Форум Статьи Контакты
Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации


Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации — избирательная методика, лежащая в основе процедуры выборов главы региональной исполнительной власти. Непосредственно процедура осуществляется законодательными (представительными) органами субъекта Федерации по представлению Президента России.

Действовала в России с 2005 по 2012 года.

История

Предшественницей этой избирательной методики была система выборов глав субъектов России, действующая с 1996 по 2004 года. Выборы проводились с периодичностью, как правило, 4—5 лет. Порядок проведения выборов регулировался как федеральными, так и региональными законами.

Указанный порядок замещения высших государственных должностей в регионах России был введён в конце 2004 года по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Выступая 13 сентября 2004 года на расширенном заседании Правительства России, Путин объявил о намерении внести ряд принципиальных изменений в избирательное законодательство, поводом для этого послужил теракт в Беслане. Он выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Своё предложение по выработке нового механизма формирования высшей исполнительной власти в регионах он объяснил стремлением своевременно реализовать необходимость комплексной модернизации региональной избирательной системы, в которой новая схема назначения власти в регионах будет построена по принципам, идентичным принципам образования федеральных органов власти. В Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был внесён целый ряд норм, устанавливающих новые правила региональных выборов, призваны действовать в целях обеспечения единства государственной власти и не противоречат положениям иных актов российского избирательного законодательства, что впоследствии подтверждено решением Конституционного суда России. В итоговом постановлении КС РФ указано, что право Президента представлять кандидатуру на должность главы субъекта РФ «не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей и принципа федерализма».

Интересен и тот момент, что в 1996 году Конституционный суд России, рассматривая запрос губернатора Алтайского края о конституционности положений Устава Алтайского края, признал, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением.

8 декабря 2004 года, в ходе дискуссии по обсуждению инициативы главы государства, представитель Президента в Совете Федерации Александр Котенков указал, что все назначенные до вступления в силу нового закона выборы глав субъектов будут проведены согласно прежнему законодательству, и избранные губернаторы будут исполнять свои обязанности до окончания срока полномочий. Вместе с тем, закон содержит норму, которая прописывает процедуру постановки главой региона, избранным до вступления в силу настоящего закона, вопроса о доверии. В частности, до истечения срока полномочий он может поставить перед Президентом страны вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий. Далее Президент России в течение семи дней принимает решение по вопросу доверия и внесения его или иной кандидатуры в законодательный орган региона для утверждения на пост главы субъекта России. Итогом заседания стало принятие документа членами Совфеда: за — 145 человек, 2 — воздержались, 1 — против. 12 декабря 2004 года Федеральный закон, одобренный обеими палатами парламента России, был подписан президентом В. В. Путиным и вступил в силу.

Осенью 2005 года председатель Совета Федерации Сергей Миронов высказал мнение, что новый алгоритм избрания глав региональной власти оказался эффективным в деле обеспечения согласованности действий системы органов управления всех уровней. Предложенный механизм, по словам Миронова, также положительно отразился на динамике работы верхней палаты российского парламента, позволив стабилизировать её кадровый состав, и, как следствие, сосредоточиться на законотворческой деятельности.

2 мая 2012 года Президентом России Д. А. Медведевым был подписан ранее принятый по его инициативе Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон № 40-ФЗ, который отменил принятый в конце 2004 года Федеральный закон о наделении парламентом субъекта России должностными полномочиями лица, представляемого Президентом России и вновь ввёл институт выборов высших должностных лиц. Документ вступил в силу 1 июля 2012 года.

Принцип действия

В соответствии с редакцией Федерального закона № 184-ФЗ, принятой в 2004 году, кандидатуру главы региона утверждает парламент субъекта Федерации по представлению Президента России. За 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора президент вносит свои предложения по кандидатуре нового главы исполнительной власти региона. Законодательное собрание должно в течение двух недель со дня внесения представления рассмотреть указанную кандидатуру. Если законодательное собрание региона отклоняет её, президент в течение недели с этого момента имеет право повторно внести своё предложение. В законе также присутствует пункт о проведении главой государства м соответствующих месячных консультаций по кандидатуре главы региона в случае двукратного отклонения или непринятия решения законодательным органом. В случае, если региональные законодатели в третий раз отклонят кандидата на должность, президент вправе распустить законодательный орган власти региона.

Документом оговаривается, что глава региона может быть отрешён от своей должности главой государства кроме всего прочего «в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Такой порядок отрешения от должности был дважды использован В. В. Путиным во время его президентства в 2000—2008 гг. (в отношении губернаторов Корякского АО и Амурской области В. А. Логинова и Л. В. Короткова). Единожды правом лишить главу субъекта России должности воспользовался Д. А. Медведев (увольнение Ю. М. Лужкова с должности мэра Москвы). Таким порядком своих постов лишились губернаторы Новосибирской, Брянской и Кировской областей В. А. Юрченко (март 2014 г.), Н. В. Денин (сентябрь 2014 г.) и Н. Ю. Белых (июль 2016 г.) соответственно.

Список назначений

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012


(голосов:0)

Пожожие новости
Комментарии

Ваше Имя:   

Ваш E-Mail: