Ибн Хаджар аль-Хайтами
Шихабуддин Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибн Мухаммад аль-Хайтами (араб. أحمد بن محمد الهيتمي; 1504—1567) — исламский богослов, шейх машаихиль-ислям, мухаддис, факих, имам шафиитов и их опора в фетвах, суфий, ариф биллях
Биография
Его полное имя — Шихабуддин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари. Он родился в 1504 году в местечке Абу Хайтам (Египет). Его отец умер рано и воспитанием аль-Хайтами занялись два учителя его отца: Мухаммаду ас-Сарави, известного, как Ибн Абуль-Хамаиль и его ученику — Шамсуддину Ахмаду аш-Шанави. Шейх Ахмад аш-Шанави отправил аль-Хайтами для начала обучения в Танту. В 1517 году он получил разрешение на обучение в аль-Азхаре, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави.
Ибн Хаджара аль-Хайтами умер в 1566 году и был похоронен на кладбище Джаннат аль-Маля (в Мекке) рядом с Аблдуллахом ибн аз-Зубайром.
Богословская деятельность
Ибн Хаджара аль-Хайтами был известен великолепной памятью. Он был специалистом в области толкования Корана (тафсире), хадисоведении, каламе, фикхе, усуле, фуру’е, суфизме, а также в математике, грамматике, морфологии, логике, баяне и т. д.
Среди его учителей были ученики Ибн Хаджара аль-Аскаляни, среди которых был Закария аль-Ансари. В 1523 году Ибн Хаджар аль-Хайтами получил разрешение выносить фетвы.
Среди его учителей были такие известные богословы как:
- Абдуль-Хак ас-Синбати
- Шихабуддин Ахмад ар-Рамли
- Насыруддин ат-Таблави
- Абуль-Хасан аль-Бакри
- Шихабуддин ибн Наджджар аль-Ханбали и др.
Среди его учеников были такие известные богословы как:
- Абдуррахман ибн Умар аль-Амуди
- Малик аль-Мухаддисин Джамалуддин аль-Хинди
- Аль-Алляма Абус-Саадат
- Аль-Машаих аль-Бурхан ибн аль-Азаб
- Мулла Али аль-Кари и другие.
Трудности во время учебы
Говоря о трудностях, с которыми столкнулся Ибн Хаджар на пути изучения исламских наук, он писал:
«Я перенёс в университете «Аль-Азхар» голод, который не под силу человеку, если Аллах не окажет ему в этом помощь. За четыре года, которые я находился там, только единожды я съел мясо… Но то, что мне пришлось перенести от некоторых своих «приятелей», было ещё хуже», – говорил он, вспоминая нелёгкие дни учебы в каирском университете «Аль-Азхар».
Но на этом испытания учёного не закончились, завистники в дальнейшем поспособствовали пропаже книг, с большим трудом написанных Ибн Хаджаром Аль-Хайтами. Из-за переживания и боли от этого низкого поступка завистников учёный даже серьёзно заболел, но не потерял самообладания. Будучи человеком глубоко верующим, он просил у Творца простить и смилостивиться над своими недругами. И всё же оставаться дальше в таком окружении он не захотел и в 1533 году переселился в Священную Мекку.
Труды
В 1526 году он отправился в Мекку и прожил там год. Вернувшись из Мекки он написал сокращённый вариант «Матн ар-Рауза», а затем и комментарий к нему. В 1533 году он написал разъяснение на книгу «Изах» имама ан-Навави, затем книги «Шарх аль-Иршад» и «Шарх аль-‘Убаб».
После этого он написал фундаментальный среди шафиитов комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави под названием «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж». известный во всём мусульманском мире. Несмотря на то, что на составление этой книги у аль-Хайтами ушло всего полгода, книга получилась очень подробной и ёмкой.
- «Шарх-уль-Хамазиятиль Бусири»,
- «Фатхуль Мубин би шархи Арбаин ан-Навави»,
- «Саваику-м-Мухрика»,
- «Каффу-р-Ра’аъ»,
- «Аз-Заваджир»,
- «Насихат-уль-Мулюк»,
- «Шархуль Альфия»,
- «Ахкам фи Каватии Ислам»,
- «Тахзиру-с-Сикат»,
- «Шарх Кутату Салиха»,
- «Шарх Мухтасару Абиль Хасан»,
- «Шарх Мухтасару-р-Равза»,
- «Манакибу Аби Ханифа»,
- «Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра»,
- «Аль-Фатава аль-Хадийсийя»,
- «аль-Манхаджуль Кавим»,
- «Аль-Минахуль маккиййа фи шархи Хамзиййа»,
- «Аль-Джаухар аль-муназзам».
Ученые суннитского мира о аль-Хайтами
Имам Шихабуддин Аль-Хафаджи Аль-Ханафи: «Выдающийся учёный Шихабуддин Ахмад Ибн Хаджар Аль-Хайтами, поселившийся в Мекке (да возвысит её Аллах). Сколько же достойных делегаций «совершили хадж» к его «Каабе», и сколько лиц, ищущих знания, были направлены к его «кибле». Если он говорил о фикхе и хадисе, то не слышали уши что-либо подобное его речи ни в прошлом, ни в настоящем. Он – возвышенность и опора, и он тот, чьи стрелы размышлений пробивают любую броню. Его просветительские труды осветили в лицах (людей) темноту неясностей…».
Имам Абдул-Ваххаб Аш-Ша’рани (898-973 гг. х./1493-1566 гг.): «… Шейх, имам, великий учёный, исследователь, благочестивый, набожный, аскет, смиренный, отшельник шейх Шихабуддин Ибн Хаджар, поселенец Аль-Харам Аль-Макки (да будет доволен им Аллах). Взял науку от шейхов Египта, которые дали ему разрешение на фетвы и преподавание. Он давал фетвы в университете «Аль-Азхар» и в Хиджазе. Много народа получило от него пользу, … и он по сей день является муфтием в Хиджазе, и все исходили только из его слов. У него многочисленные добрые деяния, совершённые в ночи, и не приблизится взглянуть на них никто, кроме тех, кто очистился от зависти малой и большой…» («Лаваких аль-анвар»).
Имам Шамсуддин Ибн Аль-Гази: «Имам двух Святынь (Мекка и Медина) и муфтий иракцев, Шейх Аль-Ислам и великий исследователь». («Диван аль-Ислам», 1/200-201)
Алляма (знаток), шейх Абдуллах Аш-Шаркави (1208-1227 гг. х./1793-1812 гг.): «Великий учёный, исследователь, отшельник, смиренный, аскет, великодушный человек, Шихабуддин Ибн Хаджар (да сохранит его Аллах и приветствует), жилец почтенной Мекки взял знания от шейхов Ислама в Египте, и дали они ему разрешение на фетвы и преподавание. Потом он преподавал, издавал фетвы в Джамиʻ Аль-Азхаре и в Хиджазе. У него взяли пользу многие люди…» «Тухфат Бахия фи Табакати аш-шафиʻия»].
Шейх Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани (1265-1350 х/1849-1932 м) объясняя принятие людьми книг Ибн Хаджара и обращение их к ним сказал :
«Единогласны все, что он является одним из выдающихся ученых, которого не порицал ни один из ученых и мазхабов Ислама с его века до наших дней. Никто из них не отнес его к новшествам или же противоречию Сунне, или же к чему-либо низшему, что могло бы испортит его знания и религию или доверие обшей уммы к нему».
[«Шавахидуль Хакк», стр. 292]
Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал:
«В общем Шейхуль Ислам был последним выдающимся ученых, морем (знаний) которую не мутят ведра, имам-уль-Харамайн как на этом согласилась достойные уммы, двигающей звездой по пути двигающего неба, из-за которого становились на правильный путь идущие правильным путем, утверждая слово Всевышнего: «а по звездам они находят правильную дорогу»…
От него взяли (знания) те, перечислить которых невозможно из-за их множества. Люди теснились в получении от него знаний, и гордились они своей принадлежностью к нему. Из тех, кто взял от него (знания) из уст в уста, это шейх наших шейхов аль-Бурхан ибн аль-Ахдаб.
Ему дали разрешили на фетвы и на обучение в возрасте меньше 20-ти лет. Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф. Из его рукописей является «Минхаджу аль-Фари», а то, что он прочел невозможно ограничить. Что касается разрешений от шейхов ему, то их очень много, которые полностью охвачены (упомянуты) в «Муъджаму Машах». Прибыл он в Мекку в конце 33 года, совершил хадж и поселился в соседстве с ней (Меккой), потом возвратился обратно в Египет. После совершил хадж со своей семьей в конце 37 года, потом совершил хадж в 40-м году и с тех пор поселился навсегда в соседстве с Меккой преподавая, издавая фетвы и составляя книги».
[«Шазарат аз-Захаб», 8/370]
Враги
Ваххабитский призыв стал самым ярым врагом аль-Хайтами. Известные проповедники ваххабизма обвиняют шейха в неверии (куфр), другие же решили воздержаться именованием "заблудший".
Конец жизненного пути Ибн Хаджара Аль-Хайтами
В 973 году по хиджре благородный учёный завершил свой жизненный путь и перешел в мир иной. На момент смерти учёному было 64 года. Похоронили алима на кладбище Аль-Му’алля (в Мекке) рядом с сыном великого сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ, который ещё при жизни был обрадован вестью об ожидающих его райских благах Зубайра ибн Аль-Аввама, Абдуллой (да будет доволен ими обоими Аллах).
Говорят, после кончины Ибн Хаджара Аль-Хайтами кто-то из его учеников увидел великого имама во сне и спросил о нынешнем его положении. На что Имам Аль-Хайтами ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн (одна из возвышенных степеней в Раю)».