Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Ан-148

Дата: 25-05-2021, 16:00 » Раздел: Статьи  » 

Ан-148 — украинский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработан на АНТК им. О. К. Антонова. Рассчитан на перевозку до 83 пассажиров на расстояние до 4400 км.

История

В начале 1990-х годов стала очевидной необходимость создания самолёта, способного перевозить на протяжённых маршрутах сравнительно небольшое число пассажиров. Исследования рынка подтвердили предположение, что нужен самолёт с вместимостью, которую обеспечивал Ту-134, но с увеличенной дальностью полёта. Причём новый самолёт должен быть более лёгким, так как платежи в аэропортах за взлёт-посадку начисляются, исходя из веса воздушного судна. К тому же Ту-134 уже настоятельно требовал замены из-за несоответствия современным нормам по шуму на местности и вредным выбросам.

В поисках схемы нового самолёта на 70—80 пассажиров рассматривались возможности развития турбовинтового Ан-140 путём удлинения фюзеляжа, совершенствования крыла и установки более мощных двигателей. Анализировался вариант установки реактивных двигателей при удлинении фюзеляжа Ан-140. Реактивные машины более комфортны для пассажиров, выше скорость, ниже шум и вибрация. При выборе между экономичностью турбовинтового варианта и комфортностью реактивного предпочтение было отдано второму. Кроме Ан-140, в качестве базы для нового самолёта рассматривался и Ан-74ТК-300. Однако тщательные технико-экономические расчёты заставили принять иное решение.

С 18 июля 2001 года началось проектирование самолёта, получившего обозначение Ан-148, под руководством Петра Балабуева. По сравнению с Ан-74, у нового самолёта — более длинный фюзеляж с большим диаметром, крыло другой конструктивной схемы, новые двигатели Д-436-148.

В процесс проектирования Ан-148 была заложена идеология создания семейства. Базовая модель Ан-148-100 с длиной фюзеляжа 29,13 метра рассчитывалась на перевозку до 80 пассажиров, а модель Ан-148-200 с длиной фюзеляжа 34,36 метра — до 100 пассажиров. Кроме того, было предусмотрено создание Ан-148T — транспортной версии, грузоподъёмностью 15-20 тонн с боковой грузовой дверью и с задним люком-рампой, а также самолётов грузопассажирского и специального назначения.

Были проведены консультации с авиакомпаниями постсоветских стран. Тщательно прорабатывались все их пожелания. Многообразие требований авиакомпаний побудило к проработке нескольких вариантов базовой модели Ан-148-100. Первый вариант, Ан-148-100A, учитывал интересы российской авиакомпании «Аэрофлот» — эта облегчённая машина со взлётным весом 37 тонн была рассчитана на дальность до 3000 км. Следующий вариант, Ан-148-100В, был ориентирован на интересы украинской авиакомпании АэроСвит, санкт-петербургской «Пулково» и красноярской КрасЭйр. Взлётный вес — 40 тонн, дальность — до 4000 км. Третий вариант, Ан-148-100E (43 тонны), предназначался для дальности до 5100 км. Ан-148 был спроектирован полностью с помощью компьютерных (цифровых) технологий.

Традиционно, одновременно с принятием решения о разработке нового самолёта, надо было определиться с заводом для его серийного выпуска. Вначале рассматривалась возможность производства Ан-148 на Улан-Удэнском заводе, был подготовлен протокол о намерениях, но позже от этого решения отказались. По новому плану производство предусматривалось в Киеве и в Воронеже, в своё время выпускавшем Ан-10 и Ан-12.

17 декабря 2004 года Ан-148 совершил первый свой полёт.

При разработке самолёта были использованы узлы и агрегаты производства 214 фирм из пятнадцати стран мира, включая Россию, США, Францию и др..

26 февраля 2007 года Ан-148 получил сертификаты Авиационного регистра МАК и Государственной Авиационной Администрации Украины. Сертификат типа — № СТ264-Ан-148. За последующие годы разработчиком был получен ряд дополнений к сертификату типа, расширяющих возможности использования воздушного судна и вводящих его новые модификации:

  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д01 от 24.07.2009 г. (Обеспечение полётов в системе P-RNAV);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д02 от 18.08.2009 г. (Установка нового бортового оборудования ALT-4000, RDR-4B, CAS-100 и EGPWS MARK V);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-АН-148/Д03 от 30.12.2009 г. (Расширение условий эксплуатации в части допуска к эксплуатации на грунтовых аэродромах);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д04 от 01.04.2010 г. (Обеспечение минимума посадки по IIIА категории ИКАО);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д05 от 22.02.2011 г. (Самолёт Ан-158);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д06 от 22.02.2011 г. (Самолёт Ан-148-100 и его модификации в англоязычном исполнении);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д07 от 27.06.2011 г. (Увеличение высоты аэродрома базирования);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д09 от 28.12.2012 г. (Самолёт Ан-148-100ЕА);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д10 от 28.03.2013 г. (Самолёт Ан-148-100ЕМ);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д11 от 09.04.2013 г. (Увеличение максимального посадочного веса самолёта Ан-158 до 38800 кг);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д12 от 09.04.2013 г. (Выполнение взлёта на режиме работы двигателей меньше взлётного (на режиме МП);
  • дополнение к сертификату типа № СТ264-Ан-148/Д13 от 15.11.2013 г. (Самолёт Ан-148-200).

В 2007 году в Одессе были проведены наземные испытания Ан-148 по взлёту и посадке на грунтовую ВПП, подтвердившие возможность эксплуатации самолёта на неподготовленных грунтовых аэродромах.

В 2012 году производитель оценивал рыночную потребность в Ан-148 и его удлинённой версии Ан-158 на период до 2026 года в более чем пятьсот самолётов. Пик производства пришёлся на 2013 год, когда было выпущено девять самолётов.

В 2015 году президент Украины Петр Порошенко заявил, что выбирает Ан-148 в качестве своего президентского самолёта. Первый полёт на Ан-148 Порошенко совершил 24 января 2015 года, во время своего визита в Саудовскую Аравию.

20 марта 2018 года Ространснадзор предписал авиакомпании «Саратовские авиалинии» приостановить полёты на самолётах Ан-148 и их использование.

Тренажёры

19 декабря 2011 года в учебном центре S7 Training, расположенном рядом с аэропортом Домодедово, запущен в эксплуатацию комплекс тренажёров для лётной подготовки экипажей Ан-148. В состав комплекса входят комплексный тренажёр Ан-148 для имитации полёта, процедурный (с имитацией приборной панели) и аварийно-спасательный (для подготовки экипажей). Стоимость всего учебно-тренировочного центра превышает шестьсот миллионов рублей.

КТС Ан-148 разработан и построен ЗАО «Транзас» по заказу лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.».

На заводе Антонова функционирует центр по подготовке лётного персонала Ан-148. Там находятся два тренажёра — один статический и один динамический класса D.

Конструкция

Двухмоторный турбореактивный самолёт, построенный по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности и однокилевым Т-образным оперением. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся трёхопорное, с носовой стойкой.

Система управления — электродистанционная с механическим резервом разработки МИЭА, в отличие от смешанной бустерно-ручной системы управления Ан-74. Система состоит из двух подсистем ЭДСУ-А и ЭДСУ-Б, каждая из которых имеет два канала.
Рулевые поверхности самолёта:

  • пара элеронов на концевых частях крыла, левый и правый, отклоняемые рулевыми агрегатами РА;
  • две пары (№ 1 и № 2) тормозных интерцепторов у центроплана, отклоняемые гидроцилиндрами ГЦ только на полный угол;
  • три пары (№ 3, № 4 и № 5) элерон-интерцепторов, расположенные между тормозными интерцепторами и элеронами и отклоняемые автономными рулевыми машинами АРМ;
  • цельный руль направления (в отличие от двухзвенного у Ан-74), отклоняемый двумя рулевыми приводами РП и одним автономным рулевым приводом АРП резервного механического контура управления РМКУ;
  • две секции руля высоты, левая и правая, каждая отклоняется двумя РА и одним АРП РМКУ.

РА элеронов и РВ, РП РН и ГЦ интерцепторов питаются от самолётных гидросистем ГС1 и ГС2, АРМ и АРП имеют в своём составе электрический насос. Оба элерона и обе половины РВ имеют по два РА, один из которых питается от ГС1, второй — от ГС2, ГЦ 1-х интерцепторов питаются от ГС2, 2-х интерцепторов — от ГС1.

Резервное управление по крену (резервный контур управления интерцепторами, РКУИ) — через концевые выключатели, стоящие под левым штурвальным постом, при отклонении штурвалов на 10° АРМ 5-го интерцептора срабатывает на полный выпуск, при полном отклонении штурвала выпустится также 4-й интерцептор. Например, при полном отклонении штурвалов вправо выпустятся 4-й и 5-й правые интерцепторы. Резервное управление рулями идёт через тросовую проводку и АРП, то есть отличается от бустерного управления Ан-74 лишь тем, что усилия на руле направления не триммируются, а усилия на руле высоты триммируются в проводке управления (без перемещения штурвальных колонок).

На самолёт устанавливается современное пилотажно-навигационное (ВВС-100, САУ-148, ППКР-СВС, НПИ и АГБ-96К) и радиосвязное оборудование, соответствующее действующим международным нормам ICAO; полётная информация выводится на пять многофункциональных ЖК-индикаторов. Комплекс радиоэлектронного оборудования предусматривает возможность посадки машины в сложных метеорологических и ночных условиях по категории IIIA ICAO.

Компоновка

На Ан-148 может быть реализовано несколько вариантов компоновки салона

Два класса эконом и бизнес. Может перевозить от 68 до 80 пассажиров. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 889 мм или 35 дюймов) и 60 в экономическом (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета.

  • Двухклассная на 73 места. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 863,6 мм или 34 дюйма) и 65 в экономическом (шаг кресел 787,4 мм или 31 дюйм). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Air Koryo».
  • Одноклассная на 75 мест (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Ангара».
  • Одноклассная на 80 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета.
  • Одноклассная на 83 места (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета. Вместо переднего гардероба установлено 3 кресла экономического класса.
  • Одноклассная на 85 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 1 туалет.
  • Одноклассная на 89 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов) — только Ан-148-200. 2 кухни и 1 туалет. Последний ряд экономического класса имеет компоновку 2+2 (вместо хвостового багажного отсека).

Расположение кресел в одноклассной компоновке — 2+3, в двухклассной — 2+2 в бизнес-классе и 2+3 в экономическом.

Высота пассажирского салона в центральном проходе равна двум метрам. Над креслами расположены багажные полки для ручной клади. Под пассажирским салоном находятся два отсека для багажа. Также имеется багажный отсек в хвостовой части (кроме модификации Ан-148-200).

Предусмотрено переоборудование пассажирского салона самолёта в вариант «летающий госпиталь», оснащённый медицинским оборудованием и рассчитанный на перевозку до шести лежачих больных на расстояние до 7000 км.

Двигатель

Самолёт оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-436-148 разработки ЗМКБ «Прогресс», производства ОАО «Мотор Сич» совместно с ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“». На каждом двигателе установлены привод-генератор переменного тока ГП21 мощностью 30 кВА и насос самолётной гидросистемы.

АНТК имени О. К. Антонова дополнительно прорабатывает варианты установки на самолёт двигателей General Electric CF34, Rolls-Royce BR700 и SaM146.

В качестве вспомогательной силовой установки используется АИ-450-МС с генератором переменного тока французского производства 30030-140 мощностью 40 кВА (аналогичные установлены на основных двигателях ТВ3-117ВМА-СБМ1 самолёта Ан-140).

Модификации

Лётно-технические характеристики

Источники данных: ОАК; Корпорация «Иркут»

Производство и заказчики

Производство Ан-148 было развёрнуто на мощностях киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России.

Россия

Строительство серийных Ан-148 в Воронеже началось по украинской лицензии. Первый самолёт воронежской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, совершил свой первый полёт, продолжительностью 41 минуту, 19 июля 2009 года. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику. Сообщалось, что «Ильюшин Финанс Ко.» («ИФК») сформировала портфель заказов на 110 самолётов Ан-148 различных модификаций, включая 56 твёрдых договоров и 54 опциона. Также «ИФК» заключило твёрдый договор на приобретение у «ВАСО» 34 Ан-148 различных модификаций.

После отказа «Аэрофлота» от покупки дополнительных девяти пассажирских самолётов Ан-148 для дочерней авиакомпании «Россия» среди заказчиков осталась только коммерческая авиакомпания «Ангара», а также подразделения МЧС и Управление делами президента. По заявлению генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина газете «Аргументы недели», по состоянию на август 2016 года завод вёл переговоры с Анголой и Казахстаном о приобретении Ан-148. Кроме этого, Дмитрий Пришвин сообщил в сентябре 2016 года, что велись переговоры об поставках на Кубу. 22 февраля 2017 года представители Министерства обороны РФ сообщили, что планируется закупка Ан-148 для замены Ту-134. 6 июня 2017 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018—2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники». Предлагается закупить самолёты … Ан-148 …. По состоянию на июнь 2017 года в Воронеже заканчивалась сборка двух последних Ан-148, после чего производство предполагалось прекратить, несмотря на то, что ранее поставлявшиеся Украиной, но попавшие под эмбарго комплектующие удалось заместить деталями российского производства. На следующий же день ВАСО опровергло сообщения СМИ о планах прекратить выпуск самолёта: «Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут ли на самолёт данного типа заказчики или нет», — пояснил производитель.

По состоянию на ноябрь 2018 года на предприятии оставалось как минимум два самолёта на финальной стадии готовности в ожидании поставок украинских комплектующих. По сообщению в финансовом отчёте ВАСО за III квартал 2018 года, программа по производству и реализации самолётов Ан-148 будет закрыта. Кроме того, предприятие указало, что себестоимость производства Ан-148 за январь-сентябрь 2018 года составила 1,4 млрд рублей, превысив выручку от их продаж на 23%.

Украина

На Украине произведено три прототипа Ан-148 на «АНТК»; в рамках мелкосерийного производства на киевском авиазаводе «Авиант» произведено не менее четырёх бортов Ан-148, последний из них - для государственного северокорейского перевозчика Air Koryo в январе 2015 года.

Заказчики

*На момент поставки заказчику

Эксплуатанты

Текущие эксплуатанты

По состоянию на 2020 год, эксплуатируется 30 самолётов:

  • КНДР:
    • Air Koryo — 2
  • Украина:
    • ГАП "Украина" — 1
  • Россия
    • АК «Ангара» — 1 (ещё 4 борта непригодны для полётов)
    • СЛО «Россия» — 6
    • МЧС России — 2
    • ВВС России — 15
    • ФСБ России — 3

Бывшие эксплуатанты

  • Украина:
    • Авиалинии Антонова — 1 (на хранении)
    • АэроСвит — 2
    • Международные авиалинии Украины — 3
  • Россия:
    • АК «Полёт» — 2
    • АК «Россия» — 6
    • Саратовские авиалинии — 6

Катастрофы и инциденты

Фотографии

  • Ан-148 в Ле-Бурже


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: