Пища птиц

03.02.2016

Возможность приспособлений к разного рода пище, к ее отыскиванию, захватыванию и перевариванию зависит прежде всего от особенностей организации тех родоначальных форм, от которых развилась данная группа животных.
Как форма челюстей, так и характер зубов совершенно определенно говорят в пользу предположения, что пищу родоначальников птиц составляли различного рода животные. Вероятно, подобно разным современным ящерицам они питались разнообразной животной пищей: насекомыми, их личинками, амфибиями и многочисленными и разнообразными в то время рептилиями. Конусообразные острые зубы служили исключительно для удерживания во рту схватываемых животных. Каким образом, однако, произошло видоизменение челюстей в настоящий клюв, покрытый роговым чехлом, и отчего произошла потеря зубов, мы, к сожалению, не имеем возможности судить с достоверностью за отсутствием палеонтологических данных. Возможно, что потеря зубов стояла в связи с развитием рогового клюва с острыми краями и загнутой крючком верхней челюстью. Роговой клюв делал излишним присутствие зубов такого примитивного характера, когда они служили только лишь для захватывания и удержания добычи.
Получив своеобразное строение органа хватания, одетый роговым чехлом, клюв птиц после потери зубов мог в дальнейшем специализироваться в различных направлениях, но не мог дать приспособлений для пережевывания пищи. Эту последнюю функцию выполняет у растительноядных птиц мускулистый желудок, который все же слишком слаб, чтобы заменить зубы жующих ртом млекопитающих. Клювы птиц являют удивительное разнообразие в связи с разнообразием принимаемой птицами пищи (рис. 490).

Пища птиц

Большая часть птиц питается животной пищей, является зоофагами; растительноядные — фитофаги — представляют значительное меньшинство. Среди последних многие, на ряду с растительной пищей, употребляют пищу животную, причем некоторые, являясь неразборчивыми в пище, могут быть причислены к группе всеядных (эврифагия). Как среди растительноядных, так и среди животноядных птиц можно различить таких, которые специализировались к принятию определенного сорта пищи — монофагов (стенофагия) и таких, которые питаются разнообразной пищей (полифагия).
Среди зоофагов хищными птицами мы называем таких, которые питаются преимущественно теплокровными позвоночными — птицами и млекопитающими. Сюда относятся, во-первых, многочисленные представители отряда нормальных дневных хищных птиц (Accipitres), обладающих специальными приспособлениями для добывания пищи в виде хищных ног с длинными острыми крючкообразными когтями и крючкообразной верхней половиной клюва. Когтями хищные птицы схватывают и умерщвляют добычу, а клюв служит для разрывания на части тела животных.
Приспособление хищных птиц к роду пищи шло в разных направлениях. Во-первых, происходила специализация в отношении объектов добычи. В то время как одни из хищников птиц специализировались на добывании млекопитающих, другие специализировались на ловле птиц, третьи — на добывании рептилий и амфибий, четвертые — на добывании рыб из воды. Так выработались и процессе эволюции формы питающихся млекопитающими орлов и сарычей, с широкими крыльями, относительно коротким хвостом, способностью парить или висеть в воздухе, с ногами, пригодными д ля передвижения по земле, с короткими пальцами и длинной плюсной; формы соколов и ястребов, питающихся птицами, которых они ловят на лету. Из них первые — птицы преимущественно открытых пространств — обладают, благодаря длинным и узким крыльям, чрезвычайно быстрым полетом; короткая плюсна и длинные пальцы их ног не пригодны к передвижению по земле, но удобны для схватывания летящей птицы. У ястребов крылья относительно короткие, но длинный хвост, что дает им возможность ловить птиц в лесу, на быстром полете лавировать между сучьями и стволами. Питающиеся гадами хищники обладают длинными ногами: таковы орлы — змееяды, или карачуны (Circaetus), у которых плюсна снабжена настоящим панцырем из щитков, защищающих от укуса змей. Замечательны по сходству своей организации питающиеся змеями африканский секретарь (Serpentarius serpentarius) и южноамериканская кариама (Cariama cristata). Относимые на основании анатомических признаков к совершенно различным группам птиц, они очень напоминают друг друга внешним видом: имеют длинные ноги, защищенные от укусов, загнутый крючковатый клюв, защищенную перьями шею и хохол на голове. Обе птицы одинаково обращаются со змеями, которых растаптывают ногами. Здесь мы имеем пример экологического викариата, с одной стороны, и конвергенции — с другой (рис. 491).
Пища птиц

У других хищных мы видим приспособление к ловле рыб в воде, особенно ярко выраженное у космополитических скоп (Pandion). Скона имеет четвертый палец, отворачивающийся назад, когти острые и длинные, в поперечном разрезе суживающиеся к нижнему краю, лапа снизу покрыта многочисленными иглообразными роговыми образованиями.
Сходное со скопами строение когтей имеют питающиеся рыбой рыбные орлы (Polioaetus), распространенные в Южной Азии.
На ряду с дифференциацией по роду пищи шла дифференциация минных птиц применительно к величине добычи. Крупные хищники ягнятник, орлы, гарпии, орланы — питаются крупными млекопитающими, от зайца до серны и средних обезьян; более мелкие, как сарычи, луни, балобаны, питаются сусликами, хомяками и т. д.; еще более мелкие питаются мышевидными грызунами; то же относится и к питающимся птицами хищникам: крупных птиц бьют ястреба-тетеревятники, соколы-сапсаны и кречеты, мелких — ястреба-перепелятники и соколы-дербники.
Мелкие хищные птицы ловят также насекомых. Так, например, наш кобчик (Erythropus vespertinus), чеглок (Hypotriorcрms subbuteo) охотно питаются крупными насекомыми, ловя их налету, особенно же обитающие в юго-восточной Азии соколы-крошки (Microhierax).
У нашего осоеда (Pernis) приспособление к питанию перепончатокрылыми выразилось, между прочим, в оперении уздечки, которая покрыта чешуйчатыми жесткими перьями, защищающими голову от жала перепончатокрылых.
Совы, по своей организации относящиеся к далекой от настоящих хищных птиц группе сизоворонковых птиц (Coraeiimorphae), по образу жизни являются хищниками, приспособившимися к ночному образу жизни. У них мы имеем сходную с дневными хищниками форму клюва и когтей; однако, у сов четвертый палец отворачивается назад, так что они могут охватывать животных когтями или с трех сторон, шли двумя когтями спереди я двумя сзади. И у сов, так же как и дневных хищников, дифференциация шла в разных, направлениях: по пути приспособления к разному роду пищи — к ловле птиц, млекопитающих, крупных и мелких, или амфибий, рептилий и рыб, а также к разным средам обитания, причем образовывались приспособления, сходные с таковыми дневных хищных птиц. Так, например, добывающая рыб сова-рыболов (Ketupa) имеет поразительное сходство с ногой скопы.
Отчасти хищниками являются поморника (Stercorarius) из отряда чаек (Lari), сорокопуты (Lanius) из отряда воробьиных. И те, и другие имеют загнутый крючком клюв.
Что касается птиц, питающихся рептилиями и амфибиями, то, помимо указанных выше секретаря, кариамы, змееяда, сюда относятся аисты, цапли, многие из крупных зимородков и мелких сов.
Рыбами питается большое количество птиц из разнообразных отрядов. Отряды: гагары (Colymbi), пингвины (Sphenisci), веслоногие (Steganopodes), чайки (Lari), чистики (Alcae) целиком или большей частью являются рыболовами. Цапли (Ardeae), крохали (Merginae) и некоторые нырки из гусиных (Anseres), указанные выше скопы и рыбные орлы из хищных, зимородки (Alcedinidae) из сизоворонковых (Сoraciae) питаются или исключительно рыбой, или преимущественно таковой. При этом мы встречаем весьма разнообразные приспособления для ловли рыб.
Гагары, пингвины, веслоногие, крохали и чистики ловят рыб, ныряя за ними, причем пингвины и некоторые чистики во время пыряния двигаются под водой с помощью крыльев. Чайки, хищные птицы, питающиеся рыбой, бросаются с высоты в воду, высматривают добычу, летая над водой, в то время как зимородки бросаются за рыбой в воду, высмотрев предварительно ее, сидя где-нибудь над водой.
Цапли караулят рыбу, стоя в воде, и хватают добычу подобно змеиным птицам, или анхингам (Plotus), быстро выбрасывая вперед благодаря длинной шее свою голову с длинным и острым клювом.
Для удерживания пойманной рыбы у многих из рыбоядных птиц имеется крючок на конце клюва, а у крохалей (Mergus) по краям клюва имеются роговые зубцы.
У пеликанов (Pelecanus) на нижней челюсти подвешен мешок, и котором сохраняется пойманная рыба.
Немалое количество птиц питается трупами других животных, падалью. Таковы, во-первых, грифы (стервятники) Старого (из Aquilidae) и Нового Света (Cathartae), во-вторых, крупные виды нормальных дневных хищников, как, например, орлы, орланы, подорлики и коршуны, вороны, вороны из воробьиных и буревестники, или трубконосы (Procellarii), для которых падаль не является, однако, исключительной пищей.
В связи с переходом на питание падалью у грифов Старого и Нового Света изменилось строение пальцев и особенно когтей, так как они перестали здесь играть роль органа умерщвления добычи.
Далее падалью и другими отбросами питается аист — марабу (Leptoptilus), представленный африканским и южноамериканским видами. Типичные представители видов, питающихся падалью, имеют как приспособление в большей или меньшей степени оголенные части головы и шеи. У некоторых голой или слабо оперенной оказывается лишь часть головы, у других — вся голова и даже шея. Таковы марабу, королевский гриф и кондор Америки, сипы и другие азиатские грифы. Это помогает птицам забираться головой в глубь трупа, не боясь запачкать перья. Грифы разыскивают падаль с помощью удивительно острого зрения, поднимаясь чрезвычайно высоко над землей. Большинство питающихся падалью птиц способно одновременно съедать громадное количество пищи и затем подолгу оставаться без всякой пищи.
Чрезвычайно большое количество птиц питается мелкими животными из различного рода беспозвоночных.
Водными беспозвоночными питаются буревестники (Procellarii), чайки, утки, нырки, фламинго, ибисы и мелкие кулики.
Буревестники вылавливают различных беспозвоночных на поверхности воды, неутомимо летая над волнами; чайки ныряют за пищей в воду, бросаясь с воздуха, тогда как утки и нырки ныряют за беспозвоночными, плавая по поверхности. У утиных имеются для добывания особые приспособления в клюве. Внутренняя поверхность верхнего и нижнего клюва снабжена по краям особыми пластинками; вместе с бахромчатыми краями языка они составляют особый цедильный аппарат, свободно пропускающий воду, но удерживающий все съедобное во рту. Этому процеживанию помогает обилие нервных осязательных окончаний на пластинках. Такое же строение имеет массивный согнутый коленом клюв фламинго. Эта птица, по своей организации близкая к аистам, обладает длинными ногами и длинной шеей и питается так же, как и утки, т. е. пропуская через клюв, как через сито, воду с илом. У колпицы (Platalea) клюв ложкообразно расширен, у ибисов (Ibis) и многих куликов — загнут серпообразно, в большинстве случаев вниз (кроншнепы, серпоклювы, краснозобики и др.), а у шилоклювки (Recurvirostra) — вверх. У кривоклювого песочника клюв загнут вправо. Клювы многих куликов достигают высокой специализации в связи с родом их пищи. Таков, например, клюв кулика — сороки (Haematopus ostralegus), питающегося преимущественно двустворчатыми моллюсками (Mytilus, Ostrea и др.).
Пища птиц

Многочисленные кулики добывают себе пищу (разного рода беспозвоночных) из земли с помощью своего клюва, который у семейства вальдшнепов (Scolopacidae) особенно обильно снабжен осязательными окончаниями на поверхности, что дает птице возможность разбираться в попадающихся в земле предметах.
Громадное большинство мелких пташек (Passeres) питается насекомыми и их личинками (рис. 492). Как общее правило, клюв насекомоядных птиц тонкий и узкий, с крючком на конце и иногда с зазубринкой по краям. У птиц, которые добывают себе насекомых налету, клюв очень широкий, плоский, с широким разрезом. Таков он у ночных насекомоядных — козодоев, и у дневных — стрижей и ласточек. У мухоловок, которые схватывают налету насекомых, но не гоняются, а только бросаются за ними с ветки дерева, клюв приближается по строению к клюву ласточек.
У птиц, добывающих себе насекомых на деревьях, имеются специальные приспособления к лазанию: цепкие лапы, как, например, у синиц, поползней, дятлов, пищух; жесткий хвост, дающий возможность упираться в дерево, и различные формы клюва специального назначения. Так, пищухи и стенолазы (Tiсhodroma) имеют очень тонкий и длинный клюв, с помощью которого они достают насекомых из щелей; нектарки, маленькие прекрасные птички Старого Света, и колибри Нового Света, добывающие насекомых из цветов, откуда они пьют также нектар, имеют, кроме узких и длинных покровов весьма разнообразной формы, еще длинный растяжимый хвост. У дятлов, добывающих насекомых, живущих в древесине, помимо очень крепкого и острого клюва, исполняющего роль долота, имеется длинный язык, способный далеко выбрасываться вперед благодаря длинным, загибающимся на темя рожкам, снабженный на конце роговым острием с боковыми зазубринками.
Птиц, питающихся растительной пищей, вообще говоря, меньше, чем зоофагов, Большое количество мелких пташек из отряда воробьиных питается семенами растений — это зерноядные птицы. Сюда относятся вьюрковые птицы (Pringillidae), ткачи (Ploteidae), жаворонки (Alaudidae) и вороновые птицы (Corvidae). Клюв этих птиц толстый, конический, приспособленный для шелушения или разгрызания семян. Особенно толстый клюв у дубоноса (Coccothraustes), который может раздроблять даже косточки (костянки) плодов (вишен, слив). У клеста (Loxia) верхний клюв перекрещивается с нижним, что дает ему возможность легко вышелушивать шишки хвойных деревьев. Ореховки и сойки могут раздроблять ореховую шелуху.
Семенами по преимуществу питаются птицы из отряда куриных (Galli), трехперстки (Turnices), тинаму (Tinami).
Что касается голубей (Columbae), то среди них мы видим и таких, которые питаются зернами, и таких, которые питаются мягкими плодами.
Мягкими плодами питаются попугаи (Psittaci), туканы (Rhamphastidaе), птицы-носороги (Bucerotidae), бананоеды (Musopliagidae).
У попугаев большой массивный клюв, похожий на клюв хищной птицы, подвижно сочленяется с черепом, что делает его пригодным к объеданию мякоти плодов. У южноамериканских туканов (Rhamphastidae) клюв очень длинный и толстый, но легкий благодаря наличности спонгиозной (губчатой) костной ткани. Края клюва зазубрены пилообразно. Это дает возможность разрезать кожистую оболочку плодов, а длинный клюв позволяет им отрывать плоды с тонких веток деревьев, до которых добраться иначе не было бы возможности. Птицы-носороги экологически заменяют туканов в тропических лесах Старого Света.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: