Органы воспроизведения млекопитающих

04.02.2016

Яйца млекопитающих значительно отличаются по подклассам. У однопроходных яйца крупные (2,6—4,0 мм) и содержат большое количество питательного желтка, являются меробластическими и имеют сверх желточной вторичной оболочки (zona pellucida) еще третичные оболочки.
Сюда относится белковая оболочка — proalbumen, которая, попав в яйцевод, превращается от впитывания жидкости в белок; в яйцеводе же как результат выделения маточных желез образуется вокруг яйца пергаментообразная скорлупа из кератина с известью. В матке яйцо под влиянием усвоения маточной жидкости увеличивается, достигая у ехидны диаметра в 16,5—13 мм. У сумчатых яйца значительно меньше (0.3 мм) и одеты белковой оболочкой. Совсем маленькие они у плацентарных (у собаки 0.18 мм, у мыши 0.06 мм), голобластические и не имеют белковой оболочки.
Яичники (ovarium) парные и одинаковой величины за исключением утконоса, у которого левый яичник развит сильнее; у однопроходных они гроздевидные, как и у некоторых сумчатых, тогда как у плацентарных они компактнее, продолговаты, часто бобовидной формы.
Яйцеводы у однопроходных разделены на всем протяжении, образуют фаллопиевы трубы, открывающиеся в полость тела, а на противоположном конце открываются в мочеполовой синус каждый самостоятельно; последний открывается в клоаку (рис. 568, А). У сумчатых мы наблюдаем тенденцию к срастанию на некотором расстоянии от синуса правого и левого яйцеводов, что приводит к двум кольцеобразно сросшимся влагалищам; от передней стороны этого кольца отходит по направлению к синусу слепой мешок; если последний прорывается в синус, получается так называемое третье влагалище. Оставшаяся часть яйцеводов образует матку (uterus) и собственно яйцеводы с фаллопиевыми трубами (рис. 568, В и С).

Органы воспроизведения млекопитающих

У плацентарных млекопитающих из прилегающих к зачаточному мочеполовому синусу частей мюллеровых протоков развивается непарное влагалище. Из остальных частей мюллеровых протоков или образуются две матки, каждая с самостоятельным отверстием— двойная матка (uterus duplex) большинства грызунов, трубкозуба, отдельных рукокрылых и некоторых хищных, или две матки с общим отверстием — двураздельная матка, (uterus bipartitus) хищных, свиней, некоторых грызунов, или сращение идет дальше, так что образуется, как мы встречаем у китообразных, копытных, насекомоядных и у большинства рукокрылых и у полуобезьян, двурогая матка (uterus bicornis), и, наконец, при полном сращении получается простая матка (uterus simplex) некоторых рукокрылых, обезьян и человека (рис. 568, F).
Сперматозоиды млекопитающих очень мелкие и просто устроены; они определяют пол, так как одни из них содержат, а другие не содержат Х-хромосому.
Семенники (testes) имеют яйцевидную форму, компактны и соединяются с длинным, сильно извилистым в начале, семяпроводом и с так называемым придатком (epididymis), происшедшим из первичной почки и состоящим из многочисленных извитых тонких канальцев, которые открываются в эту сильно извилистую часть семяпровода (canalis epididymis). Последний переходит в ровный прямой семяпровод (vas deferens), который впадает в мочеполовой синус, вытянутый в мочеполовой канал (canalis urogenitalis, или urethra); последний продолжается в копулятивный орган (penis) и открывается на его конце иногда суженной частью — семяизвергательным каналом (ductus ejaculatorius.).
В связи с семяпроводами находятся особые железы — семенные пузырьки (gl. vesiculares); в связи с мочеполовым каналом развита предстательная железа (gl. prostata), отсутствующая у китообразных, у однопроходных и сумчатых, на месте которой развиты железы мочеполового канала (gl. urethrales), встречающиеся и па ряду с первой. Почти у всех млекопитающих имеются также куперовы железы (gl. Couperi).
Значение секрета этих желез в том, что в нем разбавляется сперма; кроме того, у грызунов после совокупления из него образуется во влагалище пробка, которая не дает сперме выливаться наружу. У летучих мышей нашего климата такой пробкой сперма задерживается в матке в течение всей зимы, так как оплодотворение яйца происходит лишь весной следующего года.
У клоачных, у слонов, китообразных, сирен, у некоторых насекомоядных и неполнозубых семенники в точение всей жизни остаются в брюшной полости тела, у всех остальных они спускаются наружу, помещаясь в особом мешке — мошонке (scrotum). Полость мошонки — полость тела и выстлана брюшиной; она или соединяется с полостью брюха большим отверстием, через которое семенники периодически спускаются в мошонку и втягиваются обратно особым мускулом (m. cremaster), или это отверстие зарастает, семенники постоянно остаются в мошонке.
Внутреннее оплодотворение яйца в матке самки осуществляется с помощью хорошо развитых копулятивных органов.
У клоачных половой член (penis) самца помещается в особом влагалище клоаки, откуда он может выдвигаться наружу. По нему проходит капал, соединяющийся с мочеполовым синусом. Когда отверстие мочеполового синуса в клоаку закрывается, сперма вытекает по каналу члена.
В связи с исчезновением клоаки у живородящих млекопитающих мочеполовой синус срастается с каналом, образуя мочеполовой канал, а половой член оказывается наружи. Помещаясь первоначально около заднепроходного отверстия и будучи повернут головкой назад (у сумчатых), он постепенно перемещается на брюхо. У сумчатых, соответственно двойному влагалищу, penis раздвоен спереди. Копулятивный орган снабжен боковыми пещеристыми телами и пещеристым телом па конце, образующим головку. У сумчатых, рукокрылых, грызунов, китообразных, хищных, ластоногих, полуобезьян и некоторых обезьян в половом члене развивается кость (os penis). Влагалище копулятивного органа образует вокруг головки особую кожную складку (praeputium), куда нередко открываются особые кожные препуциальные железы.
По характеру размножения млекопитающие делятся на три группы сообразно трем подклассам.
Однопроходные (Monotremata) в отношении размножения очень близки к рептилиям и сохраняют унаследованные от них примитивные особенности, — они кладут яйца.
Яйца высиживаются утконосом в гнезде, а ехидной вынашиваются в особой выводковой сумке, которая ко времени откладки яйца развивается на брюхе самки. Тут же вынашивается вылупившийся детеныш, который питается молоком млечных желез. Эти последние в отличие от млечных желез других млекопитающих не имеют сосцов.
Сумчатые (Marsupialia) живородящи, но рождают детенышей малоразвитых, голых, слепых, с недоразвитыми конечностями. Детеныши донашиваются в особой сумке, расположенной на брюхе матери, в которой находятся сосцы молочных желез. Детенышей мать помещает в сумку так, что довольно продолжительное время, пока не разовьются органы чувств и конечности, детеныши висят на сосках, причем молоко впрыскивается в рот с помощью особого мускула.
Высшие млекопитающие (Eutheria) рождают детенышей уже более развитых, во всяком случае настолько развитых, что они могут самостоятельно сосать и имеют более или менее развитые конечности, могущие производить движения. Утробное развитие зародыша более полное и происходит в матке, причем питание плода осуществляется через посредство плаценты, или детского места, откуда эта группа и получила название плацентарных млекопитающих (Placentalia) (рис. 569). Аллантоис, врастая между серозной оболочкой и амнионом и плотно прилегая к серозной оболочке, образует на большем или меньшим пространстве двойную оболочку, или хорион. На поверхности хориона образуются сосочки, которые врастают в слизистую оболочку матки, где ветвятся, так что между кровеносными системами матери и зародыша устанавливается тесная связь. Область такой связи тела матки и хориона и носит название плаценты.
Органы воспроизведения млекопитающих

При рождении сосочки или выходят более или менее свободно от тела матки (неотпадающая плацента,) или настолько плотно срастаются со слизистой оболочкой матки, что при рождении часть ее отдается вместе с хориопном (отпадающая).
Период беременности млекопитающих различный. У сумчатых, рождающих неразвитых детенышей, беременность продолжается лишь незначительную часть всего времени, необходимого для развития детенышей, которые развиваются дальше в сумке матери.
В общем, чем больше животное, тем меньшее число детенышей оно рождает, и чем более развитыми производятся на свет детеныши, тем продолжительнее период беременности. Так, у мыши беременность продолжается всегда лишь 21 день, тогда как у слона до 628 дней; у морской свинки, рождающей способных бегать детей, беременность продолжается 63 дня, а у кролика, рождающего беспомощных детей — 23 дня; у коров 280 дней, тогда как у свиней, рождающих по многу детенышей сразу, — всего лишь 120 дней.
Вторичные половые признаки далеко не достигают у млекопитающих такого развития, как у птиц.
Они выражаются прежде всего в росте. Как правило, самцы больше самок; особенно это различие выражено у морских животных, у которых самцы нередко, как, например, у кашалотов (Physeter), у сивуча (Eumetopias stelleri), превосходят самок вдвое и даже больше. У котика (Calloriiinus ursinus) самец тяжелее самки в 4—5 раз.
Кроме величины, самцы от самок отличаются пропорциями отдельных частей тела, большей развитостью мускулатуры, а потому и большей силой, что видно хотя бы на наших домашних животных.
Далее самцы нередко в противоположность самкам имеют особые органы нападения — оружие для боев. Достаточно указать на рога у оленей, которые развиваются только у самцов, причем как раз ко времени течки самок. Только у северного оленя самки тоже имеют рога. У антилоп можно проследить постепенные переходы от видов, у которых самцы и самки имеют одинаковые рога, к таким, у которых самки вовсе лишены рогов. У коз (Capra) и овец (Ovis) рога самок обычно развиты гораздо слабее, иногда зачаточны или вовсе отсутствуют. Неизвестно ни одного вида млекопитающих, у которых рога были бы только у самок или были развиты у них сильнее, чем у самцов.
Хищные животные, у которых зубы и когти являются орудиями нападения на добычу, не имеют специальных орудий для поединков самцов. У других животных, однако, зубы могут играть роль вторичных половых признаков как орудий борьбы. У многих копытных такую роль играют клыки. Так, у самца кабарги (Moschus), которые составляют подсемейство оленей, нет рогов, по зато большого развития достигают клыки. У самцов верблюдов, некоторых антилоп и у лошадей развиваются в верхней челюсти клыки, которые у самок слабо развиты или отсутствуют. У самцов нарвалов один из клыков достигает исключительного развития. У некоторых видов слонов бивни развиваются только у самцов (индийский слон), а там, где они присущи и самкам, у этих последних они развиты слабее. У самцов ехидны и утконоса на ноге развивается шпора с особой железой.
На ряду с органами борьбы и нападения у самцов развиваются и органы защиты. Таково, вероятно, назначение длинных волос на голове и шее, которые развиваются преимущественно у самцов, как грива у льва, у зубров, некоторых антилоп, многих баранов, как борода козлов, бакенбарды у рыси и пр.
В качестве вторичных половых признаков могут быть также и железы, которые нередко выделяют особое сильно пахнущие вещества. Так, самцы козлов и в меньшей степени баранов издают особые запахи, или вовсе несвойственные самкам или свойственные им в слабой степени. Особенно сильный запах издают они в период половой деятельности. Таковы мускусные железы самца кабарги, некоторых оленей и антилоп. Некоторые самцы в период течки откладывают сильно пахнущий жир, например, североамериканские кроты (Condylura).
Цветовые отличия между полами, которые так развиты у птиц, у млекопитающих встречаются редко. Таковы, например, отличия у кенгуру (Macropus rufus), у которых самец Красноватого, а самки голубовато-серого цвета. Иногда, как например, у некоторых обезьян, голые места самцов гораздо ярче, чем у самок (мандрил).
Ко вторичным половым признакам нужно отнести также голос, который может быть различным у самцов и у самок или отличается у первых большей силой. При этом различные приспособления, вроде резонаторов, оказываются у самцов сильнее развитыми, чем у самок, и присущи только им. Так, у оленей, антилоп, у многих обезьян имеются также резонаторы на горле. Особенного развития и сложности они достигают у обезьян рода ревунов (Mycetes).
Если орудия борьбы, защиты и нападения могли выработаться путем отбора в борьбе из-за самок, то происхождение других вторичных половых признаков у млекопитающих остается так же мало выясненным, как и цветовые и голосовые различия у птиц. При кастрации признаки эти обычно исчезают и, таким образом, стоят в связи с гормональной деятельностью половых желез. Скорее всего здесь просто структурная корреляция.
К числу вторичных половых признаков нужно отнести также некоторые инстинкты и нравы, которые иногда резко отличаются у обоих полов; они обычно сглаживаются при кастрации.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: