Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Гальфрид Монмутский


Гальфрид Монмутский (лат. Galfridus Monemutensis, также Monmutensis, Monemuthensis, валл. Sieffre o Fynwy, Gruffydd ap Arthur, англ. Geoffrey of Monmouth) (около 1100 — 1154/1155) — священник и писатель, сыгравший важную роль в развитии истории в Британии и заложивший основы артуровской традиции в известном сегодня виде.

Биография

Место рождения Гальфрида неизвестно, но не исключено, что это был Монмут, город на юго-востоке Уэльса возле границы с Англией. Отцом писателя был Артур, капеллан графа Вильгельма Фландрского. В любом случае его жизнь явно была связана с этим местами (как указывает уже его прозвище), а его описания окрестностей Кайрлеона (ныне пригород Ньюпорта) показывают, что он хорошо знал эти места. Гальфрид учился в Оксфорде, где он встретил некоего Уолтера, тамошнего архидиакона. 21 февраля 1152 году Теобальд, архиепископ Кентерберийский, рукоположил Гальфрида в епископа Сент-Асафа (лишь за 10 дней до того Гальфрид стал священником). Как замечает Л. Торп, «нет свидетельств того, чтобы он когда-нибудь посещал свою кафедру; собственно, из-за войн Оуайна Гвинеда это было, скорее всего, невозможно». Известно шесть хартий, подписанных Гальфридом (от 1129 до 1151 г.). Дата его смерти отмечена в валлийских рукописях в промежутке между Рождеством 1154 и 1155 годов.

Произведения

Гальфрид создал несколько заметных литературных произведений. Самое раннее из них — «Пророчества Мерлина» (Prophetiae Merlini), написанное до 1135 года и опубликованное по просьбе Александра, епископа Линкольна. Они представляют собой несколько апокалиптических текстов, которые Гальфрид представил как принадлежащие волшебнику Мерлину. Именно к Гальфриду восходит эта версия его имени (в валлийской традиции оно выглядит как Myrddin). «Пророчества» были первым приписываемым Мерлину произведением, известным вне Уэльса. «Пророчества» получили большую известность, и многие им верили. Дж. Дж. Пэрри и Р. Колдуэлл замечают, что они «воспринимались весьма серьёзно, даже учёными и мудрыми людьми, во многих странах»: примеры этого можно было встретить даже в 1445 году.

Ещё один труд Гальфрида — «История королей Британии» (Historia Regum Britanniae). Гальфрид представил её как истинную историю Британии от заселения её Брутом, потомком троянского героя Энея, до смерти Кадваладра в VII веке. В частности, в этом труде содержатся рассказы о вторжении Цезаря, Леире и Кимбелине (пересказанные Шекспиром в «Короле Лире» и «Цимбелине») и короле Артуре. Автор подчеркнул значение валлийского города Карлеона как одного из важнейших центров британской истории. Гальфрид утверждает, что источником его труда послужила «некая весьма древняя книга на языке бриттов» (Britannici sermonis librum vetustissimum), которую ему якобы вручил Уолтер Оксфордский, однако в самом существовании этой книги большинство учёных сомневаются. Несомненно, что помимо собственного воображения Гальфрид руководствовался «Историей бриттов» Ненния (IX век), «О погибели Британии» Гильды Премудрого (VI век), «Церковной историей народа англов» Беды Достопочтенного, латинскими хрониками, валлийскими генеалогиями и другими источниками (не исключено, в частности, что он был знаком с какой-то из версий повести, известной как «Килух и Олвен»). В «Истории королей» почти не содержится собственно исторических сведений, и уже в 1190 году Уильям Ньюбургский писал: «Совершенно ясно, что все, написанное этим человеком об Артуре и его наследниках, да и его предшественниках от Вортигерна, было придумано отчасти им самим, отчасти другими — либо из неуёмной любви ко лжи, либо чтобы потешить бриттов». Тем не менее, созданные им заново образы Мерлина и Артура оказали огромное воздействие на распространение этих персонажей в валлийской и общеевропейской традиции. Можно считать, что именно с него начинается артуровский канон.

Наконец, когда-то между 1149 и 1151 годом Гальфрид написал «Жизнь Мерлина» (Vita Merlini). Это эпическое повествование, написанное гекзаметром, является пересказом валлийских традиций о Мерлине (точнее, о «дикаре Мерлине», Myrddin Wyllt). Все свои произведения Гальфрид создавал на латыни, так что они были хорошо известны по всей средневековой Европе.

Влияние

Труды Гальфрида были хорошо известны по всей Европе; кроме того, весьма скоро стали появляться переложения его произведений на «народные» языки. Валлийский перевод «Истории королей Британии» известен как Brut y Brenhinedd и сохранился в нескольких версиях (Чёрная Книга из Бэзингверка (конец XV века), рукопись Cotton Cleopatra (конец XIII века) и др.). Нормандский поэт Вас пересказал «Историю» в стихах («Роман о Бруте»); на его версии был основан «Брут» Лайамона — одно из первых литературных произведений среднеанглийского периода.

В конце XIII столетия на основании сочинения Гальфрида анонимным автором составлена была англо-нормандская хроника «Брут», завоевавшая популярность среди английских историографов и хронистов, оригинал которой дошёл до нашего времени в 49 рукописях, а латинский перевод XIV века — в более чем 180.

Обоснованной критике историко-мифологическую концепцию Гальфрида впервые подверг в середине XV века монах-бенедиктинец и учёный-гуманист, настоятель аббатства в Сент-Олбансе Джон Уитхэмстед в труде «Житница знаменитых мужей» (Granarium de viris illustribus).


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: