Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Организационная диагностика

Дата: 2-05-2021, 17:00 » Раздел: Статьи  » 

Организационная диагностика — это сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики,. Она так же является популярным инструментом консультантов по управлению и менеджеров при проведении изменений в компаниях. Организационную диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения. Таким образом, в процессе диагностики важно не только выявить имеющиеся проблемы, но и определить наиболее вероятные источники их возникновения, а также предусмотреть возможные последствия, которые закономерно наступят при дальнейшем воздействии ключевых факторов (либо при исключении их влияния). Часто организационную диагностику представляют частью или типом социальной технологии; она выступает одним из этапов комплексного обследования организации, обеспечивая информационное обоснование в принятии управленческих решений. Такая точка зрения подробно описана в работах некоторых российских специалистов.

Теоретические основы

Исследователи выделяют несколько методологических подходов к социальной диагностике:

  • Системный — анализ взаимоотношений между различными взаимосвязанными частями и элементами структуры предприятия и его организационной культуры;
  • Нормативный — определение отклонений состояния объекта от эталонного (нормативного) по чётко обозначенным показателям;
  • Ситуационный — процесс управления рассматривается как непрерывная цепь уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, при этом состояние диагностируемого объекта должно соответствовать специфике ситуации;
  • Проблемный — внимание фокусируется на управленческой ситуации как результате уникальной комбинации проблем, возникающих на разных уровнях организации. Диагностика выявляет прежде всего иерархию проблем.

У каждого из подходов существуют свои преимущества и ограничения. Предпочтительным можно считать подход, обеспечивающий более точный прогноз, а также использующий минимальное число переменных для объяснения той области, которая интересует консультанта.

Считается, что организационная диагностика как исследовательская деятельность должна состоять из:

  • концептуальной модели объекта диагностики (интегральной или аспектно ориентированной);
  • диагностических методик (интервью, опросы, наблюдения и т. д.);
  • диагностического процесса.
  • Концептуальная модель необходима для определения направления исследовательской деятельности, так как включает в себя существенные для диагностики компоненты объекта и их взаимосвязи. Практическое применение концептуальной модели возможно после её операционализации: необходимо сформировать эмпирические индикаторы, параметры которых могут быть измерены. Именно эмпирические индикаторы будут использоваться при диагностике состояния объекта и для интерпретации полученных данных. С. А. Липатов классифицирует диагностические модели на ситуационные (contingency) и нормативные. Особенность ситуационных моделей заключается в том, что до постановки диагноза они не указывают направления организационных изменений, в них не заложено описание лучших (или наиболее эффективных) управленческих подходов, предпочитаемой модели поведения или организационной структуры. Согласно нормативному подходу наилучший путь организационных изменений существует, есть одно желаемое направление изменений — к наиболее эффективной модели организации. В качестве нормы могут быть рассмотрены: позитивные характеристики компании, к которым следует стремиться; патологии, как состояние организации, которые следует избегать.


    Одной из важнейших особенностей оргдиагностики является то, она преследует, прежде всего, практические, а не научные, цели. Диагностика нацелена не на получение нового знания, а фиксирует по определённым параметрам текущее состояние и оценивает его в сравнении с имеющимися представлениями об «идеальном» состоянии или с точки зрения соответствия текущей ситуации и условиям внешней среды. Организационная диагностика как практическая деятельность сегодня достаточно широко распространена в сфере управленческого консультирования, являясь, по сути, первым этапом реализации любого проекта.

    Задачи организационной диагностики

    • описание состояния
    • прогнозирование ситуации
    • поиск путей решения текущих и возможных проблем

    Виды организационной диагностики

    • по срокам проведения:

    ПредварительнаяТекущая

    Предварительная диагностика помогает выяснить проблемы, определить узкие места предприятия, составить программу будущих изменений и должна отвечать на вопросы: можно ли решить выявленные проблемы, в какой последовательности их необходимо решать; с помощью каких инструментов это можно сделать и т. д. Текущая диагностика — это часть процесса управления организационным развитием. Она позволяет исследовать ситуацию на предприятии в прошлом, настоящем и в перспективе, предоставляя руководителю информацию о сильных и слабых сторонах управленческих процессов.

    • по широте охвата:

    ОбщаяСпециальная

    Общая диагностика необходима, чтобы узнать структуру проблем и сильные стороны предприятия в целом. Частная диагностика концентрируется на каком-то одном конкретном комплексе проблем или вообще на одной проблеме, чтобы выявить причины и факторы её возникновения, а также определить текущее состояние и оценить возможность решить её в перспективе.

    Этапы организационной диагностики

  • Разработка концептуальной модели диагностики
  • Сбор информации о фактическом состоянии организации
  • Методы сбора данных:
    • Интервью (неформализованное, фокусированное)
    • Анкетирование
    • Личностные тесты
    • Фокус-группа
    • Наблюдение
    • Анализ документов
  • Анализ полученных данных
  • Целью обработки и анализа собранных данных является выявление причинных взаимосвязей между зафиксированными фактами и событиями и понятное представление результатов диагностики. Выводы во многом зависят от методологических принципов понимания организации и её функционирования, на которых основано исследование.

    Инструменты организационной диагностики

    • Бенчмаркинг
    • Экспертная оценка
    • Ретроспективный анализ
    • Мониторинг рисков
    • Структуризация проблемного поля организации

    Результаты организационной диагностики

    • Сформирована общая картина существующего положения дел в организации;
    • Определены основные проблемы и их дислокация в рамках организации;
    • Выявлены возможные последствия существующих проблем, если не заниматься их решением;
    • Выделены факторы, снижающие эффективность работы предприятия;
    • Оценены ресурсы развития и потенциал сопротивления изменениям.

    На завершающих этапах организационной диагностики предприятия может быть построен план его организационного развития.

    См.также

    • Реинжиниринг бизнес-процессов
    • Менеджмент
    • Научные школы и направления менеджмента

    (голосов:0)

    Пожожие новости
    Комментарии

    Ваше Имя:   Ваш E-Mail: