Тяжелоупряжные породы лошадей

12.11.2014

Тяжеловозные породы лошадей сформировались в XVIII—XIX вв. в период бурного развития промышленности, городского транспорта и интенсивного земледелия. В XVIII в. в Англии были созданы суффольки, шайры и клейдесдали; в XIX в. во Франции — першероны; в Бельгии — ардены и брабансоны. В настоящее время за границей наибольшей популярностью пользуются ардены, брабансоны и першероны. В нашей стране тяжелоупряжное коневодство начало развиваться в конце XIX в. после ввоза импортных тяжеловозов, которых использовали как для чистокровного разведения, так и для улучшения местного конского поголовья.
Советская тяжеловозная порода. Эта порода наиболее крупных в нашей стране тяжеловозов была создана путем длительного скрещивания местных и помесных кобыл различного происхождения (помеси першеронов, арденов, битюгов) с жеребцами породы бра-бансон. Утверждена в 1952 г. Брабансонов начали завозить в Россию во второй половине XIX в. Чистопородных брабансонов разводили в основном на Деркульском, Хреновском и Починковском конных заводах. Жеребцов этой породы использовали для улучшения местных лошадей методом поглотительного скрещивания. Решающую роль в формировании породы сыграли Мордовский, Ярославский, Починковский, Куркинский (Пензенской области), Уваровский (Тамбовской области), Ровенский (Сумской области) и Сонковский (Тверской области) госплемрассадники, в которых совершенствование желательного типа лошадей шло за счет разведения помесных лошадей «в себе».
В результате длительной направленной племенной работы был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, существенно отличающийся от импортных брабансонов как по экстерьеру и конституции, так и по продуктивности: советский тяжеловоз суше, несколько легче, обладает более живым темпераментом, чем лошади породы брабансон.
Для лошадей советской тяжеловозной породы характерны средняя по величине голова; средней длины или короткая, мускулистая шея; низкая и широкая холка; широкая, длинная, иногда мягкая спина; ровная и широкая поясница; широкий, раздвоенный, несколько свислый круп; широкая грудь; крепкие, средней длины, достаточно сухие конечности; умеренная оброслость гривы, хвоста и щеток. Основные масти: рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и гнедо-чалая.
Конституция крепкая, темперамент спокойный, однако у отдельных животных встречается рыхлый тип конституции. Из эк-стерьерных недостатков можно отметить запавшее запястье, косолапость, саблистость задних конечностей и мягкие бабки.
Высота в холке жеребцов в среднем составляет 161 см, обхват пясти — 25,2 см; кобыл — соответственно 156,4 и 23,9 см.
Лошади советской тяжеловозной породы обладают высокой скороспелостью. К 6-месячному возрасту элитные жеребчики достигают массы 375 кг и более, а к 3 годам они пригодны к племенному использованию.
Большая энергия роста в подсосный период обусловлена высокой молочностью кобыл, которая за 6 мес составляет в среднем 2000—3000 л молока, а от кобылы Рябина в возрасте 7 лет за 348 дней лактации получено 6173 кг молока (максимальная суточная продуктивность 20 кг).
В испытаниях на максимальную грузоподъемность рекордистом породы является гнедо-чалый жеребец Форс 1951 г. рождения, который провез груз массой 22 991 кг на расстояние 35 м.
Рекордистами породы по срочной доставке груза являются кобыла Рафня и жеребец Зубр. Максимальную тяговую выносливость показала кобыла Жердь (1138,17 м), максимальную силу тяги — кобыла Заводь (8340 Н). Рекорд по троеборью принадлежит кобыле Развилке (103,15 балла).
Основные линии жеребцов: Румба, Режима, Жасмина, Ковбоя, Флейтиста и др.
Советских тяжеловозов разводят почти повсеместно в зоне интенсивного земледелия как в европейской, так и в азиатской части России.
Русская тяжеловозная порода. Работа по выведению породы началась в России с момента ввоза из горной части Бельгии в XIX в. мелких тяжеловозов — арденов. Первоначально их разводили на ферме Петровской сельскохозяйственной академии, затем на Дубровском, Деркульском и Хреновском конных заводах и во многих частных хозяйствах. В 1904 г. разведением арденов занимались уже 376 хозяйств.
Наряду с чистопородным разведением арденов для более быстрого увеличения поголовья тяжеловозов скрещивали с лошадьми упряжного типа разных пород, главным образом с брабансонами и першеронами.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей.
Лошади русской тяжеловозной породы долговечны. Племенная служба жеребцов-производителей и кобыл на племенных заводах продолжается до 20—27-летнего возраста.
Высота в холке жеребцов 150 см; обхват пясти — 22 см, кобыл — соответственно 148 и 20,9 см.
При небольшом росте русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами. Используются они на сельскохозяйственных работах и как ценные улучшатели мелких рабочих лошадей. Весьма хорошие результаты дает скрещивание русских тяжеловозов с местными степными лошадьми. Полученные помеси хорошо развиваются при табунном содержании и по живой массе превосходят местных лошадей на 60—70 кг.
Кобылы русской тяжеловозной породы высокомолочны и за лактацию продуцируют до 3000 кг молока.
Рекордистами породы по срочной доставке груза являются кобыла Геральдика и жеребец Голосок. Максимальную тяговую выносливость показала кобыла Палатка (1091,6 м). Рекордистом по максимальной силе тяги является жеребец Раскат (7734 Н), а по троеборью — кобыла Рыска (85, 84 балла).
В породе существуют два типа — уральский, более крупный, и новоалександровский, менее крупный, но более сухой.
Ведущие линии жеребцов: Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика, Лазутчика, Коварного, Горностая и Разрядника.
Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение при использовании кроссов, линий и инбридинга на выдающихся родоначальников. Для освежения крови иногда применяют ограниченное скрещивание с советской тяжеловозной породой.
Владимирская тяжеловозная порода. На территории Владимирской и прилегающих к ней областей в крестьянских хозяйствах издавна занимались разведением сильной, выносливой, но недостаточно крупной лошади. В 1886 г. здесь была организована Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня, где находились жеребцы рысистых и тяжеловозных пород, которых скрещивали с кобылами из крестьянских хозяйств. Среди тяжеловозов были ардены, суффольки, шайры и клейдесдали. Однако наибольшее влияние на улучшение местных лошадей оказали клейдесдали.
Направленная племенная работа с помесным поголовьем началась с 1936 г. после организации Гаврилово-Посадского племенного рассадника. Официально владимирская порода была утверждена в 1946 г.
Владимирские тяжеловозы — довольно крупные и массивные лошади с высокими рабочими качествами и ярко выраженными экстерьерными особенностями. Голова крупная, длинная, иногда горбоносая; шея длинная, мускулистая; холка высокая; спина длинная, широкая, нередко несколько мягковатая; круп длинный, широкий, раздвоенный, нормального наклона или несколько свислый; грудь широкая и глубокая; конечности хорошо развитые, длинные, сухие. Масть гнедая, караковая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами на голове и конечностях. Лошади имеют свободные, широкие движения на шагу и рыси.
Рекордистами породы по срочной доставке груза являются жеребцы Грозный и Курган. Рекорд по тяговой выносливости принадлежит кобыле Баррикаде (987,2 м); по максимальной силе тяги — жеребцу Экару (8036 Н) и по троеборью — кобыле Гордости (99,90 балла).
Ведущие линии жеребцов: Литого, Ландыша, Шерифа и др.
Основная задача племенной работы с владимирской породой состоит в дальнейшем повышении племенных и рабочих качеств животных путем целенаправленного отбора и подбора и систематического тренинга и испытания молодняка.