Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Ветромёт


Ветромёт — древний навигационный прибор, применявшийся поморами, прообраз компаса. Название происходит от поморского выражения «метать ветер», то есть давать определённое направление или определять направление.

Описание

Ветромёт представлял собой деревянный сферический сегмент диаметром 60—70 см и толщиной около 5 см. Деревянный диск разбивался на 32 деления — румба. В каждом румбе просверливались отверстия, в которые вставлялись деревянные стержни разной высоты. Восемь основных стержней были самыми высокими; они назывались «ветры». Восемь стержней пониже имели название «межники», а остальные шестнадцать были короткие и назывались «малые палки» или «стрики». В центре круга вставлялась длинная палочка; по ней определяли по солнцу, в полдень направление север—юг.

Основные румбы назывались: «сивер» — север, «полунощник» — северо-восток, «всток» — восток, «зимняк», или «обеденник», — юго-восток, «полуденник» — юг, «шелонник» — юго-запад (от названия реки Шелонь, текущей с юго-запада и впадающей в озеро Ильмень), «западник» — запад, «побережник» — северо-запад (когда ветер дул вдоль Мурманского берега, береговая линия которого имеет направление с северо-запада на юго-восток).

Применение

C помощью ветромёта определялось направление по солнцу, а ночью брали пеленг по Полярной звезде. На видных с моря местах — мысах, вершинах, особенно у входа в бухты и проливы поморы ставили гурии (каменные столбы-пирамиды) и приметные кресты. Их поперечина всегда и везде строго ориентировалась по частям света. Иногда кресты служили створными знаками для входа в пролив или бухту.

Чтобы определить нужный курс судна с точностью до одного румба, достаточно было сориентировать компас через центральный стержень (в створе с другим) на крест, когда он обращён к наблюдателю боком — линией север—юг.

Хотя ветромёт был примитивным прибором, тем не менее поморские мореходы ему обязаны точностью старинных карт — морских чертежей и лоций, так называемых «расписаний мореходства». И даже когда появились магнитные компасы, поморы ещё долго продолжали пользоваться ветромётами, в особенности в каботажном плавании. Ветромёты, совершенствуясь, дожили до XIX века.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: