открытом море, уничтожая транспорты противника, бегущего из Крыма. Большая группа немецких истребителей атаковала наши самолёты. Выполнение важного задания находилось под угрозой. Тогда И. П. Белозёров вступил в бой. В первой же атаке его самолёт попал под пулемётную очередь неприятеля. Лётчик был ранен, но продолжал драться. Сбил два вражеских самолёта и вышел из боя только тогда, когда убедился, что угроза для бомбардировщиков миновала.

К апрелю 1944 года командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант И. П. Белозёров совершил 300 боевых вылетов, в 34 воздушных боях сбил 8 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Крыма, гвардии старшему лейтенанту Белозёрову Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3805).

После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы Военно-воздушных сил Военно-морского флота. С 1964 года подполковник И. П. Белозёров — в запасе. Работал старшим диспетчером авиационного предприятия гражданской авиации. В 1988 году вышел на пенсию.

Жил в городе Симферополь. Являясь членом Железнодорожного совета ветеранов, занимался большой общественной деятельностью среди военнослужащих в отставке и членов их семей, вносил большой вклад в укрепление и единение организаций ветеранов Крыма. За добросовестный труд был награждён в 1999 и 2005 годах Почётными грамотами Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым. Умер 14 февраля 2006 года.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 3805)
  • Орден Ленина
  • орден Красного Знамени
  • орден Красного Знамени
  • Два ордена Отечественной войны I степени
  • Орден Красной Звезды
  • Медали, в том числе:
    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Память

  • Похоронен на кладбище «Абдал» в Симферополе.
  • Фамилия Героя — на мемориале авиаторам-черноморцам в Севастополе.

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: