Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

МБР-2

Дата: 14-12-2020, 05:11 » Раздел: Статьи  » 

МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) — советская летающая лодка (по кодификации НАТО: Mote«Соринка»).

Разработана в ЦКБ МС под руководством Г. М. Бериева. Первый полет совершила в 1931 году. Активно применялась во время Великой Отечественной Войны. У летчиков имела прозвище «амбарчик» и «корова».

История создания

Гидросамолет МБР-2 — первый самолет созданный под руководством Г. М. Бериева. В то время была велика потребность в гидросамолётах, в том числе морских ближних разведчиках. Первоначально по проекту самолет был цельнометаллический, но дефицитный алюминий использовался исключительно при создании тяжёлых бомбардировщиков. В связи с этим было принято решение сделать МБР-2 деревянным. В таком виде он был одобрен техническим советом и был рекомендован к испытаниям и производству.

Первая машина этого типа была собрана конструктором в Москве в 1932 году. Испытания машины показали, что МБР-2 обладал хорошими лётно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа.

Испытания головного экземпляра и серийных машин (1934—1937) проводил лётчик-испытатель, комбриг А. А. Ульсен.

Руководством страны самолёт был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации.

Присутствовавший там конструктор А. Н. Туполев назвал этот самолёт «деревяшкой», но самолёт такого типа был нужен авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение.

Конструкция

Одномоторный деревянный свободнонесущий моноплан с двухрядной лодкой, имеющий большую поперечную килеватость. Это обеспечивало самолету хорошую мореходность и способность садиться и взлетать при высоте волны до 0,7 м. Экипаж три человека: летчик, штурман- летнаб и воздушный стрелок-радист.

  • Фюзеляж — двухреданная лодка с килевым днищем. Конструкция цельнодеревянная — материал ясень, сосна и липа. Обшивка березовая фанера, на которую наклеено полотно. Лодка была разделена водонепроницаемыми перегородками на пять отсеков. Первый отсек — кабина штурмана со стрелковой установкой, там же был расположен люк для бомбового прицела и приспособление для крепления якоря. Второй отсек — кабина пилота, закрытая сверху фонарем. Третий отсек — дополнительные бензиновые баки и дополнительный бак масла. Четвертый отсек — стрелковая установка и мотокомпрессор для запуска двигателя. Пятый отсек — хвостовой пустой. В реданной части лодка имеет двойное дно.
  • Крыло — двухлонжеронное, состоит из центроплана и двух отъёмных частей. Центроплан цельнодеревянный. Каркасом является силовой кессон, состоящий из лонжеронов, нервюр и работающей обшивки. Отъёмные части крыла состоят из деревянного носка и центральной части, имеющий в конце герметичный отсек, а также двух отъёмных дюралевых задних отсеков. На дюралевых законцовках установлены аэронавигационные огни. На крыле установлены двухсекционные элероны и щитки-закрылки. На консолях крыльев закреплены подкрыльевые неубирающиеся цельнодеревянный поплавки.
  • Хвостовое оперение — состоит из стабилизатора, киля и рулей направления и высоты. Стабилизатор — подкосный с изменяемым в полете углом установки. Стабилизатор и руль высоты имеют дюралевый каркас и полотняную обшивку покрытую аэролаком. Нижняя часть киля деревянная является частью фюзеляжа, верхняя часть цельнометаллическая, оклеенная поверх дюралевой обшивки полотном и покрытая специальным лаком. Руль направления цельнометаллический, оснащен триммером.
  • Шасси — колесно-лыжное с задним костылем. Основная опора шасси включает амортизационную стойку, полуось и подкос, которые крепятся к кронштейнам на центроплане и бортах лодки. Для передвижения по площадке, спуску на воду и подъему на берег самолет устанавливали на две тележки: основную, устанавливаемую под передний редан и хвостовую. Шасси устанавливалось при эксплуатации самолета с земли. В зимнее время самолет оборудовался лыжным шасси.
  • Управление — двойное, штурвалы расположены на одной колонке. К стабилизатору и рулю направления проводка тросовая, к рулю высоты и элеронам полужесткая, состоящая из стальных тросов и трубчатых тяг.
  • Силовая установка — поршневой двигатель жидкостного охлаждения АМ-34Н мощностью 750 л. с. Винт двухлопастный, толкающий с изменяемым на земле шагом, диаметр 3 м. Двигатель крепился на стойках над центропланом. Топливо размещалось в двух основных баках, расположенных в центроплане, емкостью 670 л и в двух дополнительных съемных лодочных баках емкостью 460 л. Запуск двигателя производился при помощи сжатого воздуха из баллона или от пускового мотокомпрессора.
  • Вооружение — два пулемета калибра 7,62 мм на турелях с боекомплектом по 1000 патронов на пулемет. На наружней подвеске — бомбы общей массой до 500 кг.

Эксплуатация

В конце 30-х годов летающие лодки Бериева были основными гидросамолётами советской морской авиации. МБР-2 были прочны, надежны, просты в пилотировании и обладали хорошей мореходностью. Простая деревянная конструкция позволяла техническому составу производить ремонт любой сложности непосредственно в частях. Однако дерево требовало специального ухода.

Самолёт после каждого вылета (и, соответственно, посадки на воду) требовал просушки — техники в водозащитном обмундировании выталкивали самолёт на сушу, где на побережье разводились костры, которыми прогревали песок, мешками с которым обкладывали корпус самолёта, использовали также электролампы, горячий сжатый воздух или бидоны с горячей водой. Для просушки корпуса требовалось несколько часов, после чего самолёт был готов к вылету.

Кроме СССР, МБР-2 эксплуатировались в КНДР и в Финляндии. В Корею самолеты были переданы официально, а в Финляндию попали пять трофейных МБР-2. Финны использовали их в качестве противолодочных с самолетов, разведчиков, спасателей, также для разбрасывания листовок в районе Ладоги.

Рекорды
  • Экипаж военных летчиц (командир старший лейтенант Полина Осипенко, старший лейтенант Вера Ломако и штурман-радист лейтенант Марина Раскова на самолёте МП-1 в 1938 году совершили рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск протяженностью 2 416 км.
  • Самолёт авиалинии Одесса — Батуми совершил аварийную посадку в акватории Чёрного моря, где в течение девяти суток дрейфовал в штормовых условиях.

Боевое применение

Самолёт широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъёмочный вариант. Несколько МБР ранних серий были выпущены в варианте «волнового управления и наведения» (ВУ) — для взаимодействия с торпедными катерами — в этом варианте экипаж был 5 человек. Летные характеристики самолета не позволяли эффективно применять его в качестве дневного разведчика и бомбардировщика, а отсутствие РЛС ограничивало возможности по противолодочной борьбе, но его активно использовали как ночной бомбардировщик и поисково-спасательный самолет.

В 1938 году МБР-2 Тихоокеанского флота принимали участие в обеспечении боевых действий у озера Хасан.

В течение всей советско-финской войны МБР-2 в составе ВВС Балтийского флота принимали участие в боевых действиях.

Широко применялись во время Великой Отечественной войны, в особенности на Чёрном море. В силу слабого оборонительного вооружения несли высокие потери. В 1943 году с самолётов МБР-2 Каспийской военно-морской флотилии был нанесён бомбовый удар по зданию Калмыцкого обкома ВКП(б) (г. Элиста), в котором в то время размещался штаб гитлеровской дивизии.

В 1945 году МБР-2 участвовали в операции по освобождению Сахалина.

Варианты

  • МБР-2-М-17 — с двигателем М-17б (первоначально БМВ-VIф) — серийный; Выпускался таганрогским авиационным заводом с 1934 года. МБР-2-М-17 было изготовлено примерно треть всего парка этих самолетов.
  • МБР-2ВУ-М-17 — самолёт-водитель радиоуправляемых катеров — серийный; Предназначался для радионаведения торпедных катеров со взрывчаткой на боевые корабли противника. Был оснащен специальной аппаратурой волнового управления и наведения. Кабина радиооператоров была размещена за кабиной пилотов. В 1937 году МБР-2ВУ-М-17 находились на вооружении всех флотов СССР.
  • МП-1 — пассажирский гидросамолет — серийный; Гражданский вариант гидросамолета. Вооружение было снято. Салон имел отделку и был оборудован шестью креслами. Это был первый комфортабельный советский гидросамолет. МП-1 был окрашен в сине-бирюзовый цвет и обслуживал авиалинию Ялта — Одесса.
  • МП-1Т — транспортный гидросамолет (переоборудовались из МБР-2-М-17) — серийный; Было снято вооружение и некоторое оборудование, установлены приспособления для транспортировки грузов. Самолет использовался в полярной авиации, для аэрофотосъёмки, ледовой и рыбной разведки, а также для изыскательских работ в Сибири.
  • МБР-2 М-34 (также называемый МБР-2бис) — с двигателем М-34 (с 1937 он назывался АМ-34) — применялся двигатель без редуктора в двух вариантах: с нагнетателем АМ-34НБ и без него АМ-34Б . Отличался формой вертикального оперения — скругленной и суженной к верху — серийный; Кабина пилотов была закрытой. В начале 1937 года был запущен в серийное производство. В варианте «Амфибия» с постоянно установленным колесном шасси мог взлетать и садиться на грунт и на воду.
  • МБР-2ВУ-М-34 — самолёт-водитель радиоуправляемых катеров — серийный;
  • МП-1бис — пассажирский гидросамолет — серийный, на него также устанавливался двигатель М-34. Особенностью самолёта было размещение аппаратуры для аэрофотосъёмки, для работы которого в корпусе был устроен специальный герметичный люк. От НКПС поступил заказ на пять таких машин, которые были поставлены в 1937 году. Позже дополнительно было заказано ещё два самолёта, они в 1939 году поступили на службу в НКПС. Эта техника обслуживала задачи проектирования и строительства Байкало-Амурской магистрали; Пассажирская кабина была достаточно комфортабельна: шесть удобных кресел, освещение, вентиляция, звукоизоляция. Эти самолеты эксплуатировались на реках Сибири, Дальнего Востока, Урала, летали на регулярных рейсах Крайнего Севера, Черноморского побережья.
  • МБР-2-М-103 с двигателем М-103 и металлическим трёхлопастныим винтом с изменяемым шагом. Отрабатывался опытный двигатель М-103 и его топливная и масляная система для строящегося самолета МБР-7.В серии не был — из-за опытного двигателя.
  • МБР-2 бис «Полярный» — создавался специально для полярной авиации. Самолет имел утепленную кабину с обогревателем и усиленное днище лодки. Поступили в полярную авиацию в 1934 году и эксплуатировались в районах Крайнего Севера до конца 40-х годов.

В искусстве

  • Х/ф «Торпедоносцы» (1983)

(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: