BAE Harrier II
Бритиш Аэроспейс/Макдоннелл Дуглас «Харриер» II (англ. British Aerospace/McDonnell Douglas Harrier II) — второе поколение штурмовиков вертикального взлёта и посадки «Харриер». Британская версия базируется на американском самолёте AV-8B, который, в свою очередь, был разработан на основе британского «Харриера» первого поколения. Снят с вооружения Королевских ВВС и ВМС Великобритании и имеет обозначения Harrier GR7/GR9. Британская версия Harrier II отличается от американской AV-8B наличием дополнительного пилона для размещения ракет под каждой консолью крыла и использованием оригинальной авионики.
История
Последняя модификация самолёта Harrier II была запущена в производство в декабре 2003 года, после чего было объявлено, что она станет последней.
20 октября 2010 года правительство Великобритании приняло решение снять самолёты BAE Harrier II с вооружения. К апрелю 2011 года самолёты были списаны.. В перспективе в составе морской авиации Великобритании место списанных Harrier займут американские палубные истребители F-35C Lightning II.
14 ноября 2011 года британское агентство по реализации государственного имущества подписало контракт с США на продажу всех 74 списанных BAE Harrier II GR9/A.. В настоящее время Морская пехота США имеет на вооружении 126 Harrier II AV-8B. Британские Harrier II Королевских ВВС подверглись глубокой модернизации и отличаются от американских аналогов более современной авионикой и вооружением. Двигатели Rolls-Royce Pegasus Mark 105/107 британского Harrier II развивают большую мощность по сравнению с Rolls-Royce F402-RR-408, установленными на американских штурмовиках.
Покупка США списанных британских самолётов необходима ВМС и Морской пехоте США, чтобы не допустить дефицита штурмовиков вертикального взлёта и посадки, вызванного задержкой в разработке Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Модификации
- GR.5 — базовая модификация, построен 41 экземпляр.
- GR.5A — переходная модель к GR.7, 21 экземпляр.
- GR.7 — модернизированный вариант GR.5.
- GR.7A — модернизированный вариант GR.7 с новым двигателем Pegasus 107.
- GR.9 — модернизированный вариант GR.7 с новой авионикой и вооружением.
- GR.9A — модернизированный вариант GR.7A с новой авионикой и вооружением.
- T.10 — учебно-боевой вариант на базе TAV-8B.
- T.12 — модернизированный T.10 для обучения пилотов на GR.9, 9 экземпляров.
- T.12A — с новым двигателем Pegasus 107.
Авиационные происшествия и катастрофы
По данным Aviation Safety Database, в различных происшествиях и катастрофах было потеряно 28 самолётов BAe Harrier II.
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации GR.7. Источник данных: Nordeen 2006, Appendix C.
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 14,12 м
- Размах крыла: 9,25 м
- Высота: 3,56 м
- Площадь крыла: 22,6 м²
- Масса пустого: 5700 кг
- Нормальная взлётная масса: 7123 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 061 кг
- при вертикальном взлёте: 8595 кг
- Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk. 105
- Тяга: 1 × 96,7 кН
- Максимальная скорость: 1065 км/ч
- Боевой радиус: 556 км
- Практический потолок: 15 000 м
- Скороподъёмность: 74,8 м/с
- Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки ADEN
- Точки подвески: 9 (8 под крылом, 1 под фюзеляжем)
- Боевая нагрузка: 3650 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 6 × AIM-9 Sidewinder
- ракеты «воздух-поверхность»: 4 × AGM-65 Maverick
- Неуправляемые ракеты:
- 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB в блоках Matra
- 4 × 19 × 70 мм ракет CRV7 в блоках LAU-5003
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые