Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Мишук, Михаил Никитович


Михаил Никитович Мишук (2 декабря 1913 — 25 ноября 1982) — советский военачальник, Герой Социалистического Труда, генерал-полковник авиации .

Биография

Генерал-полковник авиации Михаил Никитович Мишук родился 2 декабря 1913 г. — сын незаслуженно репрессированного героя Гражданской войны, командира кавалерийского корпуса, одного из первых кавалеров ордена Красного Знамени Никиты Ивановича Мишука, расстрелянного в 1938 году.

В 19 лет он окончил техникум механизации сельского хозяйства в городе Гайсине Винницкой областии в 1932 г. поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Со второго курса Мишук был послан на учёбу в Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. проф. Н. Е. Жуковского. Учёбу в ней он вынужден был прервать по причине необоснованных обвинений в адрес его отца (Никита Иванович Мишук был посмертно реабилитирован 21 июля 1956 года) и продолжил учёбу в Московском автодорожном институте, который и окончил с золотой медалью. 17 июня 1939 года М. Н. Мишук возвратился на учёбу в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского и успешно закончил её в 1940 г. Период учёбы в академии был очень важным в его жизни, он по-настоящему полюбил авиацию, которая стала делом всей его жизни.

В начальный период Великой Отечественной войны, будучи старшим инженером оперативной авиагруппы ВВС КБФ на острове Эзель в Балтийском море, он проявил личный героизм и мужество при её эвакуации с занятого немцами острова. М. Н. Мишук собрал из нескольких разбитых самолетов один, способный летать, и вместе с командиром полка они последними улетели с острова на Большую землю. В дальнейшем авиабригада ВВС КБФ преобразуется в ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования по обеспечению защиты с воздуха Дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера в осажденный Ленинград.


В июле 1942 г. Михаил Никитович назначается заместителем главного инженера по эксплуатации ВВС Северного флота. При его непосредственном участии проводится ряд работ научно-технического характера, позволивших значительно повысить боевую эффективность самолетов за счет установки на них дополнительного оборудования и вооружения. Этот опыт широко использовался во многих частях ВВС. В целом инженерно-авиационные службы, в руках которых были «ключи» от аэродромов боевых авиачастей, внесли весомый вклад в обеспечение боевых действий. И в этом немалая заслуга М. Н. Мишука.

После войны его незаурядные способности особенно ярко проявились на посту начальника Научно-испытательного института авиации ВМФ, созданного с его участием в 1955 г., и в должности председателя Научно-технического комитета ВВС.

Под его руководством Комитет определял перспективы развития отечественной авиационной техники совместно с генеральными конструкторами, руководителями отраслей промышленности и Академией наук страны.

Особо напряженный и плодотворный этап в жизни М. Н. Мишука — работа с 1966 по 1971 г. заместителем главнокомандующего ВВС по инженерной авиационной службе, а с 1971 г. и до последних дней своей жизни, в период наиболее бурного развития авиации в нашей стране, — начальником вооружения — заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению. Михаил Никитович отдает все силы, энергию, богатый боевой и жизненный опыт решению самых сложных технических проблем комплексного подхода по созданию авиационной техники, повышению её боевой эффективности и надежности. Методология комплексного подхода была научно обоснована М. Н. Мишуком в его докторской диссертации. Михаилу Никитовичу как ученому, доктору технических наук, профессору принадлежит особая заслуга в разработке методологии долгосрочного программного планирования развития отечественной авиации. Эта методология стала теоретической базой работ по созданию самолетов третьего поколения: фронтовых истребителей МиГ-21 различных модификаций и МиГ-23, истребителей-перехватчиков Су-9, Су-11 и МиГ-25, ударных фронтовых самолетов Су-7Б, Су-17 различных модификаций и Су-24, боевых и транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТ и Ми-24, дальних и стратегических бомбардировщиков Ту-16, Ту-22, Ту-95, опытных образцов авиационной техники 4 поколения (Су-27, МиГ-29, Ту-160, Су-25, Ка-52 и др.).


Одновременно М. Н. Мишук принимает активное участие в создании НИИ ВВС, который должен был обосновывать главные направления развития авиационной техники, долгосрочные программы вооружения, разрабатывать проекты ТТЗ на создание и модернизацию образцов авиационной техники и средств наземного обслуживания и специального применения. Такой институт был создан в 1961 г. как Центральный НИИ авиационной и космической техники.

Вся его жизнь в авиации сочеталась с постоянным поиском нового. Свои глубокие инженерные знания, творческую смелость при решении сложных технических задач, высокие организаторские способности он без остатка отдавал повышению боевой мощи нашей славной авиации.

Родина высоко оценила его заслуги в развитии авиации и становлении отечественной космонавтики. М. Н. Мишук первым в ВВС стал Героем Социалистического Труда, был лауреатом Ленинской премии, награждён девятью орденами, в том числе двумя орденами Ленина, отмечен наградами других стран. Он пользовался огромным авторитетом среди создателей авиационной техники, известен как у нас в стране, так и за её пределами.

Скончался Михаил Никитович 25 ноября 1982 г., похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Учёба и карьера

  • 1 сентября 1929-20 июня 1932 Студент техникума механизации сельского хозяйства г. Гайсин Винницкой обл.
  • 27 июня 1932-29 ноября 1934 Курсант Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского г. Ленинград
  • 29 ноября 1934-30 июня 1938 Слушатель Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского г. Москва
  • 30 июня 1938-17 июня 1939 Студент Московского автодорожного института г. Москва
  • 17 июня 1939-14 мая 1940 Слушатель Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского г. Москва
  • 14 мая 1940-20 августа 1941 Инженер авиаэскадрильи 13 АП ВВС КБФ Военно-морская база на п/о Ханко
  • 20 августа 1941-10 ноября 1941 Старший инженер оперативной авиагруппы ВВС КБФ на о. Эзель
  • 10 ноября 1941 — 4 февраля 1942 Старший инженер 61-й истребительной авиабригады ВВС КБФ г. Новая Ладога
  • 4 февраля 1942-20 мая 1942 Старший инженер 25-го истребительного авиаполка ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования г. Тихвин
  • 20 мая 1942-25 июля 1942 Старший инженер ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования р-н г. Ленинград и г. Мурманск
  • 25 июля 1942-8 октября 1944 Заместитель главного инженера по эксплуатации ВВС Северного флота р-н г. Мурманска Губа-Грязная
  • 8 октября 1944-23 мая 1946 Начальник опытного отдела Управления инженерной авиаслужбы ВМФ г. Москва
  • 23 мая 1946-26 апреля 1950 Заместитель начальника Управления инженерной авиационной службы ВМФ по НИР и ОКР г. Москва
  • 26 апреля 1950-8 августа 1953 Главный инженер ВВС Балтийского флота г. Таллин
  • 8 августа 1953-1 октября 1955 Начальник Военно-морского авиационного училища г. Пермь
  • ноябрь 1995- август 1956 Начальник Научно-исследовательского и испытательного института № 15 г. Феодосия
  • август 1956- сентябрь 1957 Заместитель начальника Управления опытного строительства авиатехники ВМФ г. Москва
  • сентябрь 1957-ноябрь 1958 Заместитель начальника Управлений опытного строительства авиатехники ВВС г. Москва*
  • ноябрь 1958- декабрь 1959 Генерал для особых поручений главнокомандующего ВВС Председатель НТК ВВС г. Москва
  • декабрь 1959—1966 Председатель НТК ВВС г. Москва
  • 1966—1971 Главный инженер ВВС — заместитель главнокомандующего ВВС по ИАС г. Москва
  • 1971—1982 Начальник вооружения ВВС заместитель главнокомандующего ВВС по вооружению г. Москва

Награды

Награды СССР

  • Золотая медаль Героя Социалистического Труда
  • Золотая медаль лауреата Ленинской премии
  • Два ордена Ленина
  • Орден Красного Знамени
  • Орден Отечественной войны I степени
  • Орден Отечественной войны II степени
  • Два ордена Трудового Красного Знамени
  • Два ордена Красной Звезды
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Медаль «За воинскую доблесть», в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «Ветеран Вооруженных сил СССР»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Медаль «За безупречную службу I степени»

Награды иностранных государств

Монгольская Народная Республика
  • Орден «За боевые заслуги»
  • Медаль МНР «50 лет монгольской народной революции»
  • Медаль МНР «30-летие победы на Халхин-Голе»
  • Медаль МНР «50 лет Монгольской народной армии»
  • Медаль МНР «30 лет победы над милитаристской Японией»
  • Медаль МНР «60 лет Монгольской народной армии»
  • Медаль МНР «Халхин-Гол»
Польская Народная Республика
  • Орден ПНР — офицерский крест ордена Возрождения Польши IV степени
  • Медаль ПНР «Братство по оружию»
Народная Республика Болгария
  • Орден НРБ «9 сентября 1944 г.» с мечами I степени
  • Медаль НРБ «30 лет победы над фашистской Германией»
  • Медаль НРБ «100 лет освобождения Болгарии от оттоманского рабства»
Китайская Народная Республика
  • Орден КНР «Военно-Морской Флот»
  • Медаль КНР «Советско-китайской дружбы»
ЧССР
  • Медаль ЧССР «За укрепление дружбы по оружию» I степени
Венгерская Народная Республика
  • Медаль ВНР «За службу Родине», золотая степень
Куба
  • Медаль Кубы «XX лет революционной армии»

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: