Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

B-теория времени

Дата: 15-12-2020, 18:06 » Раздел: Статьи  » 

B-теория времени — термин, обозначающий одну из двух парадигм в философии времени, представленных философом Джоном Мак-Таггартом в его труде «Нереальность времени» (1908).

Описание

Согласно Мак-Таггарту, время можно охарактеризовать двумя различными, но взаимосвязанными способами. С одной стороны, оно может быть охарактеризовано как прошлое, настоящее или будущее и описано в естественных языках, таких как английский, с помощью временных форм глагола или второстепенных членов предложения (обстоятельство времени). С другой стороны, оно может быть описано в категориях «раньше», «одновременно с», или «позже». Философы, исследовавшие проблему времени, подразделяются на две группы в зависимости от того, каким образом они интерпретируют природу темпоральных событий. Так, философы, отрицающие, что прошлое, настоящее и будущее одинаково реальны, и утверждающие, что будущее не является таким же фиксированным и определенным как прошлое, являются сторонниками A-теории («А-теоретиками» (англ. A-theorists)). К ним относится, в частности, новозеландско-британский философ Артур Приор. В свою очередь, сторонники точки зрения, что прошлое, настоящее и будущее одинаково реальны, именуются сторонниками B-теории («B-теоретиками» (англ. B-theorists)). К их числу принадлежат, например, Д.Меллор и Д.Смарт.

Сторонники B-теории утверждают, что то, что мы знаем гораздо меньше о будущем, чем о прошлом, просто отражает эпистемологическую разницу между будущим и прошлым: будущее не менее реально, чем прошлое, мы просто меньше о нём знаем (Меллор, 1998). Ряд учёных, в частности, американские философы Уиллард Куайн и Хилари Патнэм, высказали точку зрения, что такие физические теории, как специальная теория относительности и квантовая механика обеспечивают достаточно весомую поддержку B-теории.

С другой стороны, сторонники A-теории считают, что приемлемый счёт времени должен обосновать фундаментальную метафизическую разницу между прошлым, настоящим и будущим (Приор, 2003). Разница позиций между А-теоретиками и B-теоретиками часто описывается как спор о временном переходе или «становлении» (англ. becoming). B-теоретики утверждают, что это понятие вносит неразбериху в представление о времени, в то время как многие A-теоретики утверждают, что, отвергая понятие «становления», B-теоретики отвергают тем самым наиболее важную отличительную характеристику времени.

Другой характеристикой (хотя и не универсальной) для B-теории является признание четырёхмерности времени, то есть представления, что объекты растянуты во времени так же, как и в пространстве и, наряду с пространственными, имеют и темпоральные части. Это представление иногда называют «онтологией временных слоёв» (Кларк, 1978).

Дискуссия между А-теоретиками и B-теоретиками является своеобразным продолжением спора древнегреческих философов Гераклита и Парменида. Парменид считал, что реальность лежит вне времени и является неизменной. Гераклит, в свою очередь, считал, что мир представляет собой процесс непрерывных изменений; реальность для Гераклита является настолько динамичной и эфемерной, что нельзя «войти дважды в одну и ту же реку». Основные метафизические вопросы, являющиеся предметом споров A-теоретиков и B-теоретиков — реальность прошлого, реальность будущего и онтологический статус настоящего.

B-теория времени также обременена рядом философских проблем. Согласно B-теории, временное становление является субъективным феноменом, и, следовательно, не является объективным признаком реальности. Но если феномен субъективной психики становится особенностью объективной реальности, это приводит к отрицанию В-теории времени. Если же B-теоретик утверждает, что нет временного становления психических состояний, то это идет вразрез с опытом. Как отмечал А.Эддингтон, «У нас есть прямое представление о „становлении“, которое отметает всё символическое знание. Если я понимаю понятие существования, потому что я сам существую, то я понимаю понятие „становления“, потому что я сам становлюсь. Это внутреннее Эго всего, что существует и становится».

Темпоральный философ Уильям Лэйн Крейг отмечает, что B-теория страдает той же непоследовательностью, что и все теории, которые считают время иллюзорным. Буддист может отрицать реальность физического мира, так как иллюзия телесности не влечет за собой физических последствий, но это не работает в случае с временным становлением. Шотландский философ Д. Лэрд писал: «Возьмите предполагаемую иллюзию изменения. Это должно означать, что нечто X, по-видимому, изменится, когда на самом деле оно не меняется вообще. Это может быть правдой в отношении X, но как тогда иллюзия должна произойти — если нет никаких изменений в X, то где должно быть изменение? Иллюзия изменения на самом деле является изменением иллюзии. Таким образом, иллюзия изменения подразумевает реальность некоторых изменений. Изменения поэтому непреодолимы, ибо никто не может отрицать появление изменений».


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: