Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Гокет

Дата: 12-11-2020, 03:57 » Раздел: Статьи  » 

Гокет (hoquetus, hoketus, ochetus, hochetus и др. латинизированные формы фр. hoquet — икота) — техника многоголосной композиции в музыке XII—XIV веков.

Краткая характеристика

Суть техники состоит в том, что мелодическая линия рассекается на отдельные звуки или группы звуков, которые распределяются по разным голосам или инструментам, отчего исполнение становится прерывистым, как бы заикающимся.

Одно из первых описаний гокета содержится в «Зеркале милосердия» (около 1142 г.) английского цистерцианца Элреда Ривоского, который (в соответствии с этикой и эстетикой цистерцианцев) выступал за «чистоту» церковного пения, против излишеств и украшений: «Иногда видишь человека с открытым ртом, будто издающего последний вздох; человек этот не поёт, а как бы угрожающе молчит, нелепым образом прерывая мелодию, подражая то ли агонии умирающего, то ли обмороку больного». Наиболее полный свод правил сочинения гокета изложен в трактате Иоанна де Грокейо «О музыке» (ок. 1300); некоторые дополнительные сведения о технике гокетирования (в том числе, изысканный «контрадвойной гокет» — hoquetus contraduplex) предоставляют Якоб Льежский (около 1330) и Вальтер Одингтон (около 1316).

Расцвет гокета в западноевропейской музыке пришёлся на период Ars antiqua, в XIII веке (в анонимных мотетах бамбергского кодекса и Кодекса Монпелье, в рукописях Magnus liber organi), оказав сильное влияние на изоритмический мотет и песенные формы Ars nova (например, у Гийома де Машо, автора гокета «Давид») и Ars subtilior (например, в мотете Матье де Сен-Жана «Are post libamina»). Гокет, заимствованный у французов (aere Gallico), применялся и в итальянской музыке Треченто — в мотетах и «сонетах». К середине XV века гокет исчез из музыкальной практики. Искусство гокетирования возродилось в музыке XX века в связи с развитием серийной техники и пуантилизма (у Антона фон Веберна и его последователей). В то же время идея гокета получила специфическое развитие в технике Klangfarbenmelodie (термин А.Шёнберга) — распределении одной серии между различными инструментами оркестра или ансамбля.


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail: