Значение рептилий для человека

03.02.2016

Значение рептилий для человека невелико в сравнении с рыбами и высшими классами. Ho все же ряд рептилий используется человеком. С другой стороны, многие рептилии, являясь ядовитыми, имеют для него немаловажное значение, особенно в некоторых странах.
Съедобными являются некоторые черепахи, местами едят также и черепашьи яйца. Исполинские слоновые черепахи были истреблены в значительной мере ради мяса, так как служили чрезвычайно удобным для плавающих в океане парусных кораблей запасом провианта. Они могли долго жить на судне и давали 40—100 кг прекрасного, свежего и вкусного мяса. Их едят и сейчас там, где они еще сохранились. Греческая черепаха (Testudo graeca) постоянно выносится на рынки Италии; из нее приготовляют суп, считающийся лакомством. Близкая к ней туркестанская степная черепаха (Testudo horsfieldi) также вполне съедобна; суп из нее напоминает куриный. Зеленая, или суповая, черепаха (Chelone mydas), очень крупное животное (до 450 кг); она вполне съедобна, так же как и каретта (Ch. imbricata). Съедобны также и яйца черепах или же они служат для вытапливания жира. На яйца некоторых черепах, например, «аррау» (Podocnemis expansa) из бокошейных черепах, производится настоящий организованный промысел.
Употребляется в пищу мясо некоторых крупных ящериц.
Имеют значение некоторые рептилии и в качестве второстепенных видов сырья. Из кожи крокодилов, крупных ящериц, как вараны и ящерицы тейю, а также из кожи многих змей, в особенности удавов, и многих более мелких выделывают различные изделия: дамскую обувь, портфели, портсигары, галстуки, отделку для платьев. Благодаря своей прочности и красивому рисунку кожа этих рептилий и изделия из нее очень ценятся. Ради кожи многие виды местами сильно преследуются, притом чаще без учета динамики запасов этих животных, что грозит их истреблением. Из роговых щитков тех черепах, у которых роговая масса от горячей воды разбухает и при давлении «сваривается», изготовляют различные предметы повседневной жизни и различные художественные изделия. Из варанов добывают ценный жир, идущий в кожной промышленности. Правильное использование рептилий как сырья требует знания их экологии, учета количества, времени размножения, величины приплода и т. д. Это мы, до сих пор знаем очень мало.
Ядовитые змеи. Гораздо большим является вред, приносимый ядовитыми змеями. Правда, страх перед ними несколько преувеличен, по крайней мере в умеренных странах, но все же в некоторых странах, ежегодно умирает от укуса змей большое число людей.
Так, например, в 1911 г. в Индии (по официальным данным) погибло от укуса змей 24 312 человек и 10 634 голов скота; в Бразилии за год в среднем бывает укушено змеями 24 000 человек с 4 800 случаями со смертельным исходом (смертность уменьшают впрыскивания сыворотки).
Змеи ядовиты далеко не все, хотя различие между ядовитыми и неядовитыми змеями вовсе не принципиальное, ибо и у неядовитых есть весьма ядовитая слюна. Из всего количества змей — 2 300 видов — около 250 являются ядовитыми. Распространены ядовитые змеи преимущественно в тропических странах: в Европе 8 видов ядовитых змей, в Африке — около 75, в Азии и на Малайском архипелаге — 166, в Америке, преимущественно в Южной — 91, в Австралии — 80.
Ядовитыми называют тех, у которых имеются «ядовитые зубы», расположенные так, что при укусе яд попадает в рану. Выше было указано деление змей на гладкозубых (Aglypha), заднебороздчатых (Opisthoglypha), у которых зубы с бороздкой сидят на заднем конце верхней челюсти, и переднебороздчатых (Proteroglypha), у которых ядовитыми (бороздчатыми) зубами являются передние зубы. Лишь эти последние являются настоящими ядовитыми змеями, так как при укусе ими бороздчатый зуб или полый делает глубокую рапу (зубы достигают 2.5 см в длину), и яд изливается в глубину.
Желез в голове у змей несколько, но лишь одна, лежащая ниже и позади глаза (паротида), является «ядовитой»; гомологи ее есть и у неядовитых змей. Выделение яда происходит при помощи сокращения височного мускула (m. temporalis).
Ядовитые змеи встречаются в разных семействах и подсемействах (сем. Golubridae с подсем. Elapinae и Hydrophiinae и сем. Viperidae с подсем. Viperinae и Grotalinae). К сожалению, нет такого признака, по которому всякую ядовитую змею можно было бы отличить от неядовитой. Часто признаком ядовитости является широкая голова — широкая вследствие развития ядовитых желез. Ho это не всегда. Многие неядовитые змеи имеют также широкую, плоскую голову, а ядовитые, наоборот (например, очковая змея, Naja tripudians), имеют голову узкую.
Даже наличие ядовитых зубов не абсолютно характерно Трубчатые зубы связаны переходами с бороздчатыми, а последние с гладкими. Также и физиологическое действие секрета ротовых желез не принципиально отлично у тех и других: безвредные для человека змеи с бороздчатыми зубами убивают укусом мышь, ящерицу, воробья; верхние губные железы безвредного ужа (Natrix natrix), морфологически гомологичные ядовитым железам гадюки (Vipera), выделяют секрет,. убивающий морскую свинку. Яд стрелы-змеи (Taphrometopon из Opisthoglypha), которую туркмены считают безопасной, а казахи боятся, будто бы убивает мелких ящериц. Вовсе не парадокс говорить о яде неядовитых змей. Слюна каждой змеи более или менее ядовита.
Змеиный яд представляет собой соломенно- или бледножелтую жидкость с кислой реакцией, содержащую около 30% твердых веществ. Он безвкусен. Лишь у кобры — неприятно горек. В высушенном виде сохраняется неопределенно долго и легко растворяется в воде.
В составе яда находятся различные токсические (отравляющие) вещества, действующие на различные ткани и органы. Содержащийся в нем нейротоксин возбуждает нервные клетки: геморрагии яда действует па внутреннюю оболочку сосудов — эндотелий, на фибрин крови и мускулы действует протеолитическая часть яда. Под влиянием тромбазы яда освобождается фибринфермент, вызывающий свертывание крови. Вообще состав яда змей очень сложен.
Яд легко разрушается веществами, разлагающими протеиды, например, азотнокислым серебром, перекисью марганца, хлорной известью, хлором, бромом, иодом. Количество выделяемого яда у разных змей различно. У гадюки обыкновенной (Vipera berus) — 30 мг, у песчаной гадюки-носорога (V. ammodytes) — 65 мг, у кобры (Naja tripudians) до 220 мг, у гремучей змеи (Crotalus durissus) — 300—370 мг.
Действие яда зависит от количества яда и от места внесения его, а также от вида змеи. После укуса яд поступает в подкожную соединительную ткань и затем всасывается при помощи лимфы и кровеносных сосудов. Будучи введен непосредственно в кровь, вызывает действие немедленно. Через слизистую оболочку рта или пищеварительного канала не всасывается, если только здесь нет рапы. Действие яда различное на теплокровных и холоднокровных животных. На человека яд действует, вызывая, с одной стороны, местные явления, с другой — общие явления отравления. То и другое действие различно у разных видов змей.
После укуса гадюкой (Vipera) вокруг раны тотчас появляется краснота и опухание. Чувствуется сильная местная боль. Опухоль расплывается по всей укушенной конечности и даже по телу. Опухоль спадает на 4—7-й день. На месте укуса может произойти отмирание тканей, их распадение и образование язв. На ряду с этими местными явлениями наблюдаются явления общие: сонливость, упадок сил или возбуждение, тошнота, рвота; пульс становится частым и слабым; тело холодеет, пострадавшему нехватает воздуха, в моче появляется кровь. Слабость может оставаться 2—3 месяца. Иногда получается слепота. В тяжелых случаях через промежуток от 12 часов до 7—8 дней может наступить смерть. При сильном местном поражении больные очень долго мучаются с язвами.
При укусе некоторыми тропическими змеями местное действие бывает во много раз сильнее, и распад тканей (гангрена) может привести к тому, что отваливается нога, или ткани распадаются до самой кости.
При укусе коброй (Naja), наоборот, местные явления незначительны. Хотя окружность раны вздувается, резкой боли нет. Зато очень сильны общие явления отравления: похолодание укушенной части, усталость, непреодолимая сонливость; позднее затемняется сознание, дыхание становится тяжелым, деятельность сердца падает, сильно выделяется слюна, и через 27 часов наступает смерть. Если отравление было не сильно, то через 1—2 дня человек поправляется.
Сходная картина наблюдается и при укусе гремучей змеей (Crotalus): местные явления слабы, гангрены никогда не бывает, по яд сильнейшим образом действует на нервную систему, вызывая нарушения чувствительности, параличи, слепоту и смерть от паралича дыхания. Если отравление было не слишком сильное и протекает не столь быстро, то наблюдается воспаление разных органов: печени, ночек, мозга.
Иная картина — при укусе Elaps, где местной реакции вовсе не бывает.
Яд одной и той же змеи действует различно в разное время. Яд кобры, например, в 10 раз сильнее после линьки, чем до линьки, сильнее после приема пиши, нежели у голодных. Зависит сила действия яда и от времени года, а также и от места укуса. Чем больше в этом месте сосудов, тем сильнее и скорее действие. Действие бывает молниеносным, если яд попал в большую вену. Через здоровую кожу и слизистые оболочки яд не проникает.
Когда яд попадает в организм не в очень большой дозе, организм с ним успешно справляется: поднимается температура тела, наблюдается усиленная деятельность белых кровяных шариков (гиперлейкоцитоз). При смертельных дозах эта защитная мобилизация белых кровяных телец, наоборот, падает (гиполейкоцитоз), падает и температура тела.
Выше было указано, что и неядовитые змеи имеют ядовитую слюну. Яд некоторых «неядовитых» африканских заднебороздчатых змей (OpisLlioglypha), будучи впрыснут, убивал бабуина, кошек, даже лошадь. Наблюдались и боль, и отек, и некроз, и нарушение дыхания. Ho укусы их неопасны (по крайней мере не всегда опасны), ибо ядовитые зубы сидят у них далеко назади. Чтобы змея была на деле ядовитой, надо, чтобы наличие ядовитой железы сопровождалось еще наличием зубов, которыми змея могла бы наносить раны, и по которым яд проникал бы в тело жертвы. Между ядовитыми и неядовитыми змеями существует ряд переходов. Мы видим в них как бы ряд. ступеней эволюции.

Значение рептилий для человека

При укусе ядовитой змеей необходимо: 1) помешать распространению яда из раны в организм; 2) удалить яд, разрушить или нейтрализовать его; 3) лечить поврежденные органы. Поэтому прежде всего необходимо наложить лигатуру (перевязку) выше места укуса, туго закрутить перевязку при помощи палочки; затем сделать надрез в ране, высосать из нее яд, если на губах и во рту нет ссадин. Массировать конечность книзу, к ране, несколько раз. Посыпать рану порошком хлорноватистокислого кальция. Лучше всего ампутировать палец, если его укусила опасная змея. Продержав лигатуру полчаса, спять ее, дать крови свободно разойтись и снова наложить перевязку. Внутрь принимают небольшие дозы алкоголя, еще лучше аммиака или стрихнина. Хорошо действует подкожное впрыскивание стрихнина. Лишь одно лечение действительно вполне: это лечение сывороткой — впрыскивание сыворотки животных, которые были иммунизированы повторным впрыскиванием небольших доз змеиного яда. К сожалению, это не всегда доступно. В тропических странах, где много ядовитых змей и часты случаи смерти от их укуса, устраиваются специальные институты для изготовления змеиной сыворотки. Такие институты имеются в Индии (два), в Японии, в Африке (порт Елизавет), в Алжире (институт Пастера), в Австралии (Сидней), в Северной Америке (Филадельфия), в Южной Америке (в Сан-Паоло-Бутантан, Буэнос Айрес), в Лилле (Пастеровский институт). Наиболее знаменит институт в Сан-Паоло-Бутантан. В институтах имеются «змеиные сады», где отгороженные от внешнего мира стеной и глубокой цементированной канавой с водой, живут, прячась от солнца, в особых домиках змеи, от которых берут яд. Яд берут у змеи, держа ее за шею щипцами, раскрыв ей пасть и давая кусать маленький стеклянный сосуд. Яд высушивают, и в растворенном виде малыми дозами впрыскивают лошадям. У последних в крови получаются антитоксины, развивается активный иммунитет. Сыворотку этих животных впрыскивают укушенным змеями, вызывая у них пассивный иммунитет. Это лучшее средство помощи, действующее, как специфическое средство.
Яд змей, несомненно, защищает их от других животных. Однако некоторые млекопитающие, птицы и рептилии от природы иммунны против змеиного яда и поедают ядовитых змей. Так, например, еж поедает гадюк, то же некоторые представители куниц (Mustelidae), лисица, кабан. Поедает змей и домашняя свинья; это животное в долине реки Миссисипи дрессируют на гремучих змей. Иммунна к яду гадюк и кошка. Славятся своими способностями уничтожать ядовитых змей ихневмон (Herpestes ichneumon) в Египте и мунго (H. griseus) в Индии. Поедают ядовитых змей многие птицы: кондор (Sarcorhamphus gryphus), орел змееяд (Circaetus gallicus), канюк (Buteo), вороны (Corvus), секретарь (Serpentarius secretarius), китайская сова (Ketupa). Из змей Lachesis mutus, Naja, Elaps едят других ядовитых и неядовитых змей. Особенно известна как пожирательница ядовитых змей «муссурана» — неядовитая Oxyrhopus cloelia из Colubridae, достигающая 1,6—2,35 м. Яд даже гремучей змеи на нее не действует. Она схватывает последнюю за спину, добирается, перебирая зубами, До головы, ломает добыче шейные позвонки, повреждает мозг и заглатывает. Борьба длится иногда до 1,6 часа. Поедает она змей, которые в 1.6 раза больше нее.
He все животные, поедающие ядовитых эмей, иммунны к их яду. В крови домашней свиньи нет никаких антитоксинов. Она не боится змей, ибо защищена толстым слоем плотного жира, и яд не распространяется по организму. У других животных имеется иммунитет в крови. Например, сыворотка крови ежа удвояет сопротивляемость кролика яду гадюки. Ho доза яда гадюк в 40 раз более сильная, чем та, что нужна для умерщвления кролика, убивает и ежа.
В крови ядовитых змей имеется антитоксин против их собственного яда. Сыворотка ядовитых змей действует как энергичный антифермеит против яда той же змеи. Ho сильной дозой и впрыскивая яд в соответственном месте, можно убить каждую змею ее же ядом. Например, гадюка гибнет от собственного яда в количестве 100—200 мг под кожу или 2—4 мг в мозг. Другие холоднокровные животные восприимчивы к яду змей в различной степени. Эффект его общий и местный. Главный местный эффект — это выход из сосудов красных кровяных шариков (геморрагия). У некоторых это происходит не только в месте поражения. У укушенных змеей рыб кровь из жабер окрашивает воду. У акулы кровоизлияние происходит внутри черепа. Чаще это бывает в коже. Нервная система поражается нейротоксином. Рыбы теряют равновесие, первоначально придя в сильное возбуждение. Сильно действует яд на черепах. Саранча гибнет лишь от больших доз. На иглокожих влияние еще меньше.
Ядовитых змей человек преследует, стремясь избавиться от них.
Из других рептилий, кроме змей, ядовита только одна ящерица ядозуб (Heloderma horridum), водящаяся в Мексике и соседних частях США. У нее зубы нижней челюсти загнуты крючком, утолщены при основании и некоторые из них снабжены бороздкой, по которой стекает яд слюнных желез, гомологичных неядовитым нижне-челюстным железам змей. Специальных мускулов для выдавливания яда у Heloderma нет. Сухой секрет желез сохраняет свои свойства год. О силе действия яда ядозуба мнения различны. После укуса ядозубом наблюдалась боль, вздутие и покраснение места укуса. Одновременно наступали общие явления: через 5 минут — пот, бледность лица, головная боль, а через час — обморок с конвульсиями. Последствия не оставляли укушенного пять месяцев.
Собака, которой было впрыснуто 5—6 капель свежего яда, сдохла через 15—18 минут. На холоднокровных животных действие слабее.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: