Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Елевферий (Богоявленский)

Дата: 17-12-2020, 10:03 » Раздел: Статьи  » 

Митрополит Елевферий (в миру Дмитрий Яковлевич Богоявленский; 14 [26] октября 1868, Новый Оскол, Курская губерния — 31 декабря 1940, Вильнюс, СССР) — епископ Русской Церкви; митрополит Ковенский и Литовский, затем Виленский и Литовский.

В 1930-е окормлял эмигрантские русские приходы, остававшиеся в юрисдикции Московской Патриархии, возглавляемой митрополитом Сергием (Страгородским).

Биография

Родился в семье сельского псаломщика; его младший брат — епископ Исидор (Богоявленский). Окончил Старооскольское духовное училище и Курскую духовную семинариию в 1889 году. Был назначен учителем церковно-приходской школы в Ямской слободе, где проработал в течение одного учебного года.

В 1890 году женился и 25 ноября того же года был рукоположён во пресвитера и направлен в Покровскую церковь села Тростянец Новооскольского уезда; вскоре овдовел.

В 1900 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил её со степенью кандидата богословия в 1904 года и принял монашеский постриг с именем Елевферий.

Определён преподавателем гомилетики в Каменец-Подольскую духовную семинарию.

С 1906 года — инспектор Холмской духовной семинарии.

С 1909 года, в сане архимандрита, ректор Смоленской духовной семинарии.

21 августа 1911 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии (архиепископа Тихона (Беллавина)). Награждён орденом св. Владимира III степени (1913).

В 1914 году, после начала мировой войны, переселился в московский Донской монастырь; по окончании военных действий возвратился в епархию.

В связи с избранием в июне 1917 года архиепископа Тихона (Беллавина) на Московскую кафедру, указом Святейшего Синода от 28 июня 1917 года, был назначен управляющим Литовской епархией.

Член Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, участвовал в 1–2-й сессиях, член IX, XI отделов.

С ноября 1918 г. жил в Вильно, с 1919 г. председатель Литовского епархиального совета.

Постановлением Священного Синода от 11 июля 1921 года был возведён в сан архиепископа Литовского и Виленского и назначен священноархимандритом Свято-Духова монастыря в Вильно.

Оказался в независимой Польше (Вильно был оккупирован и в марте 1922 года аннексирован Польшей). Противостоял автокефалистским тенденциям в Польской Православной Церкви и сохранял верность юрисдикции Московской Патриархии. Вследствие непризнания им автокефалии Польской Церкви, в ночь с 13 на 14 октября 1922 года был задержан польскими властями в Свято-Духовом монастыре в Вильно и помещён в католический монастырь молчальников (камальдулов) в местечке Беляны, близ Кракова, где находился до начала февраля 1923 года. В феврале 1923 года был освобождён и выслан из Польши в Литву.

6 февраля 1923 года прибыл в Ковно (Литва), которая служила временной столицей страны.

В 1924 году награждён бриллиантовым крестом на клобук.

Осенью 1928 года получил приглашение от Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) прибыть в Москву и доложить о положении Православной Церкви в Литве и Польше. Находясь в Москве, 28 ноября 1928 года, был возведён в сан митрополита Литовского и Виленского. Воспоминания о своей поездке он изложил в книге «Неделя в патриархии». По словам историка Андрея Кострюкова: «Вне всякого сомнения, гражданин другой страны, архиерей мог услышать и увидеть в Москве только то, что ему дозволено было слышать и видеть. В Россию его пустили не для того, чтобы показывать правду. Кроме того, митрополит Елевферий, помнящий былую Русь, несомненно мечтающий о величии Русской Церкви и искренне преданный митрополиту Сергию, увидел в России то, что хотел увидеть».

Протопресвитер Василий Виноградов в изданной в 1959 году в Мюнхене книге «О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности св. патриарха Тихона» писал о нём: «<…> С разрешения Советской власти он пробыл в гостях в Патриархии целую неделю (больше недели Сов. власть решительно не дозволила). Свои впечатления М. Елевферий изложил в небольшой книжке (в 2-х частях) под заглавием „Неделя в Патриархии“. Книга эта поражает той наивной, почти детской доверчивостью, с какой заграничный иерарх, незнакомый с условиями советской жизни и психологией подсоветских церковных деятелей, и к тому же человек чистой и открытой души, взирал на искусственно для показа ему созданные фикции свободной церковой жизни и свободного церковного управления. Ему и на мысль не приходит, чтобы так гостеприимно принимающие его члены Синода, русские иерархи, могли почему-либо на его вопросы об условиях и обстоятельствах церковной и их личной жизни давать ответы не те, которые они хотели бы ему дать, а те, которые угодны ГПУ (агенты которого, как они хорошо знали, в той или иной форме, непременно всюду и везде в Патриархии).»

Указом митрополита Сергия и Синода от 24 декабря 1930 года, в связи с переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) и большинства его приходов в юрисдикцию Вселенской Патриархии и отказом епископа Владимира (Тихоницкого) принять управление, был назначен временно управляющим Западно-Европейскими русскими приходами (пожелавшими остаться в ведении Московской Патриархии); с 30 апреля 1931 года управляющий.

В 1936 году был награждён правом предношения креста за богослужениями и литовским орденом вел. кн. Гедиминаса I степени.

После оккупации и передачи Литве части бывшей до того польской территории Союзом ССР, 2 ноября 1939 года вернулся в Вильнюс (аннексирован СССР в июле 1940 года).

Скончался вечером 31 декабря 1940 года от менингита; похоронен в архиерейской усыпальнице в храме Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Сочинения

  • Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников 19-го века // ОР РНБ. Ф. 574. Оп. 2.
  • Переписка с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). 1922–1939 // Архив Московской Патриархии.
  • Речь при наречении во епископа Ковенского // Церковные ведомости. Приб. 1911. № 35.
  • Письмо к митр. Евлогию (Георгиевскому) // Возрождение. 1927. № 680.
  • Неделя в Патриархии (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву). Париж, 1933 (М., 1995).
  • Мой ответ митрополиту Антонию. Париж, 1935.
  • Об искуплении. Письма митрополиту Антонию. — Париж. — 1937. — 196 С.
  • Соборность Церкви. Божие и Кесарево. Париж, 1938.
  • Папство в вопросе соединения Церквей. Париж, 1940.
  • Из переписки с митр. Сергием (Страгородским) // Церковь и время. 2000. № 1, 3.
  • Письмо Д. А. Ишевскому // Шевченко Т. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М., 2013. С. 431–432.

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: