Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Канонерские лодки типа «Морж»

Дата: 15-12-2020, 20:01 » Раздел: Статьи  » 

Канонерские лодки типа «Морж» — серия из трёх парусно-винтовых мореходных канонерских лодок, построенных в 1859—1865 годах для Сибирской флотилии Российского императорского флота.

Лодки были созданы для действия в открытых морях бассейна Тихого океана. Всего были построены три лодки: «Морж», «Соболь» и «Горностай».

Строительство и испытания

2 марта 1859 года с представления графа Е. В. Путятина было принято решение о заказе за границей трёх кораблей, в том числе канонерской лодки. По контракту от 23 октября 1859 года постройка одного из корпусов была заказана французской частной верфи в Гавре Chantiers & Atellers Augustin Normand. Наблюдающим за строительством был назначен корабельный инженер прапорщик X. В. Прохоров. О. Норман обязался подготовить лодку к спуску на воду не позднее 1 июля 1860 года. Общая стоимость корпуса равнялась 105 566 рублям. 22 сентября 1859 года был подписан контракт с английским заводом «Моделей и Фильд» на изготовление котлов, паровой машины, а также проведения окончательной отделки канонерки и подготовки её к переходу на Дальний Восток России. Наблюдающим в Англии назначен лейтенант А. А. Пещуров. Стоимость механизмов составила 32 480 рублей.

Лодка заложена 27 декабря 1859 года. Спущена на воду 1 июля 1860 года. 10 августа лодка была введена в Ост-Индские доки для отделочных работ. В январе 1861 года были проведены ходовые испытания, завершившиеся успехом. 7 января 1861 года на мерной миле «Морж» развил скорость хода в 9,8 узла при давлении пара 4 атм и индикаторной мощности машины 392 л. с. (148 об/мин). 24 января 1861 года в Морском министерстве Российской империи был утверждён новый штатный состав Сибирской военной флотилии — его основу должны были составлять 20 канонерских лодок, в том числе десять типа «Морж». 29 ноября 1861 года Адмиралтеиств-совет утвердил заказ на строительство двух лодок типа «Морж» на Бьёрнеборгской частной верфи. Контракт был подписан 22 декабря 1861 года, по нему верфь обязывалась выстроить два корпуса и спустить их на воду не позднее 1 мая 1863 года. Установка паровых машин, котлов и подготовка к предстоящему плаванию были произведены в Кронштадте. 24 февраля 1862 года строящимся лодкам дали названия «Соболь» и «Горностай». Церемония официальной закладки прошла 10 октября 1862 года, хотя работы начались ещё с 20 августа. За постройку взялся финский инженер Л. Кальстрём, наблюдать за строительством назначен корабельный инженер капитан Н. И. Базанов. 27 апреля 1863 года состоялся спуск на воду, после чего они перешли в Кронштадт. Постройка каждого корпуса обошлась казне в 82 334 рубля. С 18 июня начались отделочные работы, обшивка медью и установка главных механизмов под руководством корабельного инженера капитана Н. И. Базанова, для чего лодки ввели в Николаевский док. Стоимость одного комплекта механизмов составила 37 458 руб. 9 августа лодки вывели из дока. Швартовые испытания прошли осенью 1863 года, а ходовые испытания начались с началом кампании 1864 года и продолжались всё лето. В казну обе лодки приняли 26 нюня 1864 года. 3 августа на мерной миле «Соболь» показал среднюю скорость в 8,25 узла при мощности машины 192 л. с. и давлении пара 1,25 атмосферы. После прохождения испытаний все канонерские лодки были направлены на Дальний Восток России.

Представители проекта

Конструкция

Корпус

Лодки имели деревянный корпус. Водоизмещение 456,7 тонн. Длина по ватерлинии 47 метров. Наибольшая ширина 7 метров. Средняя осадка лодки «Морж» составила 2,45 метра. Средняя осадка «Соболя» и «Горностая» без вооружения составляла 1,6 метра, но при балласте в 3,2 тонны на каждом.

Корпус был набран из дуба со связями (ридерсами) под углом 45° и усилен внешними железными ридерсами. Железные кницыы и бимсы располагались над котлами и у винтового колодца. Внутренняя обшивка шла в направлении противоположном ридерсам и была из дубовых досок толщиной от 45 до 51 мм. Наружная обшивка (83—127 мм) набиралась на «Морже» из ильма и тика, а на «Соболе» и «Горностае» только из тика. Набор и обшивка скреплялись нагелями из акации. В подводной части использовали медные болты и гвозди, а в надводной железные. Подводная часть обшивалась медными листами. Из бронзы изготавливались: часть киля в корме, ахтерштевень и перо руля; из жёлтой меди: кнехты, планки, решётки над световыми люками машинного отделения и кают-компании; из чугуна: клюзы. В бортах носовой и кормовой частей были по восемь иллюминаторов. На других лодках, в отличие от «Моржа» было увеличено число шпигатов на верхней палубе и увеличенная до 356 мм высота комингсов машинных люков. Для настила верхней палубы «Моржа» был использован тик, а для «Соболя» и «Горностая» сосна. 3 ноября 1865 года по предложению командира «Горностая» лейтенанта К. Ф. Литке кораблестроительный технический комитет (КТК) одобрил ряд действий по изменению дифферента и разгрузке лодок: уменьшили высоту рундуков в кубрике, переместили ростры и бомбовый погреб в корму и оба крамбола также сместили в корму. В 1877 году в Шанхае тимберован «Соболь». В 1881—1882 годах «Горностай» прошёл ремонт в Нагасаки и перестройку юта во Владивостоке.

Движитель и главные механизмы

Парусное вооружение на всех лодках — трёхмачтовый барк (в разных источниках шхуна / галет). Фок- и бизань-мачты на «Соболе» и «Горностае» были укорочены на 1,2 метра, по сравнению с «Моржом».

На «Морже» установили двухцилиндровую паровую машину высокого давления. Диаметр цилиндров и ход поршня были одинаковые и равнялись 457 мм. Пар вырабатывался тремя котлами длиной 4900 мм и диаметром 1400 мм, общая поверхность нагрева составляла 125,2 м² Машина через гребной вал диаметром 127 мм приводила во вращение двухлопастной винт диаметром 1450 мм, шаг винта составлял 2440 мм. Подъём и спуск винта осуществлялся вручную с помощью щипцов, закладывавшихся в отверстие лопасти. Дым выводился через одну опускаемую на палубу трубу диаметром 700 мм.

По проекту на лодках «Соболь» и «Горностай» устанавливались машины низкого давления с охлаждением паров производства Кронштадтского пароходного завода нарицательной мощностью 80 л. с., с тремя огнетрубными котлами каждая. Их спроектировал главный инженер-механик Балтийского флота Ламберт. Главные механизмы (машина и котлы) отделялись от смежных помещений двумя деревянными переборками толщиной по 64 мм. Скорость под парами достигала 9,8 узла. Дальность плавания под парами экономическим ходом по запасам угля составляла 1080 морских миль. В 1869 году на «Морже» были заменены котлы; в 1871 году — на «Горностае»; а в 1875 году и 1880 году — на «Соболе».

Перо руля снабжалось двумя железными румпелями, нижний из которых был соединен со штурвалом штуртросами.

Вооружение

При проектировании артиллерийское вооружение составляли: два 203-мм бомбических орудия на поворотных платформах и четыре 164-мм короткие гладкоствольные пушки (30-фунтовые).

В кампанию 1864 года на вооружении находились: две 196-мм пушки (60-фунтовые № 1) на поворотных платформах и четыре «десантных» 87-мм нарезных медных орудия, но на головном корабле для опытной эксплуатации вместо одной 196-мм пушки установили нарезную пушку системы Армстронга, которую пришлось сдать в порт по приходу в Николаевск ввиду её непригодности к использованию. В 1880 году 196-мм пушки были заменены 152-мм стальными орудиями, при оставлении без изменения 87-мм орудий — «Морж» так и оставался с одним орудием главного калибра. В 1885 году на «Морж» дополнительно были установлены два 107-мм нарезных и два 42-мм скорострельных орудия системы Энгстрема. В этом же году и «Горностай» получил два 42-мм скорострельных орудия системы Энгстрема.

Команда

Команда канонерских лодок состояла из 88—90 моряков, из которых 5—7 офицеров.

Переход на ДВ и служба

Переход

После ввода в строй, лодки своим ходом перешли на Дальний Восток России, обогнув мыс Горн. Первым к берегам Тихого океана отправился «Морж». Он вышел из английского Фалмута под командованием капитан-лейтенанта А. Е. Кроуна 11 февраля 1861 года. Во время перехода лодка пережила несколько штормов и пожар в котельном отделении. 24 мая 1862 года прибыла в Николаевск. Следующим отправился 4 августа 1865 года «Соболь» под командованием капитан-лейтенанта П. П. Пилкина. Он вышел из Кронштадта и пришёл во Владивосток 8 июня 1866 года. 12 августа 1866 года и «Горностай» под командованием лейтенанта К. Ф. Литке покинул Кронштадт, в Николаевск он пришёл 5 августа 1867 года.

Служба

Войдя в состав Сибирской военной флотилии «Морж», «Горностай» и «Соболь», крейсировали у берегов Восточной Сибири, несли стационерную службу в портах Китая и Японии, использовались как посыльные и гидрографические суда. В кампанию 1885 года «Горностай» был включён в состав Тихоокеанской эскадры. «Морж» и «Соболь», как устаревшие суда, были исключены из списков Сибирской флотилии 3 мая 1892 года. «Горностай» исключили 19 декабря 1893 года. Лодки несли службу на протяжении более 30 лет.

Оценка проекта

Во время эксплуатации лодки показали достаточную остойчивость и легко всходили на волну, бортовая качка была плавной. Но в некоторых условиях сильные удары волн приходились в корму. По мнению офицеров, служивших на этих лодках «эти корабли не обладали всеми качествами парусного судна из-за малой осадки, плоскодонности и смещения центра парусности в корму: в бейдевинд имели большой дрейф и скорость не более 6 уз, при попутном ветре под парусами достигали не более 9 узлов».

Морские канонерские лодки типа «Морж» положили начало отдельному подклассу канонерских лодок русского флота; в их создании отражались новые тенденции развития кораблестроения. Технические достижения тех лет позволили построить многоцелевые мореходные корабли с небольшой осадкой и достаточно сильным вооружением. Эти качества имели особое значение в условиях большой протяженности морских границ, мелководности прибрежных районов. Немаловажен и факт сравнительной дешевизны их постройки, который в условиях постоянной нехватки средств подчас выдвигался в число первостепенных. Именно по этим причинам морские канонерские лодки получили в дальнейшем большое развитие

— Грибовский В. Ю.

.

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: