Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Кожушаная, Надежда Павловна

Дата: 17-12-2020, 05:03 » Раздел: Статьи  » 

Надежда Павловна Кожушаная (15 марта 1952, Свердловск — 15 января 1997, Москва) — советский и российский кинодраматург, писатель, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (посмертно).

Биография и творчество

Детство

Надежда Кожушаная (Ямшанова) родилась в Свердловске (Екатеринбург). Отец — Ямшанов Павел Иванович (главный инженер лаборатории завода Уралмаш), мать — Ямшанова (Семенова) Глафира Михайловна (преподаватель металлургического техникума). Когда Наде было восемь лет, её родители разошлись. В школе Надежда училась только на отлично (требование матери, яркой сложной личности). Училась в музыкальной школе, обладала абсолютным музыкальным слухом. Она играла в школьном театре, аккомпанировала на вечерах и концертах. Собирала друзей и занималась с двоечниками по отстающим дисциплинам. Отец Надежды, строгий аскетичный человек, обладал тонким художественным вкусом. Его коллекция альбомов по искусству и библиотека художественной литературы формировали Надин вкус и воображение. Отец сочинял стихи и сказки, которые зачитывал Наде и её друзьям. Мать писала сценарии вечеров для техникума. Надя с раннего детства тоже писала. Драматичную историю своего первого публичного выступления в качестве драматурга — читки первой пьесы перед классом и учительницей — она изложила позднее в рассказе «Пустяк».

Университет

После школы в 1968 году Надежда Ямшанова поступила в Уральский Государственный Университет на филологический факультет. К этому времени она закончила музыкальную школу, свободно играла на фортепиано, гитаре, аккордеоне, могла определить на слух любую ноту инструмента в оркестре, играть с ходу любую мелодию.

На протяжении обучения в Университете Надежда играла в студенческом театре, как актриса и аккомпаниатор. Обнаружился также пародийный талант. Играла в театре Свердловского архитектурного института, где познакомилась с Владимиром Хотиненко. Продолжала писать литературные произведения, уже тогда задаваясь вопросом о новых формах в литературе. Одновременно с тем писала музыку, на третьем курсе обучения в Университете ясно ощутила потребность стать композитором. Мать не позволила Надежде бросить Университет, чтобы поступать в Консерваторию, мотивировав это необходимостью закончить сначала один ВУЗ.

Над дипломом Надежда работала в усадьбе Мураново, в качестве практики проводила экскурсии, посвященные творчеству Тютчева. По окончании Университета Надежда готовилась поступать в аспирантуру. По законам того времени полагалось отработать два года в сельской школе по распределению. Большинство выпускников избегало этой участи, Надежда намеренно поехала в деревню Кунары Свердловской области, отработала один учебный год (1974—1975), преподавала русский язык, литературу, пение.

В 1975 году Надежда вышла замуж за Бориса Кожушаного, которому удалось увезти её из деревни на год раньше, вопреки правилам распределения, в Москву, где Борис учился в МАрхИ.

Москва, ВКСР

В Москве Надежда работала табельщицей в строительном управлении (писала об этом юмористические рассказы). Увлекалась театром, писала пьесы. Среди друзей молодой семьи Кожушаных были актёры, режиссёры, в том числе труппа зарождающегося Театра на Юго-Западе, близким другом был руководитель театра Валерий Белякович. Пьесы и другие произведения, написанные в этот период, Надежда зачитывала в компании театралов вслух, уже тогда вырабатывая свой стиль: «То, что я пишу, нужно читать вслух». Почти все, написанное в этот период, утеряно. Известен текст мини-пьесы «Сумасшедшая Рахильда», вариант пьесы «Антигона». 1 декабря 1980 года в семье родилась дочь Екатерина.

В этот период подруга детства Надежды, Оксана Черкасова училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров и подсказала Надежде идею осваивать киноязык, стать кинодраматургом. При поступлении на ВКСР был конкурс несколько десятков человек на место, Надежда поступила, по её словам «единственная с улицы», с рассказом «Раз в неделю по субботам», где прототипом главного героя является её отец. После собеседования Валентин Черных сформулировал своё нежелание принимать Надежду на курсы таким образом: «Это человек такого же склада, как Шпаликов, Высоцкий, Даль. При том, что она женщина, эмоционально ей будет ещё тяжелее, чем им». Семён Лунгин заявил: «Запишите эту девочку на меня». Любовь и дружбу с преподавателями Надежда сохранила на всю жизнь (С. Лунгин, Л. Голубкина, В. Фрид, М. Мамардашвили, А. Митта, П. Волкова).

Надежда обучалась в мастерской С. Лунгина по специальности «Сценарист фильмов для детей», написала три полнометражных сценария: «Забор», «Самый первый счастливый день» (дипломная работа), сценарий «Последняя игра в куклы», написанный в тот период, был поставлен в 2010 году. Писала работы по заказам студентов-режиссёров. В процессе обучения были поставлены короткометражные картины по сценария Надежды: «Мостик», «Прогулки по городу», «Нам не дано предугадать…». После окончания курсов, фильмы: «Торо!», «Бузкаши».

В 1988— 1989 годах читала лекции "Работа с драматургом" на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Творчество

По мнению киноведа Нины Цыркун, Кожушаная была «самой одарённой сценаристкой эпохи перемен». В 1987 году был снят фильм «Зеркало для героя» — «о том, что в прошлое нельзя плевать, что нельзя судить отцов, что времена не выбирают, что у каждого времени своя правда, и это святое». В 1991 году вышел фильм «Нога» — «лучший фильм об Афганистане, может быть, о войне вообще». В вышедшей в 1992 году «Прорве» Надежда Кожушаная «анализирует роковое обаяние силы и бессознательный коллективный мазохизм нации».

Женщина, никогда не бывавшая на войне, не переживавшая тридцать седьмого года и не испытывавшая мук невостребованности, которые гложут мужчину среднего возраста, откуда-то всё это знала, и именно по её сценариям были поставлены три лучших фильма пятилетия, в которых о нас сказано, в сущности, всё.

киновед Нина Цыркун

В середине 1990 годов Надежда много работала, но из-за трудностей в российском кинематографе её полнометражные сценарии не были поставлены. Вышли мультипликационные фильмы «Дело прошлое», «Племянник кукушки», «Нюркина баня», короткометражные фильмы «Террорист», «Ой, Бог ты мой!», «Неживой зверь». В этот период были написаны полнометражные сценарии: для режиссёра Ольги Наруцкой «Бессонница» (две серии), «Хромой князь». Для Ивана Дыховичного сценарий по ранним рассказам Набокова и сценарий-антиутопия «Прощай, Москва!». По заказу из Италии — развернутый синопсис «В ночь под коммунизм». По своей инициативе Надежда написала «Женщину номер два», которую через несколько лет планировал ставить Михаил Кононов. Для Александра Соловьева были написаны сценарии «Беби-Йога» и «Простое число». Были написаны и другие заявки и эссе.

В течение всей творческой жизни Надежда отрабатывала свой собственный стиль текста, всегда проверяя его на слушателях, текст должен был звучать и воздействовать. Киноведы, актёры, режиссёры, друзья и соседи по квартире, вне зависимости от того, кто имеет привычку и навык читать, а кто не имеет (тем интереснее был звук текста для Надежды), должны были немедленно по её требованию прочесть написанное.

Ирина Шилова, киновед, из интервью:

Я прочла кусок пьесы «Пенальти» при ней (терпеть не могу читать при авторе). Когда к героине-космонавту в пустыню приезжает её отец. Сейчас пошлость скажу — но я заплакала. И увидела торжество в Надиных глазах: «Победила».

Статьи и эссе Надежды Кожушаной были опубликованы в разных изданиях, сценарии печатались в журнале «Искусство кино» в разделе «Избранная проза». Кирилл Разлогов считает, что «сценарии Надежды Кожушаной это самостоятельная литература, это чтение, которое доставляет удовольствие безотносительно к тому, были они поставлены или не были поставлены», и что «они заслуживают внимательного, в том числе литературоведческого изучения».

В 1996 году в работе параллельно находились два мультипликационных фильма «Бабушка» и «Розовая кукла», материал сборки Надежда видела, но окончательные версии не успела. Призы за драматургию этих фильмов были присвоены ей после смерти.

Надежда умерла 15 января 1997 года. Диагноз — пневмония. Похоронена на Троекуровском кладбище.

Филолог и музыкант по образованию, драматург по призванию, она прожила всего 44 года, но ещё при жизни сумела заслужить титул «Самой одарённой сценаристки эпохи перемен».

Фильмография и библиография

Сценарист

  • 1983 — «Прогулки по городу», к/м, реж. А. Зельдович, авторское название «С четверга на пятницу».
  • 1985 — «Мостик», к/м, реж. А. Джамгерчинов
  • 1985 — «Нам не дано предугадать…», худож., короткометр., реж. О. Наруцкая, авторское название «Про войну»
  • 1985 — «Бузкаши», к/м, реж. П. Ахматов
  • 1986 — «Торо!», к/м, реж. Т. Теменов
  • 1987 — «Зеркало для героя», реж. В. Хотиненко, авторское название «Разлука»
  • 1989 — «Муж и дочь Тамары Александровны», реж. О. Наруцкая
  • 1990 — «Дело прошлое», анимац., реж. О. Черкасова
  • 1991 — «Террорист», к/м, в к/а «Дети, бегущие от дождя», реж. М. Розенштейн
  • 1991 — «Нога», реж. Н. Тягунов
  • 1992 — «Прорва», реж. И. Дыховичный
  • 1993 — «Племянник кукушки», аним., реж. О. Черкасова
  • 1994 — «Ой, Бог ты мой!», реж. Т. Скабард, первоначальное авторское название «Где чистые и честные китайцы»
  • 1994 — «Нежности и ласки вам, больные» (телефильм о центре анонимных алкоголиков), реж. Т. Лебедева
  • 1995 — «Нюркина баня», аним., реж. О. Черкасова, авторское название «Про банника»
  • 1996 — «Бабушка», аним., реж. А. Золотухин, авторское название «Про бабушку»
  • 1996 — «Розовая кукла», аним., реж. В. Ольшванг
  • 1996 — «Неживой зверь», к/м, реж. М. Любакова
  • 2010 — «Последняя игра в куклы», реж. Г. Негашев

Актриса

Н. Кожушаная, из интервью:

Впервые я снялась в «Тамаре Александровне». Сыграла там уборщицу в госпитале. В «Ноге» уже медсестру. Профессиональный рост налицо. В том фильме не было финала. Ольга Наруцкая предложила — попробуй. В «Ноге» же режиссёр спросил, как прочесть сцену, я показала. Между прочим, себе на экране я ужасно не нравлюсь. Нет у меня актёрского комплекса.

  • 1988 — Муж и дочь Тамары Александровны — уборщица
  • 1992 — Нога — медсестра

Радиоспектакль

  • «Бэби-Йога», Надежда Кожушаная читает свой киносценарий, реж. спектакля А. Золотухин, Екатеринбург, 1993 г., назван лучшей передачей года.

Нереализованные сценарии и заявки

«Антигона», пьеса; «Сумасшедшая Рахильда», мини-пьеса; «Самый первый счастливый день», полнометражный, детский, 1984 г.; «Три ёлки», заявка, 1984 г.; «Воскресный день», полнометражный, детский, 1984 г.; «Забор», полнометражный, детский, 1985 г.; «Уральская кадриль», заявка, анимационный, 1985 г.; «Диалог», заявка, 1986 г.; «Ясновидящая», по повести Э. Мандалян, заявка, 1986 г.; «В голубой нашей юности», заявка и либретто, 1988 г.; «Женщина номер два», полнометражный, игровой, 1989 г.; «Одна из многих в цирке шапито», заявка, 1990 г.; «Гость снов», заявка, 1990 г.; «Исчезающий», синопсис, 1990 г.; «Мистификация», по мотивам романа В. Набокова «Мнимые величины», синопсис, 1991 г.; «Никогда не возвращайся», синопсис, 1992 г.; «Прощай, Москва!», полнометражный, игровой, 1992 г.; «Бэби-Йога», полнометражный, игровой, 1992 г.; «Простое число», полнометражный, игровой, 1992 г.; «В ночь под коммунизм», заявка, 1992 г.; «Хромой князь», по повести А. Толстого «Хромой барин», полнометражный, игровой, 1993 г.; "Из окна красного дома. Матильда Хонькина, хорошая мать. Московский гость. Московский зоопарк. Нежно об «Альфе», заявки на короткометражные худож.-публицистич. фильмы о Москве, 1993 г.; «Портрет», по мотивам повести Н. Гоголя, заявка, 1994 г.; «Прощай, Одесса!», полнометражный, игровой, 1995 г.; «Про Ваню», короткометражный, игровой, 1996 г.; «Телеграф ты мой», синопсис, 1996 г.; «Личность», проект док. фильма о Б. Ельцине, 1996 г., «Пенальти», синопсис, 1996 г.

Повести, рассказы и эссе

«Сентиментальный водевиль», повесть, 1976 г.; «Раз в неделю по субботам», рассказ, 1982 г.; «Пустяк», рассказ, 1982 г.; Эссе: «Про Ванечку», «Про врачей», «Рекомендация оператору Любченко», «Я — пас», «Гимн. Актёрам. Ненаучный», «Про Сашу» (Кайдановского), «Про смерть и несколько вопросов», «Про Чечню», «Про курение», «Мастер» ( о Семёне Лунгине).

Книги

  • Собрание сочинений «Зеркало для героя» в двух томах. Том первый «Самый первый счастливый день», том второй «Простое число», Центр культуры и просвещения «СЕАНС», Санкт-Петербург, 2017 г.
  • Книга киносценариев «Прорва», вступление Ю. Норштейна, Энциклопедическая серия «Библиотека кинодраматурга», Издательство «СЕАНС», «Амфора», Санкт-Петербург, 2007 г.
  • Книга киносценариев «Кино — работа ручная», предисловие в виде интервью — рассказов о Надежде Кожушаной. Издательство «СОВА», Москва, 2006 г.

Публикации

  • Сценарий короткометражного фильма «Про войну», журнал «Киносценарии», 1986 г., № 3
  • Сценарий полнометражного фильма «Воскресный день», журнал «Киносценарии», 1986 г., № 4
  • Сценарий полнометражного фильма «Женщина номер два», журнал «Киносценарии», 1991 г, № 5. Назван «Лучшей публикацией номера»; фрагментарно в газете «Экран и сцена», 1991 г., № 33 (85).
  • Статья об Иване Охлобыстине «Про Ванечку», журнал «Экран», 1992 г., № 4
  • Повесть «Сентиментальный водевиль», газета «Культура», г. Самара, 1993 г., № 34-40. Названа «Лучшей публикацией года».
  • Киноповесть «Бессонница», журнал «Фантакрим Мега», г. Минск, 1993 г., № 4. Названа «Лучшей публикацией года».
  • Статья «Я — пас» о фильме «Нога» и войне в Афганистане, журнал «Искусство кино», 1993 г., № 10. Названа «Лучшей публикацией номера».
  • Сценарий — стихотворение «Простое число», журнал «Искусство кино» в разделе «избранная проза», 1993 г., № 10
  • Сценарий фильма «Прорва», журнал «Киносценарии», 1995 г., № 1
  • Эссе «Гимн. Актёрам. Ненаучный», журнал «Экран», 1995 г., № 1
  • Сценарии анимационных фильмов «Розовая кукла» и «Про бабушку», журнал «Киносценарии», 1996 г., № 3
  • Текст «Про Сашу», об Александре Кайдановском, журнал «Киносценарии», 1996 г., № 1; книга «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях», составитель Е. Цымбал, изд. дом «Искусство», Москва, 2002 г.
  • Подборка текстов о Москве: «Прощай, Москва!», «Никогда не возвращайся», «Московский зоопарк», «Московский гость», «Где чистые и честные китайцы», журнал «Кинограф», 2003, № 13

Фильмы и телепередачи о Надежде Кожушаной

  • Телепередача О. Кучкиной «Соло. Время Ч», фильм-интервью, IV канал 1996 г.
  • «Перпендикулярное кино», телефильм студии К2, реж. И. Васильева, РТР, 1997 г.
  • «Надя Кожушаная», тел. док. фильм в цикла «Острова», канал «Культура», реж. М. Любакова, 2001 г.

Награды и номинации

  • 1988 — номинация «Лучшая сценарная работа» премии «Ника» за сценарий к фильму «Зеркало для героя»
  • 1991 — премия «Золотой овен» в номинации «Открытие года» с формулировкой «За постоянство высокого художественного уровня» за сценарии к фильмам «Нога» и «Прорва»
  • 1997 — Открытый российский фестиваль анимационного кино в Тарусе. Приз за лучшую драматургию, фильмы «Бабушка» и «Розовая кукла»
  • 2004 — Выставка «История Кино. Страны. Людей», персональный стенд, Музей кино
  • 2011 — приз за «Лучший сценарий» на XV Всероссийском фестивале визуальных искусств в ВДЦ «Орлёнок», за фильм «Последняя игра в куклы»

Галерея

  • Надежда Ямшанова,1968

  • На высших курсах

  • Портрет семьи нарисован Надеждой

  • Москва, конец 1980-х

  • Персональный стенд, посвящённый Надежде Кожушаной на выставке «История кино. Страны. Людей» в Музее кино


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: