Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Маргилан


Маргилан (узб. Marg‘ilon/Марғилон) — город в Ферганской области Узбекистана.


Этимология

В основе названия таджикское «Марғ» — «луг, лужайка, поляна» «зеленая трава», «зеленая низменность») и древнеиранского суффикса «Лон» («местность»). При слиянии этих 2-х слов получается «Маргилон» — «зеленая местность».

История

В древности

Маргилан является одним из древних городов Ферганской долины. В 1994—2004 годах в городе работали сотрудники института археологии Узбекистана, выявившие существование орошаемого земледелия в Маргиланском оазисе со времени не позднее IV—III веков до н.э.

Поселение возникло во II—I веках до н.э., когда одна из дорог Великого шёлкового пути пролегла через Фергану. В источниках поселение известно с IX века. Название Маргилан известно с Х века.

Достоверно известно, что Александр Македонский в Фергане не был, а крайним пунктом его экспансии на территории Средней Азии был город Ходжент. Около или на его месте он возвёл город-крепость Александрия Эсхата.

Культ Александра Македонского в Ферганской долине, скорее всего, возник в результате миграций горных жителей, которые считали себя его потомками и являлись жителями квартала «Пошшо Искандар» в Маргилане.

Мазар в этом квартале, где якобы находилась могила Александра Македонского, был датирован XVIII веком (могила сфотографирована в 1935 году).

Из этого следует, что, скорее всего, в мазаре была могила Искандера, однако не Александра Македонского, а Пошшо Искандера родом из Дарваза (Памира) — предка Шаха Дарваза Абулфайзхана, который в XVII веке владел на севере Ферганой, а на юге — Кулябом и Кабулом.

Имя этого завоевателя с течением времени было заменено более популярным именем Александра Македонского, с которым в Средней Азии связано много легенд и преданий.

И мазар стал называться в честь Пошшо Искандара Зулькарнайна (в местном произношении — Зуль-кайнар) — царя Александра Двурогого.

В средние века

Среднеазиатский, узбекский и советский путешественник, писатель, переводчик-полиглот, историк и джадидист Исхокхон Ибрат (настоящее имя — Исхокхон Тура Джунайдулло-ходжа оглы) в своей исторической книге «История Ферганы» («Тарихи Фаргона») 1916 года относит Маргилан к древним городам Ферганы.

Время основания и название города автор связывает с переселенцами из Персии и датирует 833 годом, т.е. IX веком. Согласно археологическим исследованиям, в Маргилане с IX века широко распространилось ремесленничество. Другая версия о происхождении названия города «Маргилон», образованного на месте нескольких поселений прибывшими сюда жителями Гилянской долины, которые у себя на родине занимались шелководством, возможно, более правдоподобна..

В период правления двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), 4-го праведого халифа Али ибн Абу Талиба (656—661), некоторые курайшиты из рода 1-го праведного халифа (сподвижник и тесть пророка Мухаммада Абу Бакра ас-Сиддика) во главе со знатью города Медины начали переселяться на северо-восток до берегов Каспия, где на территории Гилянской долины они создали мощное государство Сеидов со столицей в городе Решт.

В последующие века поселение называли по-разному по звучанию и написанию — Моаргилон, Маргинон, Маргилон, но смысл сводился к одному — «Мы-из-Гиляна».

Истории известно, что с XII до XVII веков Маргилан/Маргилон был крупным персоязычным городом пребывания тюркоязычных племён мингов, юзов и других.

Постепенная ассимиляция с автохтонным населением привело к тюркизизации населения города, который до сегодняшнего дня считается крупнейшим центром производства шёлковых тканей в Центральной Азии.

То, что жители Маргилана являлись носителями персидского диалекта, также подтверждается основателем Империи Великих Моголов Бабуром.

По его данным, в XV веке население Ферганской долины состояло из тюрков и сартов. Жителей Маргелана, Соха, Ришдана, Исфары и Канибадама Бабур относил к сартам, а Андижана и его окрестностей — к тюркам.

В своей книге «Бабур-наме» он пишет:

При Саманидах (IX—X века) Маргилан был небольшим городом. Через него проходил только один торговый путь, который шёл по южной Фергане. В письменных источниках он упоминается как Маргинан.

После угасания под влиянием местных причин таких крупных городов, как Кува и Риштан, в XI веке положение дел меняется.

Процветанию Маргилана способствовало то, что он находился на перекрёстке Великого шёлкового пути, идущего с Запада на Восток.

После Ходжента он разветвлялся на 2 дороги — северную и южную. Южный путь после Канибадама шёл в горнорудный район Сох и далее, через Хайдаркан, в Охна, Кадамжой и, наконец, в Маргилан.

Северный путь после города Ахсикента (Ахсикета) снова делился на 2: один шёл через «Миян рудан» («икки сув ораси», Нарын и Карадарью) в Узгенд, 2-й — в Маргилан.

В этот период город растёт территориально за счет рабада. Интенсивно развиваются все виды ремёсел. И в результате Маргилан/Маргинан в XI—XII веках стал одним из столичных городов Ферганы и имел свой монетный двор, где чеканились монеты от имени наместника Караханидского государства.

Российский востоковед, академик В.В. Бартольд в своих исследованиях указал:

Исламский богослов, представитель суфизма, шейх учения Накшбанди Махдуми Аъзам считал богоизбранного святого Бурхануддин аль-Маргинани своим духовным наставником. Аъзам несколько раз посещал его родину — квартал Дахбед в Риштане.

Спустя более 300 лет Махдуми Аъзам в знак уважения к своему духовному наставнику Бурхануддину аль-Маргинани избрал для своего постоянного места пребывания Дахбед в Самарканде, тем самым продолжив известность поселения, а в последующем основал школу суфизма «Дахбедия».

Средневековые ученые, исламские богословы и законоведы-факихи Маргилана — Абдул-азиз ибн Абдураззок ибн Абу Наср ибн Жаъфар ибн Сулаймон Маргиноний (1084 год), Абу Мухаммад Умар ал-Кандобий ал-Маргиноний (1093 год), Али ибн Абу Бакр Маргиноний (1197 год), Абу Хафс Низомиддин Умар Маргиноний (1203 год), Абул Махосан Захриддин ал-Хасан ибн Али ибн Абдулазиз Маргиноний (1203 год), Абул Хасан Захириддин Али ибн Абдул-азиз ва Шамсул аимма Махмуд Абу Шандий (1112 год), Хасан ибн Али Захириддин ал-Кабир лакаби Абул Махосиндир, Бурхониддин Махмуд ибн ас-Садр ас-Саъид Тож ад-Дин Ахмад ибн ас-Садр ал-Кабир Абдал-азиз ибн Умар ибн Муаз ал-Бухори ал-Маргиноний (наставник Бурхониддина ал-Маргиноний).

С 1710 по 1876 годы Маргилан входил в состав Кокандского ханства и был центром бекства.

В составе Российской империи

В 1875 году после завоевания Кокандского ханства город вошёл в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи).

Во времена Российской империи официальными названиями города были Маргелан или Старый Маргелан (для отличия от Нового Маргелана).

В 2007 году был торжественно отмечен 2000-летний юбилей города.

География

Маргилан расположен на юго-востоке Ферганской долины, в предгорьях Алайского хребта, в 9 км к северо-западу от областного центра — города Фергана. Имеется железнодорожная станция на линии Андижан — Коканд.

Население

Маргилан является одним из трёх крупных городов Ферганской области наряду с Ферганой и Кокандом. В городе живут представители более 30 национальностей.

По состоянию на 1 января 2014 года, численность населения составляет 215 400 жителей

Маргелан, согласно всеобщей переписи населения Российской империи, проведённой 28 января (9 февраля) 1897 года путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи» был одним из крупных городов Средней Азии.

Экономика

Маргилан с древности является центром производства шёлковых тканей. В городе действуют сувенирные фабрики «Ёдгорлик» и «Файзулодин», фирма «Атлас». Есть много мастеров-ремесленников, работающих на дому.

Экономика города сконцентрирована, в основном, на крупном оптовом вещевом базаре и продуктовом рынке. Очень развит частный сектор. Жители города, в основном, заняты куплей-продажей и ремеслом, многие работают в государственных учреждениях.

В годы советской власти в городе построили шёлковый комбинат, художественно-швейную фабрику, ремонтно-механический, трактороремонтный, деревообрабатывающий, чугунолитейный и молочный заводы.

В Маргилане действуют текстильные фабрики «Оршах текстиль» (СП с Турцией), «Осиё Текс», фирма «Атлас», трактороремонтный и хлебобулочный заводы, деревообрабатывающие цеха и т.д.

Многие горожане имеют статус юридического лица и занимаются малым и средним бизнесом. В Маргилане расположены филиалы банков ОАКБ «Хамкорбанк», «Кишлоккуришибанк», «Агробанк», «Миллий банк», «Халк Банки».

Культура

Маргилан с древних времён является одним из крупнейших культурных центров Средней Азии. В этом городе родились выдающиеся деятели культуры, которые внесли большой вклад не только в узбекскую национальную, но и мировую культуру.

Достопримечательности

Архитектурные памятники:

  • комплекс Пир Сиддик (середина XVIII века),
  • Мавзолей Ходжа Магиз (XVIII век),
  • Мечеть Чакар,
  • Медресе Саид Ахмад–ходжа (XIX век),
  • Мечеть Хонакох (XVI век),
  • Мечеть Торон–базар (XIX век),
  • Мемориальный комплекс Бурханиддина Аль-Маргиланий, возведённый в честь известного исламского учёного.

Хокимы

  • Ахатов Неъматилло Асатович,
  • Рахматуллаев Насибулло (до 29 мая 2008),
  • Маматов Илхом (с 29 мая 2008),
  • Эркабоев Шавкат Шакирович (2012—2016)
  • 5Тоиржонов Мухаммадали Абдусатторович .


    (голосов:0)

    Пожожие новости
    Комментарии

    Ваше Имя:   

    Ваш E-Mail: