Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Список лётчиков-асов конфликта на Халхин-Голе


Бои на Халхин-Голе между советскими и японскими войсками в мае—сентябре 1939 года, наряду с ожесточёнными наземными сражениями, стали крупнейшим боевым столкновением авиации противоборствующих сторон в период между первой мировой и второй мировой войнами. По общему количеству задействованных самолётов эти воздушные сражения сравнимы с воздушными боями Гражданской войны в Испании, но бои на Халхин-Голе продолжались 4 месяца на ограниченном пространстве, а война в Испании свыше 2,5 лет на территории большей части страны. Кроме того, в Испании не было таких крупномасштабных воздушных сражений с участием сотен самолётов противоборствующих сторон, которые во множестве происходили на Халхин-Голе. В Халхин-Гольских боях значительную роль играла истребительная авиация. Ожесточённые воздушные бои с незначительными перерывами велись с первого до последнего дней конфликта, обе стороны активно боролись за завоевание господства воздуха и если в начале конфликта его удерживали ВВС Императорской армии Японии, то во второй половине конфликта оно было завоёвано ВВС РККА.

Многие советские и японские лётчики-истребители стали в этих боях асами, добившись 5 и более воздушных побед каждый. Однако точное количество побед в воздухе остаётся дискуссионным ввиду того, что обе противоборствующие стороны завышали количество уничтоженных самолётов своих противников (что, впрочем, обычно практически для всех воздушных сражений). Так, по советским данным, в воздушных боях было сбито 646 японских самолётов (всего с японской стороны там сражалось до 400 японских самолётов, из которых по японским данным по всем причинам потеряно 162 самолёта и около 200 получили повреждения разной степени тяжести). А по японским данным сбито 1252 советских самолёта (в боях участвовало немногим более 1000 советских самолётов, из них советской стороной признана потеря по всем причинам 251 самолёта, включая 208 самолётов — боевых потерь, и ещё 436 получили повреждения). То есть, каждая из сторон полностью «уничтожила» всю противостоящую авиацию противника, причём намного больше её численности. Но поскольку отделить подлинные победы от мнимых исследователям конфликта на Халхин-Голе до настоящего времени не удалось (и вряд ли это возможно в будущем), то в списке асов приводятся победы по данным той стороны, за которую сражался лётчик. Второй причиной затруднений является неудовлетворительная система учета воздушных побед обеих сторон и низкий уровень подготовки отчётных и штабных документов обеих сторон. Третья причина — значительное влияние пропаганды на позднейшие публикации о боях на Халхин-Голе.

На стороне советских войск в завершающие дни боёв вступила в бой 1-я эскадрилья ВВС МНРА, но ни один из монгольских лётчиков-истребителей не участвовал в воздушных боях; единственный потерянный монгольский самолёт был сбит зенитным огнём.

При подготовке таблицы использованы данные двух наиболее полных исследований темы советской истребительной авиации на Халхин-Голе — работы Вячеслава Кондратьева «Война над степью» и Михаила Быкова «Все асы Сталина. 1936—1953», причём ввиду значительных разногласий между ними по советским лётчикам приведены данные по обоим источникам.

Советский Союз

Приведены данные по лётчикам, имевших по 5 и более личных побед согласно данным любого из авторов.

Япония

Составлено по «Списку воздушных побед японских лётчиков на Халхин-Голе»


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: