Поведение рептилий (высшая нервная деятельность)

03.02.2016

Поведение рептилий сложнее, нежели амфибий, их нервная деятельность находится на более высоком уровне. Это стоит в связи с более высокой ступенью развития у них головного мозга. Полушария здесь развиты сильнее. В передней их части хорошо развиты обонятельные доли. В своде полушарий (pallium) уже намечено разделение бороздой па верхний отдел, являющийся центром высших способностей, и нижний, служащий для восприятия обонятельных раздражений. Сильно развито полосатое тело. В деталях строения полушарий рептилий уже намечаются, хотя еще слабо, особенности полушарий млекопитающих. Помимо увеличения объема имеется явно слоистая кора. Средний мозг (зрительные доли, lobi optici) развит у рептилий слабее, нежели у рыб и амфибий, у которых он являлся зрительным центром. Здесь
волокна зрительного нерва частично идут уже к зрительным буграм — thalami optici, значительно развитому ганглию в основании полушарий. Отсюда волокна идут к коре полушарий, как (в большей мере!) это имеет место у млекопитающих (рис. 416).
Удаление переднего мозга, даже боковых его частей только вызывает у ящерицы потерю способности принимать пищу.
Вкусовые органы расположены у многих ящериц и черепах в ряд, параллельный зубам, у веретенницы (Anguis fragilis) — на кончике языка, у Lacerta — на поперечных складках. Они не отсутствуют и у змей, и слабо развиты у крокодилов. Орган обоняния снабжен особым дополнительным якобсоновым органом. Улитка в органе слуха достигает большого развития только у крокодилов. Орган зрения является, по-видимому, главным рецептором у рептилий, в особенности при распознавании добычи. В сетчатке глаза у рептилий преобладают колбочки, а у черепах и ящериц — исключительно одни колбочки. Последние снабжены особыми «жировыми каплями», т. е. каплями жидкого жира, окрашенного липохромами в желто-красный цвет, поглощающий голубую часть спектра. У многих рептилий имеется, кроме парных, еще непарный теменной глаз, связанный с мозгом. Он сильно вариирует в строении, состоит из преломляющей части, из сетчатки и из пигментного слоя. Последний устанавливается различно в зависимости от освещения, подобно тому как это имеет место в парных глазах. Функция этого рудиментарного глаза не ясна, хотя какую-то функцию он, по-видимому, судя по движению пигмента, имеет.

Поведение рептилий (высшая нервная деятельность)

Рептилии гораздо более активны, нежели амфибии. Как мы видели, большинство их является наземными формами, притом хищными. Исключением являются малоподвижные наземные черепахи. В связи с таким образом жизни рептилии должны более быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Этому и служит лучшее, чем у амфибий, развитие головного мозга и органов чувств.
Относительно деятельности органов ощущения мы знаем еще недостаточно. Ho все же можно сказать, что они имеют большее значение в жизни рептилий, нежели у амфибий. Черепаха, как и змея, чует свою добычу или пищу на расстоянии. Черепаха выбирает свою пищу из смеси разных сортов; змея преследует убежавшего грызуна по следу, руководясь, видимо, обонянием. Осязание у ящериц и змей сосредоточено на языке. Их раздвоенный язык, называемый иногда неправильно «жалом», постоянно высовывается наружу, как бы совершая нащупывающие движения. На нем сосредоточено много осязательных нервных окончаний. Змеи могут при помощи языка воспринимать твердые тела на расстоянии, не придя еще с ними в соприкосновение. Несомненно чувствительны рептилии и к температурным воздействиям. По наблюдениям в природе и по экспериментам мы знаем, что змеи, ящерицы, крокодилы выбирают места с одними температурами и избегают других.
Слух у рептилий развит плохо. Черепахи на звук не реагируют. О слухе гремучей змеи и щитомордника (Ancistrodon) мы знаем лишь, что он рудиментарен, и вряд ли гремучая змея слышит в пашем смысле этого слова. Вряд ли музыка играет какую-нибудь роль в тех представлениях, когда «заклинатели змей» «очаровывают» последних при помощи музыки. Ящерицы, видимо, слышат. По крайней мере их можно дрессировать на звук, а в природе ящерица реагирует на звуки, производимые ее добычей. Вообще следует заметить, что животное может не реагировать на звуки не потому, что оно вообще не слышит, а потому, что эти звуки чужды ему в его обычной жизни, па звуки же, которые имеют для животного жизненное значение, оно будет реагировать.
Относительно зрения черепах мы знаем, что правая часть спектра у них сильно укорочена благодаря окрашенным каплям в колбочках. Глаз черепах, приспособляясь к темноте, становится более чувствительным. Такое животное схватывает (в эксперименте) движущийся кусок мяса, невидимый человеческим глазом. Приспособляемость глаза к темноте в монохроматическом свете одинакова у черепахи и у человека, смотрящего через оранжевое стекло. Относительно чувствительности к длине волны с рептилиями не было поставлено опытов, которые дали бы удовлетворительные результаты. Опыты с различением черного—белого, поставленные с черепахой Chrysemys marginata, дали положительные результаты. Опыты с различением той же черепахой формы и величины тела их не дали. Неподвижную добычу могут распознавать лишь гекконы (на 8—10 см). Другие, например, агамиды, сразу теряют из вида бабочку, которую они преследовали, если она, сложив крылья, сядет. Змеи видят движущегося человека на расстоянии 5 м.
Что некоторые, по крайней мере, рептилии так или иначе, по цветности или по яркости различают цвета, видно из того, что многие из них способны изменять свою окраску при изменении цвета окружающей среды, как, например, знаменитый этой способностью хамелеон.
Способность к научению у рептилий еще очень невелика, но все же она имеется. Ящерицы, змеи и крокодилы обнаруживают иногда хорошее знание окрестностей своего местообитания. Они способны к запоминанию некоторых обстоятельств, к образованию условных рефлексов. Крокодилы, например, содержимые в неволе, приходили в возбуждение каждый раз, как приносили доску, нa которой им разрезали мясо. Черепахи подходили, когда ставили им сосуд с питьем. Когда змеям давали кусать железную палку или глиняный черепок, они скоро переставали кусать не только их, но и все похожие по виду предметы.
Опыты с простым лабиринтом показали, что черепаха может научиться находить дорогу в очень простом лабиринте, по опыты, эти не достаточно убедительны; дрессировка варана удается с большим трудом, причем никогда нельзя быть уверенным, что он не забудет выученного. В общем умственные способности рептилий невелики, но все же они выше таковых у амфибий. При этом те рептилии, которые ведут охотничий образ жизни, обнаруживают больше способностей, чем те, которые питаются червями.
В основном поведение рептилий базируется еще па безусловных рефлексах и инстинктах. Последние у рептилий тоже не достигают большой сложности. Некоторые виды обнаруживают «заботу о потомстве». Ho, как мы видели, эта «забота» представляет инстинкты еще весьма простые, например, у крокодила, охраняющего гнездо. Эволюция рептилий шла, видимо, по линии выработки морфологических адаптаций, средств адаптивной защиты и нападения на добычу. Этими свойствами должны были обладать в высокой мере многие ископаемые рептилии, как, например, динозавры.