Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Киприан (Керн)


Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 11 [23] мая 1899, Тула — 11 февраля 1960, Париж) — священнослужитель Сербской православной церкви, Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ); с 1936 года в Западноевропейском экзархат русских приходов (Константинопольский патриархат). Богослов, церковный историк. Доктор церковных наук (1945; тема диссертации: «Антропология святого Григория Паламы»).

Биография

Родился в дворянской семье. Отец Эдуард Эдуардович Керн, шведских корней, был профессором и директором Лесного института в Санкт-Петербурге. Мать — из старообрядческой семьи.

Учился в Александровском лицее и на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в гражданской войне в рядах Добровольческой армии, в 1920 года эмигрировал в Сербию через Константинополь (Галлиполи).

Окончил юридический (1922) и богословский (1925) факультеты Белградского университета. По воспоминаниям Николая Зёрнова: «В студенческие годы он был высокий, худой юноша со строгим лицом, носивший русскую рубаху навыпуск и сапоги. Эстет и поклонник Блока, он был в то-же время славянофилом, отвергавшим Запад и прихотливо соединявшим в себе романтизм с трезвенностью православной церковности. Он увлекался бытовым благочестием, так безжалостно растоптанным революцией, и был тонким ценителем красоты византийского богослужения. Поэтическая природа сочеталась в нём с острым критическим умом.».

Участвовал в деятельности белградского кружка преподобного Серафима, в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пршерове и Хопове. Ещё будучи студентом Белградского университета, стал активно участвовать в обслуживании русского прихода. В те годы был под значительным влиянием митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), с 1921 года жившего в Сербии, Председателя Архиерейского синода. По воспоминаниям самого Керна: «Очень быстро Антоний стал моим авторитетом, почти кумиром. Я им увлёкся, в него влюбился, был им покорен. Я думаю, это же пережили в свое время все те поколения семинаристов и студентов, которые имели радость учиться под началом митрополита, которые им были спасены от угара революции, от пресноты безверия, от бесплодности рационализма; были — немало среди них — привлечены, чтобы не сказать увлечены в монашество и потом составили целое поколение русского учёного иночества и епископата. Я не миновал общей участи тех молодых богословов, которые встречались и беседовали с Антонием.» Большое впечатление на молодого Керна также произвёл епископ Гавриил (Чепур).

В 1925—1928 годы преподавал литургику, апологетику и греческий язык в сербской Битольской семинарии, ныне Македония; одновременно являлся помощником инспектора семинарии.

17 (30) января 1927 года подал прошение сербскому митрополиту Битольскому Иосифу (Цвийовичу) о принятии монашеского пострига.

2 апреля 1927 года, в Лазареву субботу, в Мильковском монастыре (община Свилайнац, Сербия), в то время со смешанной русско-сербской братией, архимандритом Николаем (Карповым) был пострижен в монашество — с именем Киприан (по выбору митрополита Антония) в честь святителя Киприана, митрополита Киевского.

4 (17) апреля, в Вербное воскресенье, в храме Патриаршей резиденции в Белграде монах Киприан был рукоположён митрополитом Антонием во иеродиакона, а 8 (21) апреля, в Великий четверг, — во пресвитера.

Обе хиротонии происходили при сослужении митрополиту Антонию наблюдающего за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме архиепископа Анастасия (Грибановского), которому очень понравилось, как о. Киприан читает Евангелие, произносит ектении, и он выразил желание видеть новопоставленного клирика в своём окружении, что впоследствии сыграло значительную роль при выборе кандидата для несения послушания в Палестине.

Весной 1928 года получил предложение от Синода РПЦЗ стать начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Он отказался, сославшись на необходимость преподавания в семинарии и на свою принадлежность к клиру Сербской церкви. Однако Архиерейский синод РПЦЗ, не согласовав назначение (и фактический перевод в свою юрисдикцию) с иерархией Сербской Церкви (епископом Иосифом (Цвийовичем)) и, несмотря на вторичный отказ самого иеромонаха Киприана, назначил его на эту должность. По воспоминаниям Керна: «Епископ Иосиф узнал от самого митрополита Антония, что меня, сербского клирика, преподавателя сербской семинарии, подчиненного и сербскому архиерею, и сербскому Министерству, вдруг безо всякого сношения и предупреждения русский Синод, пользующийся гостеприимством сербов, но весьма расширительно толкующий это гостеприимство, взял да и назначил в свою церковную юрисдикцию. <…> Епископ Иосиф был огорчен именно этой беззастенчивостью наших русских архиереев.»

25 июня (7 июля) 1928 года иеромонах Киприан был возведён в сан архимандрита и в ноябре того же года официально принял дела миссии.

Не сойдясь характерами с наблюдающим за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме архиепископом Анастасием (Грибановским) (в должности с 1924 года), возвратился в Сербию, где издал монографию о бывшем начальнике миссии, видном учёном архимандрите Антонине (Капустине).

В 1931—1936 годах вновь преподавал в духовной семинарии в Битоле.

В середине 1930-х переосмысливает свою юрисдикционную принадлежность: «С юрисдикцией митрополита Антония я решительно порвал. Его я не переставал любить и чтить, но всю „антониевщину“, все „карловацкое“ окружение не принимало моё сердце. С русскими архиереями и в русских церквах я не служил. Меня больно коробило все более крайнее политиканство карловчан, их невероятно провинциальное отношение к делам Русской Церкви».

С 1936 жил в Париже, находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского), доцент Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедре литургики.

В 1936—1939 настоятель Покровской церкви в Париже.

В 1940—1960 — настоятель церкви святых Константина и Елены в Кламаре.

С 1941 года доцент Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедре патрологии.

В 1944, 1946—1948 — инспектор Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

В 1945—1960 — профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедрам патрологии, литургики и пастырского богословия.

Трижды отказывался от архиерейства: митрополит Антоний (Храповицкий) и Архиерейский Синод РПЦЗ хотели отправить его на кафедру в Новую Зеландию, Патриарх Сербский Варнава предлагал ему быть своим викарием, а позже когда митрополит Владимир (Тихоницкий) просил его быть своим викарием во Франции. Игуменья Покровского монастыря в Бюссии Ольга (Слёзкина), хорошо знавшая лично о. Киприана: «И правильно делал, что отказывался. Кабинетного склада человек. Понимал, что никакой епархией он управлять не сможет».

Автор научных трудов по пастырскому богословию, литургике и патрологии. Основная работа — «Антропология св. Григория Паламы» — одна из первых в русской богословской науке монографий, посвящённых великому византийскому мистику XIV века.

В 1953 году по его инициативе и под руководством в Свято-Сергиевском богословском институте прошёл «литургический съезд»; с этого времени подобные мероприятия с участием специалистов по литургике, принадлежащих к различным христианским конфессиям, проводились в институте ежегодно.

В начале февраля 1960 года заболел воспалением лёгких. Его духовные чада вспоминали, что он не сопротивлялся болезни, потому что устал жить: «ему было трудно жить, как другим бывает трудно восходить по лестнице», «со временем жить ему становилось все труднее», «сил для борьбы с болезнью оставалось слишком мало». 11 февраля, отслужив последнюю Литургию и причастившись Святых Таин, скончался.

Характеристики личности и деятельности

Архимандрит Киприан был духовником писателя Бориса Зайцева, который дал ему такую характеристику: «Мистик, одиночка, облик аристократический, некое безошибочное благородство вкусов». Он же говорил об о. Киприане: «Если бы его лишили служения Литургии, он сразу зачах бы. Литургия всегда поддерживала его, воодушевляла: главный для него проводник в высший мир». Ещё одна характеристика архимандрита Киприана, данная Борисом Зайцевым:

Как исповедник он был очень милостив. Грешнику всегда сочувствовал, всегда был на его стороне. На исповеди говорил сам довольно много, всегда глубоко и с добротой. Иногда глаза его вдруг как бы расширялись, светились. Огромное очарование сияло в них: знак сильного душевного переживания.

По словам протопресвитера Александра Шмемана:

в о. Киприане были огромный нерастраченный запас личной любви, нежности, привязанности и, вместе с тем, неспособность, неумение раскрыть их. Он свободно выбрал одиночество, но им же и мучился. Он был замечательным другом, интересным собеседником, желанным гостем везде и всюду; но как скоро, помнится, — в беседе, в гостях, за столом — начинало чувствоваться нарастание в нём тревоги, стремления уйти, какого-то беспредметного беспокойства. Он точно вдруг осознавал, что все это все же «не то», что он только гость, а гость не должен засиживаться, гость не «принадлежит» дому, должен уйти… И вот, он уходил опять в своё одиночество, с той же неутолённой любовью, нераскрытой, неосуществившейся…

Также протопресвитер Александр Шмеман был убеждён, что

единственной подлинной радостью было в его жизни богослужение, совершение Евхаристии, мистические глубины Страстной Недели, Пасхи, праздников. Тут жила вся его — никогда не дрогнувшая — любовь к Церкви, совершенная отданность ей.

По словам епископа Илариона (Алфеева), архимандрит Киприан

был человеком высокой культуры. Блестяще знал русскую литературу и поэзию: среди его любимых авторов — Константин Леонтьев и Александр Блок. В круг интересов отца Киприана входили и французские авторы, среди которых… он особенно выделял Леона Блуа. В последние годы жизни отец Киприан редко обращался к художественной литературе, предпочитая исторические хроники, воспоминания.

Труды

статьи
  • R. P. F. Mercenier et Chan. Franç., Paris. «La prière des eglises de rite Byzantin» // Путь. — 1938. — № 55. — C. 82-83
  • Пастырская проблематика (к вопросу о преподавании пастырского богословия) // Путь. — 1939. — № 58. — C. 15-25
  • Тема о человеке и современность// Православная мысль. — 1948. — № 6.
  • Евхаристия (главы из книги) // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 10. стр. 64-71.
  • Пастырские искушения // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 2. стр. 59-70.
  • Дореволюционное русское духовенство за границей // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 11. стр. 60-72.
  • Митрополит Антоний Храповицкий // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 9. стр. 52-59.
  • Памяти архимандрита Антонина (Капустина) (1817—1894) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 5. стр. 30-37.
  • Ангелы, иночество, человечество: К вопросу об ученом монашестве: [Речь на годичном акте Правосл. Богосл. ин-та в Париже 8 февр. 1942 г.] // Церковь и время. М., 1998. № 1(04). стр. 135—153
  • Слово в день Всех святых, просиявших в земле Русской // Церковь и время. М., 2000. № 1(10). стр. 163—165
  • Семь слов о молитве Господней // Церковь и время. М., 2000. № 1(10). стр. 166—184
  • Письма к Марине Феннелл // Церковь и время. М., 2000. № 1(10). стр. 189—207.
книги
  • Крины молитвенные. Белград, 1928.
    • «Взгляните на лилии полевые: Курс лекций по литургическому богословию». Решма: Макариев-Решемская обитель, 1999.
  • Отец Антонин Капустин. Белград, 1934.
    • «Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817—1894)». М., 1997
  • Левитство и пророчество как типы пастырствования. Париж, 1938.
  • Ангелы, иночество, человечество. Париж, 1942.
  • Евхаристия. Париж, 1947. (Имеются и другие издания: в частности, М., 1995; М., 1999)
  • Антропология святого Григория Паламы. Париж, 1950. (2-е издание — М., 1996)
  • Православное пастырское служение. Клин, 2002 (Имеются и другие издания: в частности, — Париж, 1957; СПб., 1996; СПб, 2000).
  • Les traductions russes des textes patristiques. — Chevetogne. 1957.
  • Золотой век святоотеческой письменности. Париж, 1967. (2-е издание — М., 1995)
  • Патрология: Лекции. Ч.1. Париж; М., 1996
  • Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997.
  • Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). — М., 2002.
  • Восхождение к Фаворскому свету. М., 2007.

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: