Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Тягунов, Роман Львович

Дата: 16-12-2020, 08:07 » Раздел: Статьи  » 

Роман Львович Тягунов (28 июля 1962, Свердловск, РСФСР, СССР — 31 декабря 2000, Екатеринбург, Россия) — русский поэт.

Биография

Родился в Свердловске. Отец, Лев Иванович Тягунов — математик. Мать, Алла Анатольевна Тягунова (до замужества — Богатырёва) — журналист, преподаватель литературы. Отсюда — тяга Романа Тягунова к поэзии и к математике. Младшая сестра — Наталья (1966 г. р.).

Учился на математико-механическом факультете Уральского государственного университета.

Жил в Свердловске (Екатеринбурге).

Тягунов писал лирические стихотворения, гражданскую лирику, игровую поэзию, палиндромы. Работал рекламистом-копирайтером, принимал участие в написании текстов для политического пиара. Модернизм и приёмы поэтики Тягунова связывают с именами Л. Кэрролла, Д. Хармса, В. Высоцкого.

Дружил с ведущими литераторами региона того времени — Борисом Рыжим, Олегом Дозморовым, Евгением Ройзманом, Евгением Касимовым и др.

Погиб при невыясненных обстоятельствах (выпал из окна). Похоронен на Северном кладбище Екатеринбурга.

При жизни книг не выходило. Посмертно вышла первая книга «Стихи» (Издательство Уральского университета, Екатеринбург, 2001). В 2011 году вышла книга стихов «Библиотека имени меня» (Издательский дом «Автограф», Екатеринбург, составитель — Е. П. Касимов). В 2012 году редакцией журнала «Урал» был выпущен аудио-диск «Трибьют Тягунову», где его стихи читают Олег Дозморов, Дмитрий Рябоконь, Юрий Казарин, Евгений Ройзман и др.. В 2017 году вышла книга воспоминаний о Романе Тягунове «Азбука имени» (составитель — Надежда Колтышева). В феврале 2018 года в музее «Литературная жизнь Урала XX века» состоялся спектакль «Сон Романа Тягунова» (режиссёр-постановщик — Александра Комадей).

Несколько раз состоял в официальных и гражданских браках. У Тягунова родилось трое детей — Василий, Егор и Александр.

Роман Тягунов и Борис Рыжий

Роман Тягунов и Борис Рыжий были друзьями. Они знали друг о друге давно, общаться стали с 1999 года. У Тягунова есть стихи, посвящённые Рыжему («Нам стирают память...» и др.), а у Рыжего — стихи, посвящённые Тягунову («Достаю из кармана упаковку дурмана...», «Вышел месяц из тумана...» и др.).

У Бориса Рыжего было очень высокое мнение о стихах Тягунова. Он активно пытался помочь ему опубликоваться. В результате стараниями Рыжего, являвшегося сотрудником журнала «Урал», в январе 2000 года в нём вышла подборка стихов Романа Тягунова.

Роман Тягунов и Евгений Ройзман

Роман Тягунов близко общался с Евгением Ройзманом; они были интересны друг другу и в поэтическом, и в человеческом плане. У Тягунова есть несколько стихотворений, посвящённых Ройзману («Творог и творог. Ворог и варяг...», «у меня одни долги...», «У политика — цвет изумруда...»). Тягунов писал антинаркотические слоганы для фонда «Город без наркотиков» (например, палиндром «Игле не лги» и др.).

Особенности поэзии

Отличительная черта Тягуновской поэзии — очень лёгкая, игровая форма и серьёзное содержание. Роман блестяще умел находить неожиданные, невидимые связи между разными явлениями и предметами. При этом в его стихах всегда сохраняется глубина, смысл.

В стихах Романа Тягунова имеется большое количество «ударных» строк, мемов («Все люди — евреи. Адын человек», «Вспомнить легче, чем забыть», «Перевожу себя на русский с другого берега реки», «Помоги себе помочь», «Мой друг, пройдёмся по Москве», «Нас ценят — пока мы на сцене», «Прошлого уже не существует, будущего не было ещё», «У всех зеркал — твоё лицо», «Америка — кукла с зубами акулы», «НАМ БОГ ОБМАН — читай наоборот», «Постмодерн — это профиль в анфас» и т.д.).

Мифы в жизни Романа Тягунова

Главной миссией в жизни Романа Тягунова, кроме написания стихов, было воплощение нереалистичных, фантастических ситуаций в реальность. В жизни Тягунова сюжеты, кажущиеся несбыточными, становились обыденными, реальными. Это происходило за счёт его поступков, стихов, иногда — в силу мистического стечения обстоятельств. Осознанно или нет, но материализация мифов, того, чего, как принято считать, «не бывает», стала важнейшей жизненной программой Романа Тягунова. Это проявилось в целом ряде ярких жизненных сюжетов.

«В библиотеке имени меня...»

Самое известное стихотворение Тягунова было написано в 1980-х. Сама строка «в библиотеке имени меня» казалась абсурдом, нонсенсом. Теперь же, ввиду культовости стихотворения, всё больше звучат разговоры о том, что в Екатеринбурге рано или поздно должна появиться библиотека имени Р. Тягунова. Так миф становится реальностью.

«Письмо генсеку»

Поэма, исследующая ситуацию в России в начале Перестройки, была написана Тягуновым к концу 1987 года и отправлена в главную газету СССР «Правда» и в ЦК КПСС. В ней присутствуют стихи «на злобу дня», классические стихи и эпиграммы. «Письмо генсеку» концептуально выстроено. Идея поэмы — не пытаться «закручивать гайки» и возвращаться к тоталитаризму, но и не отрекаться от наших отечественных ценностей, не принимать слепо ценности, идущие с Запада.

В 1987 году, когда СССР ещё не начал разваливаться, такое идеологически выверенное произведение действительно могло повлиять на развитие страны в лучшую сторону. «Письмо генсеку» пробуждает в читателях классический мощный архетип «поэт и царь», «поэт и власть».

Наташа Ашатаян

Подруга жизни Романа Тягунова Наталья Позёмина под псевдонимом «Наташа Ашатаян» читала стихи, очень похожие на стихи Тягунова. Стихи написаны от женского лица. В 1990 году Наталья одержала победу с ними на поэтическом конкурсе. Большинство людей уверены, что эти стихи написал Тягунов. Но Роман всячески отрицал своё авторство. Стихи пользовались успехом, и до сих пор они читаются со сцены в женском исполнении.

Стихи под именем «Наташа Ашатаян» имеют все признаки творчества Тягунова: игра со словами и с числами, лёгкость формы и серьёзность содержания, смешение социального, духовного и игрового аспектов. Даже после расставания с Натальей Позёминой Роман никогда не претендовал на авторство этих стихов.

Полное соединение поэзии и рекламы

Тягунов был убеждённым сторонником рекламы. Он считал, что стихотворение, рекламирующее товар, в первую очередь рекламирует само себя — то есть оно рекламирует поэзию, русский язык, слово, те ценности, которые заложены в русском языке. Тягунов полностью смешивал в своих стихах рекламу товара и высокую поэзию. Его рекламные стихи не являются халтурой с точки зрения поэзии — в каждом из них есть художественное начало.

Романа Тягунова сравнивают с Вавиленом Татарским из «Generation П». Общего у них много, и Тягунов во многом является реальным прототипом Татарского, но Тягунов не разменивал свой талант на деньги, а был вдохновенным идейным рекламистом. С помощью рекламы деньги он зарабатывал не часто, но принципиально больше никем не работал, считая, что талантливый поэт имеет право зарабатывать стихами.

Придя в рекламу в начале 1990-х, Тягунов до конца своих дней занимался написанием рекламных стихов (а также стихов для политического пиара). Конечно, параллельно Тягунов писал и «классические» стихи.

Премия «Мрамор»

Роман Тягунов организовал летом 2000 года конкурс на лучшее стихотворение о вечности. В жюри вошли поэты: Р. Тягунов, Б. Рыжий, О. Дозморов, Д. Рябоконь. Победитель по условиям конкурса получал прижизненный памятник с высеченными на нём строчками его стихотворения. Спонсором выступила фирма «Мрамор», занимающаяся изготовлением надгробных памятников.

Ближе к концу 2000 года между членами жюри возникли серьёзные разногласия, и оно распалось. 31 декабря 2000 года погиб Р. Тягунов, ещё через несколько месяцев — Б. Рыжий.

Уход в мистическую дату 31 декабря 2000 года

Роман Тягунов погиб в ночь с 30 на 31 декабря 2000 года. Имеющиеся сегодня факты позволяют с большой вероятностью предполагать, что это было убийство, но до сих пор гибель Тягунова так и не расследована. Известно, что вечером 30 декабря Роман пришёл в чужую квартиру отдавать долг, а что случилось дальше — точно неизвестно. Смерть наступила уже 31 декабря. Это последний день 2000 года, XX века и 2-го тысячелетия. Последняя подборка стихов Тягунова — стихи для настенного календаря на 2001 год, сделанного совместно с дизайнером Евгением Охотниковым, выступающим под псевдонимом «Максим Меньшиков». Охотников написал прозаическое предисловие к календарю и сделал оформление, а Роман Тягунов написал на каждый месяц календаря по стихотворению. Календарь вступил в силу 1 января 2001 года, а за день до этого ушёл из жизни его автор — Роман Тягунов.

Тягунов был одним из самых «математических» поэтов. В его творчестве очень часто упоминаются «число» и «цифра». Раннее творчество Тягунова пронизано математикой — рациональность, абстрактность, чёткость, выстроенность. О смерти Тягунова стало известно уже после Нового Года — в новом тысячелетии. Уход поэта-математика в такую особенную дату, несомненно, выглядит мистичным.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: