Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Шишкин, Иван Иванович


Иван Иванович Шишкин (13 (25) января 1832, Елабуга, Вятская губерния, Российская империя — 8 (20) марта 1898, Санкт-Петербург, Российская империя) — выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской художественной школы.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств.

Биография

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуга. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Род Шишкиных насчитывает более трёхсот лет.

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873. Холст, масло. 112 × 80 см. Третьяковская галерея, Москва.

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Государственный Русский музей. Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где вместе с Гине, Джонгином и другими числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах Академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с натурой и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда Шишкин сделал экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф, где написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898 года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1880. Холст, масло. 115,5 × 83,5 см. Русский музей, Санкт-Петербург.

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , — считают некоторые критики.

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, Шишкин использует принципы тональной живописи.

Картины Шишкина покупал Александр III («Корабельная роща»), великий князь Павел Александрович («Дубы», рисунок пером).

Его работы находятся:

  • В Третьяковской галерее. В ней имеются такие картины, как «Рубка леса» (1867), «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу», а также семнадцать мастерских рисунков.
  • Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1856), «Тевтобургский лес» (1865), «За грибами» (1870), «Ручей в берёзовом лесу» (1889), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1889), «Остров Крестовский, погружённый в туман» и другими, также этюдами и рисунками.
  • В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Кроме того, картины находятся и в других галереях и музеях:

  • Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина («Опушка леса», 1890);
  • Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых («Верхушки сосен», 1890-е);
  • Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Свердловская область (портрет «Итальянский мальчик», конец XIX века; «Лес», 1880-е);
  • Национальный музей «Киевская картинная галерея» («Вид на острове Валааме. Этюд», 1858; «Сумерки. Заход солнца», 1874; «Первый снег», 1875, «Срубленное дерево», 1875; «Ручей в лесу», 1880; «Заповедник. Сосновый бор», 1881; «Среди долины ровныя…», 1881; «Святой ключ близ Елабуги», 1886; «Дубовая роща», 1887; «Пески», 1887; «Бурелом», 1888; «На севере диком…», 1891);
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь («Хвойный лес», 1873, «У калитки. Сиверская», 1874—1883), «Полесье», 1883);
  • Национальная галерея Армении («Опушка леса», 1884);
  • Самарский областной художественный музей («Поляна в лесу», 1889);
  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань («На даче», 1894; «Швейцарский пейзаж», 1866; «На покосе в дубовой роще», 1874; «Пейзаж с озером», 1886, «Обрыв», 1893; «Лесная поляна [Полянка]», 1897; «Лиственный лес», 1897);
  • Нижегородский государственный объединённый музей-заповедник («Пасека», 1876; «Туманное утро», 1885; «Кама близ Елабуги», 1895);
  • Таганрогская картинная галерея («Лес перед грозой», 1872);
  • Пермская художественная галерея («Сосновый бор с рекой вдали. Танайский бор близ Елабуги», 1878, «Золотая осень», 1888; «Верхушки сосен», 1895);
  • Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина («Полдень. Окрестности Москвы. Братцево», 1866);
  • Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Сосна. Мерикюль», 1894);
  • Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки («Валежник. Этюд к картине „Лесное кладбище“», 1893);
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств («Скалистый берег», 1879; «Лес», 1880);
  • Дальневосточный художественный музей, Хабаровск («Сосновый бор», 1895);
  • Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск («Лес вечером», 1868);
  • Челябинская областная картинная галерея («Опушка леса», 1879);
  • Серпуховской художественно-исторический музей («Еловый лес зимой», 1884; «Лес весной», 1884, «Сестрорецкий бор», 1886);
  • Калужский областной художественный музей («Берег моря», 1890);
  • Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Еловый лес», 1891);
  • Львовская галерея искусств («После бури. Мери-Хови», 1891);
  • Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек («Лесная сторожка», 1892);
  • Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого («Лес-осинник», 1896);
  • Ташкентский художественный музей («Лесной пейзаж», 1872; «Лесная мельница», 1897);
  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля («Лес», 1885, «Старые липы», 1894).

Художник-гравёр

Шишкин был гравёром-профессионалом, исполнившим по исследованиям Д. А. Ровинского, 100 офортов, 68 оригинальных литографий (22 — рисунки пером на камне и 46 — рисунки карандашом на камне), 15 работ отнесены к «Цинкографическим опытам».

Свой первый офорт «Горная дорога» Шишкин создал в 1853 году, когда учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1863 году он бегло ознакомился с техникой офорта у Рудольфа Коллера (Швейцария), а систематически стал работать в этой технике с конца 1860-х годов. В 1871 году Шишкин стал членом-учредителем «Общества русских аквафортистов», созданного по инициативе Л. М. Жемчужникова и А. И. Сомова. Кроме обычного приёма иглой, Шишкин применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. В 1861 году несколько листов литографий художника было напечатано в «Русском художественном альбоме» вместе с литографиями В. Г. Перова, А. Н. Волкова, Н. П. Петрова. В 1868 году был изданы «Этюды с натуры пером на камне» с шестью литографиями. В мае 1873 года Шишкин подготовил и сам напечатал альбом «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина» (титульный лист и 10 офортов, среди такие виртуозные миниатюры, как «У костра», «Задворки», «Лесные цветы», «Перед грозой»), выпущенный как премия Императорского Общества поощрения художеств. Офорты этого альбома выполнены травлёным штрихом, акватинтой, рулеткой. В 1870-х годах Шишкин провёл ряд опытов цинкографии — «выпуклого офорта». В качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива» Шишкин создал более двадцати автоцинкографий (техника «выпуклого офорта»). В 1878 году Шишкин издал второй альбом «25 гравюр на меди И. И. Шишкина», который ему помог подготовить в печати его друг, пейзажист И. В. Волковский.

А. Беггров в 1884—1885 годах издал в двух альбомах сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году художник выпустил в свет третий альбом «Офорты И. И. Шишкина. 1885—1886», состоящий из 26 абсолютно новых гравюр. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Последний альбом («60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина») вышел в свет в декабре 1894 года.

Награды

  • Орден Святого Станислава III степени (1867) — за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
  • Золотая медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург) — за заслуги в области тиражной графики.

«Утро в сосновом лесу»: одна из его работ.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса, посещения острова Городомля на озере Селигер — территории, не тронутой человеческой цивилизацией. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании), мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Первоначально на панно внушительных размеров (139×213 см) медведей не было. Однако художник Константин Аполлонович Савицкий, хорошо знавший Шишкина, предложил дополнить картину фигурами живых существ — медведей. По просьбе Шишкина, имеющего некоторые сомнения в своих способностях анималиста, Савицкий изобразил семейку диких зверей, беззаботно играющих между корнями и стволами поваленных сосен, сделав картину динамичнее. До покупки картины П. М. Третьяковым, на ней стояли подписи двух художников: И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины.

В конце 1880-х годов глава известной конфетной фабрики Фердинанда Теодора фон Эйнема (после национализации — «Красный Октябрь») решил придать одному из видов продукции парадный вид. С владельцем картины «Утро в сосновом лесу» заключили договор, получив тем самым возможность снять копию с шедевра. Первую партию конфет «Мишка Косолапый» фабрика выпустила в начале 1890-х годов. Конфеты получили высший знак отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевали Гран-при. Авторство дизайна знаменитых конфет принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

Семья

  • Первая жена (с 28.10.1868) Евгения Александровна Васильева (1847—1874). Её родной брат — художник-пейзажист Фёдор Васильев. В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871—1873) и Константин (1873—1875), умершие в младенчестве, и дочь Лидия (1869—1931). Свою жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870).
  • Вторая жена Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850—1881) — художница-пейзажистка, ученица Шишкина. У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра Виктория Антоновна Лагода.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1880—1882 — 5-я линия Васильевского острова, 10;
  • 1882 — 08.03.1898 года — 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.

Память

  • Мыс Шишкина — южный мыс бухты Тыртова в заливе Чекина на востоке Северного острова Новой Земли. Назван зимой 1901—1902 гг. художником А. А. Борисовым в честь своего учителя И. И. Шишкина.
  • В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину.
  • С 1962 года в Елабуге действует Дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым расположены Шишкинские пруды, основанные отцом И. И. Шишкина.
  • Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.
  • В 2008 году Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах».

Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.

  • Памятник в Елабуге

  • Парк «Шишкинские пруды» в Елабуге

  • Парк «Шишкинские пруды» в Елабуге

В филателии

В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

  • 50 лет со дня смерти И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА [АО «Марка»] #1264; Mi #1220).

  • И. И. Шишкин. «Рожь». СССР, 1948 год, (ЦФА [АО «Марка»] #1265; Mi #1221).

  • И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». СССР, 1948 год, (ЦФА [АО «Марка»] #1266; Mi #1222).

  • И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА [АО «Марка»] #1267; Mi #1223).

  • V международный конгресс по охране лесов. Картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год, (ЦФА [АО «Марка»] #2466; Mi #2384).

  • И. И. Шишкин. «Сосновый бор». СССР, 1971 год, (ЦФА [АО «Марка»] #4058; Mi #3935).

  • 175 лет со дня рождения И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. Россия, 2007 год, (ЦФА [АО «Марка»] #1160; Mi #1392).

  • И. И. Шишкин. «На севере диком…» Россия, 2007 год, (ЦФА [АО «Марка»] #1161; Mi #1393).

Галерея работ

  • «Сторожка в лесу»,
    1870

  • «Берёзовый лес»,
    1871

  • «Берёзовая роща»,

  • «Рожь»,
    1878

  • «На опушке соснового леса»,
    1882, Львовская галерея искусств

  • «Опушка леса»,
    1882

  • «Вечер»,
    1882

  • «Ручей в берёзовом лесу»,
    1883

  • «Лесные дали»,
    1884

  • «Сосна на песке»,
    1884

  • «Полесье»,
    1884

  • «Туманное утро»,
    1885

  • «Дубовая роща»,
    1887

  • «Утро в сосновом лесу»,
    1889

  • «Дождь в дубовом лесу»,
    1891

  • «На севере диком…»,
    1891

  • «После шторма в Мери-Хови»,
    1891

  • «Лес»,
    1895

Комментарии

  • ↑ Годом рождения И. И. Шишкина считается 1832-й год — на основании записи отца (РГАЛИ. — Ф. 917. — Оп. 1. — Ед. хр. 68. — Л. 22об. по книге Трёхсотлетнее древо Ивана Ивановича Шишкина Архивная копия от 3 апреля 2016 на Wayback Machine). Ряд документов указывают иное: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» даёт 1831-й; а в метрической книге о втором венчании Шишкина в 1880-м году указано, что 28 сентября 1880 года ему было 45 лет, то есть годом рождения следует считать 1835-й.

  • (голосов:0)

    Пожожие новости
    Комментарии

    Ваше Имя:   

    Ваш E-Mail: