Роль рыб в биоценозах и в круговороте веществ

03.02.2016

Организмы распределены в занимаемом ими пространстве не беспорядочно. Они закономерно группируются в объединения, называемые биоценозами. Биоценозами называются группировки животных и растений, занимающие участки суши или части водоемов, характеризуемые особыми, отличными от соседних участков, условиями существования, т. е. определяемые различными группировками факторов среды. Организмы, входящие в биоценоз, по просто существуют рядом.
Организмы находятся между собой в более или менее тесных взаимоотношениях, прямо или косвенно связаны друг с другом. Связь эта существует прежде всего по линии питания. Каждый биоценоз состоит из ряда «цепей питания»; каждая из них начинается растительными видами, за которыми следуют питающиеся ими растительноядные; за ними хищные, добычей которых служат последние, а этими хищниками нередко кормятся другие хищники. Между многочисленными целями питания, из которых слагается биоценоз, имеется в свою очередь та или иная связь, и все они вместе образуют «цикл, или круг, питания». Таким образом, каждый вид в биоценозе так или иначе связан с другими. А так как биоценоз никогда почти не является изолированным и так или иначе связан с другими биоценозами, то каждый организм своим жизненным оборотом» участвует в общем круговороте веществ и природе. При этом роль различных организмов далеко не одинакова. Рыбы являются в общем круговороте веществ в природе чрезвычайно важным звеном благодаря очень сложным и многообразным отношениям с остальным животным миром, благодаря своей численности и благодаря тому, что, будучи животными водными. они являются важным звеном в переработке той колоссальной энергии, которую накопляют водные растения, многоклеточные и одноклеточные, недоступные для использования их наземными организмами.
Вода составляет главную часть лика земли, занимая 70,8% ее площади. В воде сосредоточивается главная масса зеленого вещества как в виде зарослей водяных растений и водорослей, так и в виде растительного планктона из одноклеточных. Зеленое хлорофиллоносное вещество является главным трансформатором световой лучистой солнечной энергии в энергию химическую. Главная масса водорослей находится на небольшой глубине до 20—50 м, но встречаются они всюду до 400 м глубины. В сравнении с этой необъятной, занимающей сотни миллионов квадратных километров планктонной зеленой сеткой, вес которой должен выражаться числами 10в15—10в16 тонн (!), неизмеримо мала площадь зеленой поверхности суши. К этому следует добавить еще Саргассово море, пловучий лес водорослей, занимающий 100 000 км2, и прибрежные заросли, равные около 1/10 площади океана с мощностью в несколько сот метров.
Растения являются трансформаторами солнечной энергии, источника всей жизни на земле. Животная жизнь невозможна без растений. Колоссальная часть солнечной энергии используется нами и целым рядом животных благодаря рыбам. Фитопланктон, в котором главную роль играют диатомовые водоросли, составляет пищу зоопланктона, поедается бесчисленными беспозвоночными, среди которых важную роль играют Сopepoda, а также молодью рыб. Зоопланктон поедается рыбами. Таким образом, запасаемая растениями энергия переводится в мясо последних.
Личинки сельди, например, будучи от 7 до 12 мм размером, питаются диатомеями, инфузориями, личинками моллюсков, особенно Gastropoda, копеподами (см. Harpacticidae), сами являясь добычей медуз, плевробранхий, червей полихет, сагитты. Вырастая, сельдь питается различными копеподами, теперь уже сама поедает сагитту. Взрослая сельдь кормится крылоногими моллюсками (Limacina), копеподами (Calanus), хвостатыми оболочниками (Oikopleura), ест яйца сельдей же и т. д. Пелагическая скумбрия (Scomber) питается планктонными Crustacea, а после икрометания — рыбьей молодью. Уходя в глубокие воды, она кормится шизоподами, амфиподами, Ammodytes (песчанкой). Донные рыбы, как камбаловые (Pleuronectidae), кормятся донными животными: червями, офиурами, моллюсками и другими рыбами.
Некоторые рыбы поедают ил или детрит — остатки растительных и животных организмов, падающих на дно.
Пищей пресноводных рыб являются растения, а также ряд беспозвоночных — растительноядных и хищных и их личинок.
Количество низших животных, служащих пищей рыб, определяет количество последней. Попытки определить «продуктивность моря» делались на основе определения количества планктона, определяемого по уловам планктонной сетью с определенным диаметром в единицу времени, и при помощи уловов донной фауны особыми аппаратами, берущими пробу с единицы площади дна. Хотя метод этот встречает большие трудности и данные, им получаемые, конечно, приблизительные, но все же, пользуясь им, возможно делать определения запасов рыбы и продуктивности различных областей моря.
Основной пищей морских животных в северных водах являются продукты разложения водорослей рода Zostera. Запасы ее оцениваются в 21 000 000 тонн. Животные, не являющиеся ни пищей человека, ни рыб и питающиеся непосредственно Zostera, представляют около 5 000 000 тонн. Полезные животные, которые способны служить пищей рыб, достигают 1 000 000 тонн. Однако не весь этот миллион тонн используется промысловыми рыбами. Морские звезды съедают 200 000 тонн, 600 000 тонн съедают более крупные гастроводы и ракообразные, часть которых поедается рыбами. Камбалы съедают 60 000 тонн, давая в год 6 000 тонн пищи для человека. Tpескa является менее выгодной рыбой, так как она получает свою пищу, так сказать, из вторых рук, и каждая тонна из ежегодно производимых 6 000 топи представляет примерно лишь 1/20 первоначально синтезированной органической пищи.
Наиболее важная в пищевом отношении сельдь питается планктоном и поедается треской. Последняя поедает также хищных раков и больших гастропод (рис. 220).

Роль рыб в биоценозах и в круговороте веществ

Из приведенной диаграммы (рис. 220) мы видим, что из перво-начально огромного количества органического материала производится все меньше и меньше последнего и, в конце концов, сравнительно очень небольшое количество пищи человека. Получается это потому, что значительная часть материи и связанной с ней энергии тратится на жизнедеятельность промежуточных звеньев между начальным ее запасом (Zostera) и человеком. Было бы выгоднее, цели бы полезные рыбы питались прямо Zostera.
Надо принять во внимание еще то обстоятельство, что, кроме видимого планктона, существует еще невидимый нанопланктон из очень мелких особей. На литр насчитывается в нем 1 000 000 особей.
Затрачивая на жизнедеятельность значительную часть энергии полученной с пищей, рыбы часть ее возвращают воде в виде экскрементов, дающих возможность растениям процветать. Сами рыбы (например, у берегов Перу), поедаемые птицами, превращаются в ценнейшее удобрение — «гуано».
Таким образом роль рыб в круговороте веществ очень велика.
В биоценозах рыбы прежде всего связаны с теми видами животных, которые являются их пищей. Ho и сами рыбы служат пищей многих животных, им угрожают различные враги.
Ряд насекомых — клопов (Ranatra, Notonetca, Naucoris), водяных жуков (Dytiscus, Hydrophilus), личинки стрекоз (Libellula, Aeschna) — нападают на рыб и их молодь. Их поедают лягушки (Rana) из земноводных, ужи (Natrix) — из рептилий. Из птиц рыбами питаются зимородки (Alcedo), крачки (Sterna и др.), чайки (Lari), гагары (Colymbi), все голенастые (цапли — Ardeae, колпицы — Platalea, аисты — Ciconia и др.), пеликаны (Pelecani), бакланы (Phalacroeoracidae), орлан белохвост (Haliaetos albicilla), скопа (Pandion) и многие другие. Количество поедаемых птицами рыб весьма значительно. Так, маленький зимородок в течение 100 дней уничтожает от 1 000 до 1 200 мальков форелей, в желудке цапли находили одновременно 10—16 рыбок, плотвы и ельцов. Пеликан съедает в день с десяток крупных рыб. Молодой еще баклан съедает зараз трех больших рыб, которых он с трудом заглатывает. Из млекопитающих за рыбами охотятся очень многие: водяные куторы (Neomys), крысы (Epimys), норка (Lutreola), выдра (Lutra), камчатский бобр (Latax lutris) и др. Огромное количество рыбы поедают ластоногие (тюлени и др.): так, в одном Балтийском море тюлени съедают в год не менее 60 000 тонн рыбы, в Каспийском — 160 000 тонн, еще больше в Белом и Ледовитом океанах; при этом главной пищей тюленей являются промысловые рыбы: сельди, треска, лососевые.
Наконец, к серьезнейшим врагам рыб следует отнести самих рыб, причем иногда этими врагами являются рыбы того же вида: у рыб развит каннибализм — крупные особи поедают мелких. Ho иногда и мелкие рыбы, действуя скопом, поедают крупных; например, угри нападают на лососей. Вскрытие желудков трески показало, что они бывают полны песчанками (Ammodytes), сельдями и их икрой. Сельдей преследуют макрели (Scomber), тупцы (Thynnus), дельфины и многие другие. Песчанки поедаются, кроме трески, скатами, крупными камбалами, лососями и т. д. Очень много поедается рыбьей молоди рыбами же и другими животными, особенно в открытом море. Это — опаснейший момент в жизни рыб. Также и икре грозит масса опасностей. Сазан, например, в некоторых водах Средней Азии поедает икру маринки (Schizothorax), вытесняя ее; колюшки (Gasterceteus) поедают икру других рыб, форели идут за мечущими икру лососями к гнезду и пожирают их яйца.
Кроме собственно пищевых взаимоотношений, которыми рыбы бывают связаны с добычей и с врагами, с целым рядом животных у них существуют взаимоотношения на почве паразитизма и заболеваний.
Против заболеваний рыбы не очень стойки. Нередко простое изменение температуры воды вызывает у них простуду, воспаление жабер, кожи и т. д. Особенно много существует у них заболеваний, вызываемых внедрением других организмов растительного или животного происхождения, Большие опустошения вызывают среди рыб бактериальные заболевания, например, краснуха среди карпов. Большое значение имеют грибные заболевания. Из последних на первом месте стоит так называемая сапролегния (saprolegnia), играющая огромную роль при искусственном рыборазведении. Грибки эти могут поражать как яйца, так и молодь и взрослых рыб и притом в таком количестве, что сапролегнию долго считали первичной самостоятельной болезнью. Однако теперь мы знаем, что она поражает уже заболевших чем-либо рыб или во всяком случае ослабленных. Существуют и внутренние паразиты — грибы из группы Phycomycetes, вызывающие серьезные заболевания крови и жабер. Есть паразиты и из водорослей.
Грибок Branchyomyces, поселяющийся на жабрах карпа (Cyprinus), душит его.
Очень большое значение имеют споровики — Myxosporidia, вызывающие временами угрожающие эпидемии. Ими вызываются например, так называемая чума усачей, оспа карпов. Инфузория Chilodon cyprini наносит огромный ущерб молодому поколению карповых, паразитируя в коже. Паразитов, живущих в рыбах, вообще чрезвычайно много как внутренних, так и наружных из числа червей и ракообразных. Одних трематод, паразитирующих в рыбах, более 50 видов, некоторые из них в половозрелом состоянии живут в чайках, питающихся рыбой.
В кишечнике некоторых, рыб часто в огромном количестве паразитирует Echinorhynchus (Acantliocephali); в глазном яблоке, вызывая катаракту, — личинка Diplostomum; в мышцах щуки, окуня, форели, судаков — личинка широкого лентеца (Botriocephalus), начинающего свой цикл в пресноводных Copepoda (Cyclops или Diaptomus) и опасного для человека, и т. д. К внешним паразитам принадлежат некоторые жгутиковые, простейшие и инфузории. Они вызывают па коже рыб маленькие беловатые узелки, разрастающиеся в большие дефекты кожи, ведущие рыбу к гибели.
Роль рыб в биоценозах и в круговороте веществ

Далее к внешним паразитам принадлежит ряд ракообразных из семейств: Lernaсidae (на карасях, треске и камбале), Lernaeopodidae (на окуне), Ergasilidae (па карпах, щуке) и Argulidae (обычная карповая вошь — Agulus foliaceus, рис. 221). Ряд наружных паразитов находим мы среди червей из отряда сосальщиков (Diplozoon paradoxum, Gyrodactylus и др., рис. 221, Б), из пиявок (Pisciсola geometra, рис. 221, А).
Мы видели, что у рыб масса врагов среди самых различных животных.
Но вред, приносимый всеми этими животными, незаметен; он компенсируется колоссальной плодовитостью рыб, их высоким «биотическим потенциалом». Ведь, масса икры шестого поколения одной только пары осетров равнялась бы по величине земному шару, если бы осетры размножались беспрепятственно. Массовая гибель происходит не от перечисленных врагов, а от общих условий, действующих главным образом на рыбью молодь. Одной из важнейших причин обеднения водоемов рыбой является сам человек. Хищнический лов, недопускание рыб к местам нереста, всякого рода сооружения в воде и загрязнение вод — вот те средства, которыми человек в бесплановом буржуазном хозяйстве ведет ихтиофауну к уничтожению, по крайней мере в пресной воде. Компенсировать убыль рыбы могут лишь искусственное рыборазведение и ряд других планово проводимых хозяйственных мероприятий, о которых будет сказано ниже. Одни законодательно-охранительные меры не спасут рыбного населения рек и озер.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: